Продай одежду свою и купи меч

Александр Паймуратов
 ¦ 
             ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ ••••• … «» / °C (©)_ (Yandex Zen)  _||||| ±_¦ @ (`) Eq&
            …
            … 

            «П Р О Д А Й   О Д Е Ж Д У   С В О Ю   И   К У П И   М Е Ч» .
            …

            «ПРОДАЙ ОДЕЖДУ СВОЮ И КУПИ МЕЧ».

           «Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч».

            Господь повелевает ученикам, впрочем не противореча Самому Себе, но, объявляя им, что доселе Он призревал за ними, не заставляя ни о чем заботиться, а отселе они должны будут заботиться о себе сами. Об этом Он говорит иносказательно, словами о мешке, суме и мече. Поэтому будьте бодры, так как вы имеете алкать и нуждаться в пище, на что намекает «сумой», и мужественны, так как впадете во многие опасности, на что указывает «меч».

            Говорит Он это, разумеется, не для того, чтобы они постоянно носили с собою мечи, но чтобы объявить о грядущих войнах и бедствиях и сделать их ко всему этому готовыми.

            Поэтому Господь говорит им: отселе носите «сумы», то есть так располагайтесь и заботьтесь о себе, как имеющие испытывать голод и, купите «меч», то есть так берегите себя, как имеющие встретить опасности и войны. Но вот правильно ли поняли Его ученики. Вспомним, что направляясь в Гефсиманский сад, Иисус взял с собой только троих Своих сподвижников, ко всему прочему, попутно выполняющими и роль Его телохранителей. Это были сам Петр, и двое братьев Заведеевых, Иаков и Иоанн Богослов.

            Братья Иаков и Иоанн в Евангелиях именуются сыновьями Зеведеевыми по имени их отца Зеведея, также, по сообщению евангелиста Марка (Мк. 3:17), Иисус называл братьев просто - Боанергес (в переводе с греческого на арамейский, это слово в Новом Завете означает «сыны грома»), очевидно за порывистый характер.
 
            В литературе Иакова Зеведеева также часто называют Иаковом Старшим, чтобы отличить его от апостола Иакова Алфеева и Иакова, «брата Господня» или Иакова Младшего. Все трое инициативны и воинственны, имели характер настоящих бойцов, и при мечах; вооружены, правда, только двое: «Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно». (Лк. 22:38), и один из них находился у Петра.

            В канонических текстах Евангелия от Луки, 22:36, оружием, которым здесь цитируется последнее слово, обозначается «меч». Но является ли это исключительно достоверным?

            Евангелия, как и весь Новый Завет (за исключением, возможно, Евангелия от Матфея), написаны на койне, разговорном греческом языке, который по оценке многих исследователей, язык Евангелия от Луки, наряду с языком Деяний и Послания к Евреям - лучший по литературному уровню в Новом Завете. Евангелие от Луки - третья книга Нового Завета, одно из четырех канонических Евангелий, перед ним традиционно следуют Евангелия от Матфея и Марка, за ним - Евангелие от Иоанна.

            Первые переводы Ветхого Завета на древнегреческий язык были выполнены еще в III-I веках до н.э. в г. Александрии, в числе прочего, и на койне, которого с тех пор стали называть языком Септуагинты - перевода Ветхого Завета. Септуагинта (также обозначается как LXX) - самый старый известный перевод Ветхого Завета на древнегреческий язык, кроме того, на койне переведены тексты Нового Завета и наиболее ранние христианские богословские труды отцов Церкви; в этом контексте койне также именуется «греческим языком Нового Завета». [THE HISTORY OF ANCIENT GREEK BY MARIA CHRISTINE, MARY ARAPOPOULOU. - Centre for the Greek Language (Thessaloniki, Greece) pg 436.].

            Если в Евангелии от Луки, в русском переводе говорится: «продай одежду свою и купи меч», то в Новом Завете, написанном на койне, для описания меча используется его общегреческое обозначение. Так, в греческом тексте это читается следующим образом: «продай одежду свою и купи махайру» (mahaira), при этом, собственно, не делая особенных различий между собственно греческим оружием и римским (например - gladius). Так, в качестве вспомогательного оружия сариссофора (пеший воин македонской фаланги, основным оружием которого являлась сарисса), согласно городскому декрету Амфиполя (надпись на двух мраморных блоках, изначально содержащих не менее трех столбцов текста, в котором хранился список правил поведения и дисциплины), были вооружены махайрой. При этом, сам термин «махайра», сегодня трудно привязать к чему-то определенному и конкретному предмету, и древние использовали это слово довольно свободно, что зачастую теперь вызывает изрядную путаницу; Гомер, например, использовал этот термин просто для обозначения ножа.

