Вечный сюжет Часть 1 Глава 8- Истоки мифа

Юлия Грицай
 А такие люди долго не страдают, даже если их жизнь складывается не только по их собственным желаниям. 
 Да какие там страдания, времени нет. Вообще, это глупость, так поступать, когда решается дальнейшая судьба и появился шанс изменить жизнь к лучшему. Ну, её, со своими порочными страстями.  Если продолжать вести себя подобным образом, на улице останусь. Скоро вернётся посланник и увидит, как мало я добился.
 А хетты, люди практичные, их не волнует, из какого народа и какой веры человек. Они даже мало смотрят на то, мужчина выполняет их задание, или женщина. Главное, извлечь пользу для государства. Потому, дуракам и пьяницам в моём лице помогать никто не будет.
 Конечно, хорошо было бы жить среди людей, которые тебя поймут. Но это вряд ли получится. Более наивное желание – это найти себе девушку, такую, как я хочу, здесь, посреди леса. О, сова полетела. Их тут великое множество, даже утром летают. Буду продолжать ходить по лесу, где кроме меня, никого нет, с совой и начну разговаривать. Надо возвращаться.
 Он вернулся в Афины и тут же встретил бывших приятелей. Которые не считали себя бывшими и обрадовались. 
   - Какие новости? – Спросил у них Ипполит. – А то меня несколько дней дома не было.
   - В Фивах опять неприятности. – Разом заговорили охотники. – Снова междоусобная война началась за наследство Эдипа. Мы опасаемся, что царь решит вмешаться в войну. А мы не хотим! Там же место проклятое! Никакой добычи не захочешь, лишь бы с ними не связываться!
   - Куда я не пойду, все говорят о том, что сын на матери женился. Или мне это уже кажется? – Сказал Ипполит. – Да, какие страшные последствия несёт в себе порочная страсть.
   - Конечно, - согласились с ним охотники, которые на этот раз не имели намерения спорить с царским сыном. – От порочных страстей сплошные неприятности. К примеру, взять критян. Вот, где было царство страстей порочных! Одни Минотавры чего стоят!
   - Минотавры? А кто это?
   - Разве ты не знаешь историю о рождении Минотавров? Критянки во дворцах страстям порочным предавались, с быками. От их связи рождались чудовища с головой быка и телом человека. Это Минотавры. 
   - Что вы! Разве такое возможно?! Сами подумайте!
   - Возможно, если сильно захотеть! Ведь на Крите множество искусных мастеров, они и постарались. Сделали статую коровы, в которую забралась критская царица. Так она смогла вступить в связь с быком и родить Минотавра!
   - Да, ну. Вот глупости. Кто-то вам соврал. Всё на самом деле было  по-другому. – Ипполит против своей воли вспомнил Федру. Но на этот раз сведения, полученные от мачехи на злополучном пиру, пригодились на деле. – Всё было не так. Никто в связь с быками не вступал. Просто у критян была священная церемония. Они с быками танцевали. А знатные критянки сидели на трибунах, бросали танцовщицам цветы и кричали – давай, вперёд, пусть наши победят сегодня! А танцовщицы в это время через быков всего лишь прыгали, делая двойное сальто с упором на рога, только и всего.
   - Они с быками кувыркались, от них рожали Минотавров! Это всякий из ахейцев подтвердит! Почему же ты не веришь? Откуда же, по-твоему, взялись кентавры?
   - Кентавры?
   - Да, кентавры! Чудовища, половина человека и половина лошади. Если поехать к северу от земель ахейцев, их там великое множество. Конечно, же, от связи человека и коня. А ты сомневаешься!
   - Да как же можно в такое поверить?! Послушайте, нет же никаких кентавров. Это же кочевники из северных степей! Они на лошади верхом умеют ездить, а здесь, среди ахейцев, почти никто не может. Вот путешественникам и кажется, что человек и лошадь – это одно целое. Так что кентавр – это на самом деле просто всадник!
   - Не может быть!