            Поскольку в имеющихся исторических источниках mahaira упоминается не только как кинжал или нож, но и действительно как меч с вогнутым (изогнутым вовнутрь) клинком, подобный кописам, эта двусмысленность, по всей видимости, и способствовала появлению ошибочного термина «malchus» (от собственного имени «Малх»), предположительно короткого изогнутого клинка, используемого Петром при отрезании уха рабу Малху во время ареста Иисуса. Современными исследователями этот термин «malchus» используется для описания одного из видов древнего клинкового оружия, в основном большого ножа с изогнутым вовнутрь (вогнутым), как и у махайры (mahaira), клинком.

            Хотя под понятие «меч» вполне возможно может подходить и античная махайра, но некорректное использование этого слова не может дать точного ответа, что это был за клинок, потому что то, что в классической латыни подразумевается «меч», а в современном греческом языке понимается именно как «нож».


            Древнееврейский язык (или библейский иврит), - первый язык евреев, который был распространен в Древнем Израиле. В течение I тыс. до н.э. этот язык находился как в устном, так и в письменном употреблении, выйдя впоследствии из устного употребления в связи с падением древнееврейской государственности и уходом евреев в диаспору. Одним из основным памятником древнееврейского языка как раз и является Еврейская Библия.

            Древнееврейский язык относится к ханаанейской группе северо-западной ветви семитских языков. Если взять лингвистическую версию происхождения еврейского народа, то он выделились из западной семитоязычной группы во II тыс. до н.э. (так, первый иудейский царь Саул умер около 1004 г. до н.э., что говорит о достаточно  глубокой древности еврейского централизованного государства).

            В семитскую языковую семью также входят финикийский и ряд малых языков, такие, как моавитский, аммонитский и эдомитский, а также субстратный язык амарнских писем из Ханаана и Финикии II тысячелетия до н.э.; все они, кроме иврита, на сегодняшний день являются «мертвыми» языками.

            Иврит также еще совсем недавно являлся по факту «мертвым» языком, который долгое время был исключительно книжным еврейским языком, на котором евреи между собой не говорили. Но к XIX веку, благодаря евреям-энтузиастам, ситуация в корне изменилась: этот язык стал вначале разговорным, а затем и официальным языком государства Израиль.

            Поскольку в иврите используется консонантное письмо (фонетическое письмо, передающее только или преимущественно согласные звуки), алфавит состоит из согласных букв; тогда как они никак не обозначались на письме, они всегда присутствовали в устной традиции языка.

            Поэтому, когда мы пишем на бумаге слово «хрв», в устной речи оно прочитается как «херев» (ивр. херев - «меч»).

            В подлиннике, на древнееврейском языке, на котором писалось Священное Писание, этот вид оружия как раз и обозначается термином «херев», и слово это около двухсот с половиной раз встречается и в Ветхом Завете. Корень его «хрв» означает «терять», «быть потерянным», а существительное обозначает любое расточение. Сравните также Евангелие от Матфея: «Не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека…» (Мф. 10:34-36), с Евангелием от Луки, где слово «меч» изначально заменено словом «разделение»: «Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение». (Лк. 12:51-53).

            Свое происхождение «херев» исторически ведет от древнеегипетского серповидного клинка «хепш», «хопш», «кхопеш», «хепши», - и это явно то же самое название оружия, что и финикийское обозначение меча - «хереба».

            Мы практически не знаем, мечи каких размеров и форм использовались древними евреями; оружия или защитного вооружения древние евреи, этот «железный народ в железном одеянии», не оставили нам ни единого экземпляра.

            Это тем более любопытно, что, как говорится, меч хоронили вместе с его хозяином: «Не должны ли и они лежать с падшими героями необрезанными, которые с воинским оружием своим сошли в преисподнюю, и мечи свои положили себе под головы, и осталось беззаконие их на костях их, потому что они, как сильные, были ужасом на земле живых. И ты будешь сокрушен среди необрезанных и лежать с пораженными мечом» (Иез. 32:27-28).      
   
            Первым оружием, упомянутым в иудейском Священном Писании, является пламенеющий Меч Херувима (Быт. 3:24 - «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни»).

            Херувим (ивр. крувим или керувим) - это крылатое небесное существо, упоминаемое в Библии, сродни ангелам, но выше их по ступени старшинства. В ассирийских памятниках словом «керуби» также обозначаются фигуры колоссов, символизирующие Силу Добра, и охраняющие ворота дворцов.

            Охраняя от вторжения Зла, херувим защищал дорогу к Эдемскому саду от незваных гостей, «пламенеющий меч оборачивался всюду, охраняя древо жизни» - пламенеющий меч - «лахат ха-хереб», у Ричарда Фрэнсиса Бертона (англ. Richard Francis Burton (1821-1890), КНИГА МЕЧЕЙ.).

            Однако, чаще всего слово «херев» и обозначает понятие «меч», - «Но обаче слыши слово Господне, Седекие, царю Иудин! Тако глаголет Господь к тебе: не умреши от меча («херев»), но в мире умреши» (Иер. 34:4); в других случаях этим понятием обозначается также и нож.

            Так, у Иезекииля (5:1) мы видим: «А ты, сын человеческий, возьми себе острый нож («херев»), бритву брадобреев возьми себе, и води ею по голове твоей и по бороде твоей».

            Из еврейских записей можно понять, что «острые ножи» («херев»), которые упоминает Иисус Навин, и предназначенные для обрезания, были просто осколками кремня, наподобие египетских. В других местах этим словом обозначается зубило (Исх. 20:25); жестокий жар (Иов. 30:30 - «Моя кожа почернела на мне, и кости мои обгорели от жара («херев»).

            Мечом пользовались как пешие, так и конные воины, о чем нам говорит Книга пророка Наума: «Несется конница, сверкает меч («херев») и блестят копья; убитых множество и груды трупов: нет конца трупам, спотыкаются о трупы их» (Наум, 3:3).

            Херев не был ни большим, ни тяжелым оружием, и можно с уверенностью утверждать, что формы его были теми же, что мы видим на египетских иероглифах. Вес меча Голиафа, к сожалению, не приводится, не знаем мы ничего и о мече, отвергнутом Давидом по причине того, что он не успел его проверить. Но та легкость, с которой Давид выхватил впоследствии из ножен филистимский херев и сражался им, позволяет предположить, что он имел приемлемый размер и вес для обычного человека.

            Меч этот вызывал у него большое восхищение, поскольку победитель сказал «нет ему подобного» (1 Цар. 21:9 - «И сказал священник: вот меч Голиафа Филистимлянина, которого ты поразил в долине дуба, завернутый в одежду, позади ефода; если хочешь, возьми его; другого кроме этого нет здесь. И сказал Давид: нет ему подобного, дай мне его»).

            То, что меч был «завернут в одежду», это такое ношение холодного оружия, которое и сегодня до сих пор практикуется на Востоке; «позади ефода» (в древнем Израиле - часть облачения первосвященника, надеваемого при богослужении, изготавливаемого из двух полотнищ дорогой материи) - то есть, за облачением первосвященника.   
   
            Книга Судей Израилевых, рассказывает:

                «3:16 Аод сделал себе меч с двумя остриями, длиною в локоть, и припоясал его под плащом своим к правому бедру, 17. (и пришел,) и поднес дары Еглону, царю Моавитскому; Еглон же был человек очень тучный. 18. Когда поднес Аод все дары и проводил людей, принесших дары, 19. то сам возвратился от истуканов, которые в Галгале, и сказал: у меня есть тайное слово до тебя, царь. Он сказал: тише! И вышли от него все стоявшие при нем. 20. Аод вошел к нему: он сидел в прохладной горнице, которая была у него отдельно. И сказал Аод: у меня есть до тебя, (царь,) слово Божие. [Еглон] встал со стула (пред ним). 21. (Когда он встал,) Аод простер левую руку свою и взял меч с правого бедра своего и вонзил его в чрево его, 22. так что вошла за острием и рукоять, и тук закрыл острие, ибо Аод не вынул меча из чрева его, и он прошел в задние части. 23. И вышел Аод в преддверие, и затворил за собою двери горницы, и замкнул».

            Свидетельство о том, что меч остался в теле царя, так что «вошла за острием и рукоять, и тук закрыл острие», - дает право на высказывание предположения, что меч этот был жестким, коротким и прямым, то есть возможно, что это даже был кинжал.