   - Нет, это так и есть! Послушайте, - сказал им Ипполит. – Не надо верить всем, кому попало. Ведь о далёких странах рассказывают множество небылиц. А когда туда приедешь, так там и близко нет ничего подобного! Так что верить подобным россказням, это всё равно верить этому, как его? Кенею! Который тут недавно ходил по рынку и рассказывал, что его колдуны превратили в женщину сроком на три года. И женщиной ему понравилось быть больше. А когда ему вернули прежний облик, то он стал спать исключительно с мужчинами, по привычке. Хотя все знают, что Кеней обычный мужеложец, к тому же, ещё и лжец. Не врал бы, не позорился. Такие, обиженные богами, среди ахейцев встречаются, что делать!
 Охотники начали отодвигаться подальше от своего предводителя. Так что царевич остался один, а все остальные афинские юноши сели напротив от него. Один из них сказал Ипполиту:
   - А что же ты перед нами так возносишься? Взгляни на материно царство – что твориться там!
   - Да что же может там такого твориться? – Сказал Ипполит, свято уверенный в том, что о хеттах никто не может сказать ничего дурного.
   - Как же, не может! – Разом ответили все. – Каждый знает, что там, в Анатолии, одни женщины живут!
   - Что?
   - Не притворяйся, что не знаешь! Ведь всем известно, что твоя мать происходит из народа, который состоит из одних женщин.
   - Вы что, где услыхали подобную глупость?
   - Нет, это правда. Но ты не переживай. Мы же понимаем, что о своей матери ты не можешь отзываться плохо. Хотя она из племени мужененавистниц. Ты же единственный во всём их племени мужчина.
 Ипполит внимательно поглядел на них. Нет, все охотники сегодня были трезвыми, но несли редкую ерунду. Но по лицам было видно, что верили в эту странную историю.
   - Что, одни женщины в Хаттусе живут? А царь, а войско?
   - И царь, то есть царица, и войско, и жители, всё это женщины!
 Ну, как с ними можно серьёзно разговаривать! Ведь верят же!
   - А, ну если так, то это замечательно. Я отсюда уезжаю. Выходит, что кроме меня других мужчин из царского рода не осталось, значит, я и буду там править. Всё, надо собираться.
   - И ты их не боишься?
   - Чего мне бояться? Я же там свой человек. Только я приеду, меня с почётом встретят!
   - Что ты, они же тебя убьют! Ведь они убивают всех мужчин, которые окажутся в их стране. Там же целое войско из белокурых девушек, вооружённых луками и копьями.
   - Как, все со светлыми волосами?
   - Да, и из одежды на них только пояса для мечей.
   - Точно, я теряю с вами время! Считайте меня уже здесь нет! Я в Анатолию уехал, и обратно не ждите!
 Ипполит встал и сделал вид, что уходит, ожидая, что приятели оценят его шутку и начнут смеяться. Но они почему-то не смеялись. А только принялись горячо убеждать его не совершать опрометчивый поступок и остаться в Афинах. И не уезжать в страну, населённую одними женщинами. Ведь в краю амазонок его не спасёт от гибели даже происхождение из царского рода.
 Теперь и ему было уже не до шуток. Внезапно он почувствовал, что между порочной любовью мачехи, косыми взглядами и шутками афинян в его адрес, а тем более этой странной сказкой о стране женщин, есть связь. Все эти не связанные между собой события вдруг сложились в сознании вместе, как осколки разбитого кувшина. Лучше бы их вместе не собирать.
 Потому, ему тут же захотелось проверить собственные выводы.
   - Да, может быть, чужие обычаи кажутся вам странными. Но ведь и для людей, которые приехали сюда из далёких стран, обычаи ахейцев тоже могут показаться удивительными и необычными. Вы об этом не думали?
   - Нет, такого не может быть! Ведь наши обычаи самые правильные и есть! Куда до нас всяким чужеземцам.
   - Ну, да, конечно.
 Ему бы уйти сейчас, но как уйдёшь после того, как услыхал подобное! Ведь ему надо будет жить в этом городе, если повезёт, то стать их правителем, но как? Они же не понимают очевидных вещей, неужели для афинян он так и останется чужаком? Нет, надо набраться терпения и объяснять.
   - Как же вы могли до этого додуматься, что в Анатолии живут одни женщины? Или вам это кто-то рассказал?
 Конечно, историю о стране женщин рассказывали купцы и путешественники, побывавшие в Анатолии. Может быть, их рассказ был не совсем таким, но среди ахейцев его запомнили и рассказали другим людям.
 На противоположном берегу моря, в Анатолии, находилась страна, в которой жили одни женщины. Когда-то давно они пришли туда из северных степей, построили себе столицу в северо-восточной части Анатолии и завоевали всю её землю, основав множество городов.
   - Ну, пока всё сходиться, - сказал им Ипполит. – Это похоже на правду о стране хеттов. Но почему, же там живут одни женщины?
 Почему? Афинянам это было неизвестно, зато они рассказали множество подробностей из жизни амазонок. Воинственные девы ненавидели любовь, но как без продолжения рода обойдёшься? Потому раз в году, на священный праздник, они встречались с мужчинами из соседнего племени, и спали с ними. А потом родившиеся девочки становились амазонками, а мальчиков отдавали назад в племя их отцов. Просто так, по жребию, поскольку неизвестно, кто чей был отец. Ну, а во время войны пленник амазонок мог стать любовником всего племени. Перед тем, как его принесут в жертву их Богине-Деве.
 Царевич выслушал и начал объяснять им, как всё обстоит на самом деле. О том, как хетты пришли в Анатолию из северных степей и основали там своё царство. Об их первых правителях – Лабарне и Анитте, о том, как хетты захватили Вавилон, и заговорах и времени смуты. О победах Супиллилулиумы над вражескими армиями, о великом царе Мурсили, который прославился тем, что написал множество молитв богам и был известен этим не меньше, чем военными победами. И о нынешнем царе хеттов и его великой битве с египтянами. И ещё множество подробностей о жизни в хеттском царстве.   
 Но их лица выражали недоверие и сомнение, хотя именно царевич мог рассказать о материном царстве лучше других. Они всё время переспрашивали его, желая узнать о царице хеттов и её свите из девушек-жриц. Что они там делают все вместе, когда остаются во дворце одни.
 Пока не довели царевича до того, что он начал кричать на охотников:
   - Как мне это надоело! Я им рассказываю о войске, о крепостях, о городах, о которых вы понятия не имеете, а их интересует только одно! Кто с кем переспал! Ну, если до вас по-другому не доходит, слушайте! В Анатолии  мужчины женятся на женщинах, и никто никого в жертву не приносит!  В стране хеттов положена казнь за то, что вы мне перечислили – о быках, о конях! И спать с родственниками по крови и по браку тоже наказуемо. А вам что в голову лезет? Как вы додумались до подобной чепухи?! Только из-за того, что хеттская царица подписывает указы вместе с царём?! А, есть ещё закон о престолонаследии – если у царя нет сыновей, тогда трон переходит по женской линии – к дочери царя и её мужу. И это всё! Страна женщин!
 Спорить с царским сыном себе дороже. Вдруг именно он и станет здесь правителем, тогда и припомнить может старые обиды. Но, на то и разговор в Афинах, чтобы каждый мог свободно высказаться и выяснить, в чём истина.
   - Нет, это не может быть неправдой! Конечно, амазонки существуют! Чем же объяснить иначе, как ты себя с женщинами ведёшь? Как ты с царицей разговаривал и со жрицами Владычицы Афины?
   - А как это я разговаривал? – Подозрительно спросил их Ипполит. Ведь ахейские женщины не участвовали в общественных делах и редко показывались на людях.
   - Вежливо и как с равными себе. Значит, в глубине души ты их всё-таки боишься!
 Вызвать их на поединок? Нет, это ниже собственного достоинства. Не стоит связываться на равных с дураками. Хотя теперь всё становится понятным, всё стало на свои места. И это совсем не радует.
 А может, хорошо, что ахейцы меня не понимают?! Есть в этом и преимущества. Так подумал Ипполит, а вслух сказал на языке, который мы называем хеттским клинописным:
   - Какие вы болваны! О, мать несчастная моя! Куда я попал!