            Частое упоминание о обоюдоостром мече / кинжале позволяет предположить, что существовали также и односторонние мечи (боевые ножи). Аод носил меч на поясе под одеждой на правом бедре и доставал его левой рукой. Опять же когда Иоав намеревался убить Амесса (2 Цар., 20:8), «одежда, бывшая на нем, обтягивала его, а на бедрах его был пояс, к которому был пристегнут меч в ножнах; когда он двинулся, меч вылез из ножен».

            Возможно, не станет ничем предосудительным, если древнееврейское слово «херев», как мы уже разобрали выше, которое может обозначать «меч», «нож», «зубило», «копье», в данном тексте Евангелия от Луки, 22:36-38, может быть переведено, как нож или кинжал. «Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи (приобрети) нож. Ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу. Они сказали: Господи! вот, здесь два ножа. Он сказал им: довольно».
            …

            Естественно, речь идет не о простом хозяйственно-бытовом ноже, как инструменте, а скорее всего, о боевом ноже, либо кинжале, позволяющим использовать его именно в ближнем бою.

            Вспомним о происшествии, случившимся в Гефсиманском саду, где апостол Петр отсек ухо одному из слуг первосвященника.

            Остановимся на картине флорентийского живописца Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone; 1266-1337), который одним из первых художников изобразил Иуду-предателя. Его картина падуанского цикла «Поцелуй Иуды» является ярким примером противоборства добра и зла, величии души и подлости.

            С помощью изобразительных элементов и приемов живописи мастер кисти смог тонко передать все чувства, которые испытывают персонажи в своем немом диалоге. Ощущения собеседников передаются лишь их взглядами и жестами. Ценители творчества Джотто считают его картину «Поцелуй Иуды» одной из наиболее впечатляющих фресок с драматическим сюжетом.

            На этой картине нам крайне интересен только тот фрагмент, где Петр отсекает рабу первосвященника ухо. Обратите внимание на короткую длину клинка в руках апостола, и на то, что удерживает он его обратным хватом, что должно подразумевать владение некой особой техникой ножевого боя. Но обратный хват не совсем характерен для кинжальной школы боя, зато очень кстати подходит именно для боя на ножах.

            Посмотрите, например, видео, где президент Международного союза боевого карате «Кои но Такинобори Рю» (IUKKK), Андрей Кочергин (1964 г.р.), известный, в частности, своими мастер-классами и семинарами по самообороне и прикладной психологии, без замаха, лезвием ножа перерезает толстенный канат, и вопрос, можно ли взмахом ножа отсечь человеку ухо, отпадет сам собой.

            Конечно, найдутся завсегдашние критики, указывающие на то, что в музее Познанского архидиоцеза (Польша) хранится длинный тесак - будто тот самый меч святого Петра. Только вот в наше время значительная часть исследователей справедливо полагает, что этот меч является позднейшей подделкой.
         
            Петр, явно старший среди ближайших троих сподвижников Иисуса, и превосходство его в отваге вполне очевидно. Именно Петр в Гефсиманском саду, при задержании Иисуса, выхватил нож/меч и отсек ухо рабу первосвященника, не испугавшись римских легионеров.

            Вспомним также, что во времена римского владычества на Ближнем Востоке ношение любого оружия простыми иудеями завоевателями запрещалось под страхом немедленной смертной казни. Если иудейской страже, обыкновенно, разрешали иметь традиционное вооружение, то низшим слоям было строго-настрого было запрещено носить в городе оружие.

            Поэтому нет ничего удивительного в том, что если ремесленники и крестьяне при таких законах обоснованно перешли на скрытное ношение ножа / кинжала, тем более, что предпосылки для позднего, чем описываемые времена, имелись.

            Так, в 63 г. до н.э. Иудея была завоевана Гнеем Помпеем Великим (106-48 гг. до н.э.) и включена в состав Римской империи в качестве провинции, управляемой прокуратором. Через сто с лишним лет, в 66 г. н.э., в столице Иудеи, Иерусалиме, вспыхнуло восстание, возглавляемое зилотами (ревнителями веры) и сикариями (лат. sicarii, от sica - «кинжал» / «нож») - двумя радикальными группировками, боровшимися с завоевателями.

            Иудеи сполна ощущали прелести римской оккупации, которых обязали ежедневно совершать жертвоприношения с молитвами о здоровье императора, передать ключи от иерусалимского Храма римским жрецам, платить специальный налог и немалую дань. Звучит вроде как не смертельно, если только забыть о философии иудаизма: признание владычества над собой кого-то, кроме Бога и наместника Бога (помазанного царя), было нестерпимым для священников и религиозных радикалов.