 Туда, где сейчас бронзу рубит сталь. Где армия Муваталли стоит возле сирийских городов Хальпы и Кадеша. И сотни боевых колесниц хеттов наводят ужас на египтян. И воины Хаттусы идут на битву с именем богини солнца. И владычица хеттов покровительствует тем, кто пришёл сражаться с врагами в земли Сирии и Палестины во славу богини, госпожи моей. Туда, в тринадцатый век до нашей эры, и не будем из него удаляться.
 Богиня Солнца города Аринны, госпожа моя. Хоть в моей стране ты носишь другое имя, я обращаюсь к тебе. Женщина мучается в родах. Женщина рожает ребёнка и не знает ни дня покоя, заботясь о нём. Её дети становятся взрослыми и покидают дом, но женщина тревожится о них, будто они ещё младенцы. Всякий раз женщина обращается с молитвой к доброй солнечной богине. И богиня услышит её и поможет, потому, что сама мать.
 А кто попросит за тебя, когда матери твоей давно нет в живых?
 Однажды приходит время, когда нужен кто-нибудь, чтобы понял и выслушал. И куда мы все приходим?
 Обряды он, конечно, перепутал. Наверняка, душе хеттской царевны Асмуникал не понравилось, что ей приносили жертву по чужому обычаю. Наверняка, не понравилось, и как он это сделал. Только поздно.
 А всё почему? Просто не подумал. Ведь Ипполит не привык обращаться с оружием из железа. Там, где бронзовое лезвие оставит царапину, железное нанесёт глубокую рану.  А железный клинок у него был всего один. Ну, не только у него, наверное, во всех Афинах больше не было другого оружия из железа.
 Ведь секретом выплавки железа владели одни хетты и не спешили делиться своими знаниями с соседями. Потому, железные вещи были слишком дорогими. Его кинжал стоил раз в пять дороже, чем золото такого же веса. Оружие принадлежало знаменитому предку. Теперь с помощью кинжала Супиллилулиумы он принёс жертву на могиле матери собственной кровью.
 Вот так, разрезал руку и не рассчитал силы. Приходится кровь останавливать, а ничего не выходит.
 Но разве можно получить желаемое, не отдав что-то взамен. Следует забыть слова виани – вино, сурна – охотничий рог, да и все остальные слова родного языка стали лишние. Помнить следует только одно – истананза, жертвенный алтарь. Ведь если сейчас так плохо, то кто-нибудь должен услышать и помочь. Разве высшие силы не откликнутся в безнадёжной ситуации?
 Вместо голоса высших сил отозвалась собственная память, поднимая из глубины события одного дня, разделившего жизнь на до и после.
 Асмуникал прошлась по залу, не обращая ни на кого внимания. Ни на художника, который рисовал на стене контур будущего оленя, ни на сына, который делал вид, что читает на вавилонском языке. А на самом деле рассматривал роспись на стенах, интересуясь ей куда больше, чем историей о смене поколений богов на небесах.
 Хеттеянка поправила платок, концы которого были завязаны в узел на затылке. Она прожила уже много лет в Афинах, но продолжала одеваться, как было принято у неё на родине, пренебрегая модой ахейских женщин, подражавших критянкам. На Асмуникал была туника, с длинной юбкой в складку и вышитым поясом. На плечи она набросила плащ из голубой шерсти, подходивший по цвету к её глазам.
 Асмуникал держала в руках кудельник, с которым она не расставалась. Ведь знатной хеттской женщине предписывалось проводить день за каким – то полезным делом. Например, прясть, или учить ребёнка иероглифам и клинописи. Хотя ей сейчас было не до домашней работы. Потому, что в двери зала вошёл её муж. Асмуникал повернулась к нему, продолжая начатый ранее разговор:
   - Можешь не рассказывать мне о своём Геракле. Он же не знал много, он не знал мало. По-моему, Геракл был полным болваном, только силы у него было на десятерых.
   - Молчи, женщина! – Прикрикну на неё Тезей, поправляя на ходу бронзовый нагрудник.
   - Какие у тебя странные доводы в споре. – Ответила ему жена. – А ещё и кричишь. Разве ты не знаешь, что общего между человеком и ослом? И тот и другой умеют громко кричать. Но только люди могут думать, прежде, чем сказать слово. А тот, кто повышает голос без всякого смысла, уподобляется ослу.
 Асмуникал хотела сказать ещё что-нибудь, но муж молчал. Тогда она подошла к нему поближе и продолжала, размахивая перед лицом пряжей.
   - Ты сейчас уйдёшь в море?
   - Да. Если останусь, всё пойдёт прахом. Критяне могут устроить восстание.
   - Ну, а что делать мне? Разбираться одной со всеми неприятностями? Ты хоть знаешь, что говорят люди в городе? Что это всё из-за меня!
   - Почему, из-за тебя?
   - Я не знаю! Спроси их! Хотя я догадываюсь, почему, и кто за этим стоит, тоже!
    - Да?
   - Конечно! Хотя, я вижу, что тебе это безразлично! Я знаю, почему! Я заставила басилеев поделиться и осталась виноватой! В городе объявились толпы беженцев из Арголиды. Все спасаются от набега дикарей, прячутся у нас. А когда я заставила всех поделиться урожаем, чтобы избежать голода и разбоя, осталась виноватой! Так что, дикари объявились только из-за меня! Если ты не знаешь, я сообщу, что твориться в твоём городе!
Асмуникал всего лишь несколько мгновений ждала ответа, а потом снова начала говорить:
   - Эти недоумки говорят за глаза обо мне невесть что! А тебе и дела нет! Безразлично, что меня оскорбляют!
  Асмуникал отбросила в сторону ненужный кудельник. Она начала крутить и дёргать свои украшения, казалось, мешает ей всё. Пока не разорвала на шее тонкую цепочку с янтарным кулоном.  Эта мелкая неприятность заставила её отвлечься и вернуться к разговору:
   - Ты уходишь и оставляешь дома беременную жену. Думаешь только о том, как захватить Крит. Хотя, управлять отдалёнными землями будет ещё сложнее, чем захватить. Тем более, что они отделены морем и находятся на большом расстоянии от нас. Это неразумно. Мои предки так не поступали. Например, когда Мурсили Первый захватил Вавилон, он и не думал присоединять его к нашей стране. Он только взял там богатую добычу и ушёл домой. 
   - Так что же, мне бросить всё и сидеть возле тебя? Конечно, ты родила мне только одного сына. Это за столько лет!
   - А откуда бы другим детям взяться, если тебя всё время нет дома?
 За много лет совместной жизни не было ни одного случая, чтобы Асмуникал не нашла, что ответить мужу. Зная это, Тезей просто повернулся и ушёл. Тогда Асмуникал подобрала с пола моток пряжи и бросила вслед. Клубок шерсти пролетел немного, а потом покатился обратно к её ногам, разматываясь на нитки. Она поглядела вслед мужу, а потом сказала на родном языке, как обычно, не заботясь о том, что сын понимает каждое её слово:
   - Чтобы твоих критян сожрала змея Тиамат! Мало им было одного потопа! Прости меня, богиня солнца города Аринны, госпожа моя. Сил уже нет терпеть этих болванов, людей Аххиявы!
 Вечером жене Тезея стало плохо. Афинский флот уже успел выйти в море и удалился от берегов. В это время  Асмуникал потеряла ребёнка.
 Всю ночь, до утра у неё было кровотечение. Казалось, что утром и станет легче, но лучше ей не становилось. Наоборот, на следующий день началась лихорадка, от которой Асмуникал умерла спустя пять дней.
 Когда Тезей вернулся в Афины с вестью о полной победе над Критом, дома его ждала могила жены. И сын, который обвинил отца в смерти матери.
 Конечно, слова ребёнка можно было не воспринимать всерьёз. Тем более, что никто, кроме Тезея их не слышал. Но он поступил по своему усмотрению.