             В Иудее, помимо прочего, существовал непреодолимый социальный конфликт. Иудейская знать была оторванной от общества и совсем не являлась авторитетом для простонародья, что приводило к появлению альтернативных лидеров - сторонников вооруженной борьбы с Римом, и религиозных учителей.

            Многие из этих противоречий имели глубокие исторические корни, а с римским завоеванием только усугубились, что в результате привело к кровопролитной Иудейской войне, в ходе которой была опустошена большая часть этой римской провинции, и в том числе был разрушен Иерусалимский храм (ивр. «ас-Сахра» - «Купол над Скалой») - место жертвоприношений Единому Богу. [Материал из Википедии.].

            Первые упоминания о действиях религиозных фанатиков относятся к 40-50 гг. н.э, когда сикариями были убиты те иудеи, которые выступали за мирное сосуществование с Римом. Радикалы выбегали из толпы на торжищах базарных площадей, во время проповедей или у тех мест, где обычно присутствовали знатные люди, и внезапно наносили жертвам десятки ударов ножами или кинжалами.

            В 66 г. н.э, когда прокуратор Гессий Флор (лат. Gessus Florus, государственный деятель времен ранней Римской империи, римский прокуратор Иудеи в 64-66 гг.) изъял из Храма драгоценности, якобы в счет недоплаченных жителями Иерусалима налогов, вспыхнуло восстание.

            Сикарии и зилоты (зелоты) первыми начали уличную войну и осадили бывший царский дворец. Римскому гарнизону дали гарантии безопасности, но, когда легионеры сложили оружие - безжалостно искололи их кинжалами и копьями, а трупы волочили по улицам. Римский гарнизон Иерусалима был уничтожен, а вместе с ним была вырезана и поддерживавшая римлян часть горожан. Название sicarii восставшим иудеям было дано римлянами и, вполне возможно, что под термином sica они могли подразумевать еврейский боевой нож (pugna cultellus ccxxii).

            В ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ, гл. 27 «Правление последних наместников», под sica понимается именно нож (cultellus ccxxii). Вот текст из этой главы: «Во многих городах, и в особенности в Иерусалиме, появились отряды сикариев. Их называли так из-за короткого ножа (по-латыни - sica), которым они убивали врагов. Нередко сикарии мстили не только римлянам, но и евреям, подозреваемым в сотрудничестве с ними».

            Заметим, что в комплекте вооружения древнеримского воина имелся свой кинжал - pugio, который имел обоюдоострый клинок с широкой листообразной формой, способного наносить глубокие колотые раны. Рукоять кинжала была очень узкой, часто со специфическим выпуклым, или реже, просто плоским утолщением посередине, что давало хорошее «сцепление» ладони при хвате с поверхностью рукояти. Клинок с кистью образовывал как бы единую «жесткую» конструкцию, где простым чередованием напряжения и расслабления мышц предплечья создавался рычаг управления, не включающая при этом в работу мышцы всей руки. То есть, можно было осуществлять рудиментарное управление клинком при нанесении короткого укола, только одним усилием мышц предплечья, при правильно сформированном хвате «жесткой кистью».

            Короткая рукоять с навершием и дугой ограничителя упора позволяли «расклинить» кисть при хвате, когда кольцо из указательного и большого пальцев упиралось в дугообразный ограничитель упора, а мизинец и основание кисти - в шаровидное навершие. Таким способом можно было прочно удерживать оружие в руке, манипулируя им усилием только одного предплечья, чтобы не вывихнуть себе кисть во время нанесения укола. Тем самым создавался жесткий упор хвата в тесной рукопашной схватке, где места для свободы передвижения практически не было.

            Такой кинжал всегда был кстати и чрезвычайно эффективный в тесной схватке впритык, поскольку имел возможность наносить разящие удары без замаха. Самыми страшными ударами, которыми пользовались легионеры в ближнем бою, были уколы снизу вверх прямым хватом, либо сверху вниз обратным хватом, то есть дополнительным преимуществом удержания pugio являлась возможность удерживать кинжал не только прямым, но и обратным хватом, что при необходимости позволяло наносить удары сверху-вниз, а также со стороны вбок, обходя шит, не создавая особых трудностей, бьющему.