 Через несколько месяцев Тезей женился на критской принцессе. А сына отправил на воспитание к дальним родственникам в маленький городок, где когда-то родился сам. Вслед за сыном уехали и хеттские слуги покойной Асмуникал. Ведь царь собирался начать новую жизнь с молодой женой, и ничто не должно было напоминать ему о прошлом.
 Так что у Ипполита была прекрасная возможность не забыть родной язык матери, ведь последние годы он провёл в окружении хеттов, слуг Асмуникал. Теперь уже не было в живых матери, и никто не заставлял его учить законы Хаттусы или вавилонский язык. Тем более, что его положение изменилось, и эти знания уже вряд ли могли пригодиться. Но он не перестал учиться всему, что могли объяснить хетты, приехавшие много лет назад вслед за своей царевной.
 Кровь наконец-то остановилась. Как можно после подобного поступка назвать себя разумным человеком. Нет, лучше никому не показываться дома, в крови и в разорванной на повязку одежде. Несколько дней не сможешь ничего делать, даже вожжи в руки взять. Всем потомкам от великого царя ума досталось, кроме меня одного, что же делать.
 Легко говорить, что в мыслях, когда никто не слышит. Хотя и не с кем посоветоваться и решить за тебя, что делать:
   - Почему же все ахейцы считают её виноватой в нашествии? Какое отношение имеет хеттская царевна ко всему? Да никакого! Объявились какие-то дикие племена, откуда-то с севера, из-за гор Олимпа. Пришли в голодный год, пограбили сёла в Арголиде и ушли. Сюда, в Афины, не дошли. Теперь все считают, что набег связан с именем моей матери. Понятно, почему. Ведь она вела себя, как принято в Хаттусе, вечно доказывала и отстаивала своё мнение. Потому её и прозвали ахейцы Антиопа – «та, которая идёт против». Хотя, ахейцам не выговорить имён хеттов. Они их переиначивают по-своему. Потому, она и придумала для сына имя на языке ахейцев. Но что оно значит на самом деле, понимают только жители Хаттусы. Когда его услышал посланник, начал посмеиваться над выдумкой Асмуникал и рассказывать мне о хеттской армии. О том, как его фараонское величество оглянулся и вдруг увидел две с половины тысячи хеттских колесниц вокруг Кадеша. Хеттский воин, вот моё имя. Который живёт среди ахейцев, и потому объясняет им, что по законам родины грех вступать в связь с домашней скотиной. А мачехе, что с родственниками грех спать, хоть до неё и не доходит. Вот позорище какое.  А мои родственники в Сирии воюют, с именем богини Солнца. Но в хеттской армии нет женщин-воинов, сколько я им тут не доказывал!
 Подобные разговоры с самим собой, можно вести бесконечно долго. Ведь себя никак не переспоришь. Но ведь ты здесь сидишь и ждёшь какого-нибудь чуда. Вдруг, что-то случиться и бессмертные боги явятся и помогут. Или отзовутся те, кто давно уже пребывает в Веллу.
 Ничего не случилось. Приходится жить, как предписано судьбой и на перемены к лучшему не надеяться. Жить среди ахейцев, хотя жить среди них не хочешь и не можешь. Просто ты для них чужой и тебя здесь никогда за своего не примут. Ну, а те, для которых ты свой человек, ждут, что станешь правителем дружественного им государства. Потому в Хаттусе тебя не примут, ведь лабарне нужен умный и хитрый политик, а не парень, который мечтает о жизни среди своих в Анатолии. Так что сидеть на могиле матери и молиться богам бесполезно.
 Ведь мёртвые мертвы, а богам до нас дела нет. Хоть к одному обращайся, хоть к тысячи.
 Где вы теперь, боги минувшего? Иштар и Ваал, Артемида и Афродита, и ещё тысячи. Ваши алтари разрушены и опустели. В чём же причина? Может, вы не слышали голосов смертных, обращённых к вам, занятые лишь собственными распрями. Так и погибли ваши почитатели от вашего бездействия. Вы забыли о людях, и теперь на земле никто не станет молиться вам. Ваши имена вспоминают только те, кто взялся рассказать о событиях прошлого, о людях, которые стали прототипами героев древней трагедии.