            Хотя сегодня pugio считается скорее вещью статусной значимости, в первую очередь имеющим сакральное значение, будто не являющийся основным оружием, с которым вступали в бой. И, если случилось, что легионер в бою утрачивал свой меч, то pugio как бы сам «вползал» в ладонь, то есть в случае необходимости им можно было воспользоваться как оружием последнего шанса. Однако, вопреки распространенному мнению, он был не просто символом статуса, это был именно клинок, предназначенный для того, чтобы колоть своим острием, а не резать. Независимо от того, держали его в руке или под рукой, конструкция клинка требовала поворота или вращения, чтобы извлечь его, что приводило к серьезным рваным ранам, потому что это было боевое оружие продвинутого уровня для рукопашного боя в схватке впритык.
            …

            То есть, римляне, называя восставших sicarii, вполне вероятно могли иметь в виду не собственно сам «кинжал», а его ближайшую ипостась - боевой нож (pugna cultellus ccxxii). Название убийцы получили по любимому оружию, часто - по изогнутому кинжалу - sika. Об этом кинжале есть упоминание в библейских и околобиблейских текстах, - первоначально это оружие выглядело как изогнутый меч с клинком длиной 40-45 см (в случае облома клинка кузнецы укорачивали меч в кинжал). Характерная изогнутая форма клинка первоначально была разработана также для того, чтобы обойти щит противника и ударить того в спину или в бок. [Материал из Википедии.]. 

            Восставшие евреи боролись с римским влиянием в Иудее, нападая и убивая на представителей римских властей в Иерусалиме и лояльных представителей местной знати в городах Иудеи, сжигая их имущество. Если использовать современные термины, это были просто террористы: они убивали своих противников боевыми ножами или кинжалами, спрятанными в складках плаща, откуда и произошло их прозвище. Среди них были люди разного разбора, включая и профессиональных убийц, которые могли выполнять заказы как богатых иудеев, так и самих римлян.

            Самоотверженность, безрассудная смелость, готовность отдать жизнь ради общего дела было для них обыкновением, их остерегались даже закаленные в битвах римские легионеры. Конечной целью восставших было построение еврейского государства, независимого от Рима.

            Иосиф Флавий (36-99 гг. н.э.) сообщает, что убийцы предпочитали действовать в толпе, что позволяло произвести больший эффект и, заодно, давало нападавшему возможность скрыться. В качестве оружия использовали кинжал/боевой нож, носимый под одеждой и давший название группировке. После разгрома некоторое число сикариев бежало в Египет и Кирену, где продолжило борьбу против римлян. Последние иудейские сикарии покончили с собой в крепости Массаде, в 73 г., после трехлетней осады.

            Однако, в современном мире, спустя 2 тыс. лет, некоторые экстремистские течения иудаизма до сих пор называют себя «сикарикин». Хотя, справедливости ради необходимо отметить, что и сегодня этот термин используется для обозначения любого типа еврейского радикализма.
            …

            Но вернемся к происшествию в Гефсиманском саду, где все-таки Петр отважился на безрассудный поступок.

                «49. Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом? 50. И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо. 51. Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его».

            В Евангелии от Матфея об этом случае рассказывается так: «И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть?» (Мф. 26:51-54).

            «Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо». (Мк. 14:47).

            «Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх. Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» (Ин. 18:10-11).

            Теперь вопрос: так мог ли Петр, на виду римской стражи, пройти в сад с мечом!

            Скорее всего, этот «меч» был «завернут в одежду» (1 Цар. 21:9), либо спрятан в ножнах, под одеждами («вложи меч в ножны» (Ин. 18:10-11), что и позволило Петру незаметно пронести его с собой.
      
            Такой же короткий нож, как на картине Джотто ди Бондоне «Поцелуй Иуды», находится и в руке апостола Петра в алтарном образе Сиенского собора «Мадонна во славе» (Маэста) | (1308-1311), работы итальянского художника Дуччо ди Буонинсенья (Duccio di Buoninsegna (1255-1319)), только здесь он удерживается прямым хватом.

            Херев, по-видимому, носился только в чрезвычайных ситуациях, а не повседневно, обычным образом, в мирных городах, и, который потому в необходимый момент оказался в руке Петра, в Гефсиманском саду, раз Господь указал своим ученикам на необходимость его приобретения.

            …
             ••••• «» // °C_ ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ (Yandex Zen) ||||| ± _@.Eq&   
            …
            …