Не за того приняли. Дачная жизнь

Татьяна Сергеевна Дмитриева
Сентябрь этого года порадовал дачников своим теплом, солнцем, отсутствием дождей. А это значит, собранный урожай просохнет и будет хорошо храниться.

Вот такие незамысловатые мысли в голове у сельских тружеников. И прекрасно, когда человек занят физическим трудом. А если ещё сам вырастил урожай, то и настроение осеннее приукрасится. С полными-то закромами!

Вот и я, собрав последние овощи с грядок (кабачки, баклажаны, перец, морковь), решила из них приготовить рагу. С пылу, с жару, что называется.

Расположившись под виноградной лозой, решила помыть овощи в раковине под струёй воды. И только открыла кран, как сверху на полку для сушки посуды с грохотом свалилось что-то шевелящееся.

Это был гигантского размера зелёный кузнечик! Приземлившись на ребро полки, он замотал своей лошадиной головой, ловко слизывая с паутины сухих мошек.

Эта тёплая осень очень пришлась ко двору паукам и всяким мелким насекомым. Сухо, тепло, масса пищевых остатков на грядках огородников позволили им размножиться в таком количестве, что пауки не успевали вовремя собирать припасы. И прилипшие на всюду развешанные паутинки насекомые за день успевали высохнуть.

Кузнечик ловко слизал всех мушек вместе с паутиной, и прыгнул прямо на меня, на полу моего халата. Может, принял мой коричневый халат за вскопанную грядку.

Всё произошло так мгновенно, что я остолбенела. В голове промелькнуло: "кузнечик или саранча?" И я, поддавшись первобытному страху и чувству самосохранения, подалась в сад за подмогой, где в беседке сидела моя 90-летняя мама.

- Скажи мне, кто это, кузнечик или саранча? - раскрывая перед ней полу халата, спросила я.

- Саранча, конечно, саранча! - мама смахнула кузнечика на землю и стала топтать, припрыгивая каблуками на его хрупком теле.

- Почему ты так решила, может, и кузнечик! - отойдя от шока, от прыти старой бабушки, возмутилась я. - У него длинные усы, и он зелёный. И он ел мушек, сидя на полке...

- Ну и что, саранча тоже зелёная! - отмахнулась мама, и так же быстро принялась за своё обычное дело в беседке - вышивку крестиком.

- Ну, у тебя и реакция, а ты всё "старая, старая"! Я глазом не успела моргнуть, как ты с кузнечиком расправилась. Лучше бы было его в банку посадить и мальчикам показать. - Махнув рукой от досады, я направилась к дому с целью покопаться в справочниках и взять лупу. Вопрос всё же оставался открытым, кузнечик это был, или саранча, как утверждала умудрённая жизненным опытом бабушка.

К обеду подъехал и муж.

- Пойдём, ты нужен нам для освидетельствования трупа, - ошарашила его я с порога.

- А что случилось-то, с бабушкой что? - не на шутку обеспокоился муж.

- Да какой там! С винограда спрыгнул кузнечик, зелёный, сантиметров 5 в длину. Он мотал головой в разные стороны и слизывал вместе с паутиной всех мушек, что прилипли. А бабушка, решив, что это саранча, раздавила его. Да так шустро соскочила со скамейки, что я и глазом не успела моргнуть. - Пока мы шли к беседке, я просвещала супруга.

- Может, богомол? Они частенько наведываются на виноградную лозу, сам видел не раз. Но тот тоненький, хлипенький ...

Я извлекла тельце убитого насекомого из таравы на дорожке, где совершился акт вандализма. Каждый из нас хотел сам лично убедиться, кто же это, и лупа переходила из рук в руки.

- Ага, страшная конская голова, длинные усы и длинные задние ноги, питался насекомыми - значит, это был кузнечик. Надсемейство прямокрылых насекомых подотряда длинноусых. А саранча относится к классу саранчёвых, подотряду короткоусых. А ещё к жваловым, питаются только растительностью, жуют.

- Да, это был кузнечик, но какой большой экземпляр! Откормился за лето, надо полагать. Надо было бы в коробочку посадить и внукам отнести, - резюмировал муж. - Они всё лето просили показать им кузнечика.

- А я всё же думаю, что это саранча! - настаивала на своём бабушка. - Даже в детской песенке поётся "В траве сидел кузнечик." И что он ел одну лишь травку, не трогал и козявку, и с мухами дружил.

Мы с мужем расхохотались:

- Ну, да, видимо автор слов был плохим ботаником. Имел двойку по ботанике в школе.

Бабушка же, опрохвостившись, не могла угомониться и пыталась оправдаться, всё глубже заходя в дебри воспоминаний:

- В 50-х годах нам со школьниками пришлось перебирать картошку в подшефном колхозе. Её тогда, семенную, привезли из Польши. Когда стали открывать мешки, оттуда посыпалась саранча. Вот как нас поляки не любили, что в мешках с картошкой саранчу завезли. А колхозники-то не видели такого и ...

- Может, не саранчу, а колорадского жука? - перебил её словесный поток воспоминаний муж. - Саранча бы не выжила в мешках. А вот колорадов, да, было дело, завозили с картошкой. Но и то вопрос, умышленно, или случайно.

- Ой, да, конечно, колорадского жука! - вспомнила мама, замахав руками, как бы отмахиваясь от назойливой саранчи. - Саранча была в другой раз, в другом году году, уже в 70-х. Внезапно налетела на колхозное поле и чуть было не состригла все зерновые. Но пошёл дождь, и её смыло...

-То-то и оно, что смыло. Вместе с памятью... - последние слова муж произнёс шёпотом, чтобы бабушка со слуховым аппаратом не расслышала.

-Эх ма, не за того приняли тебя, зелёный кузнечик! Прости уж! А я-то, я-то доверилась бабушкиному опыту... - сокрушалась ещё долго я, вспоминая момент, как хрустели ножки и крылышки кузнечика под бабушкиным каблуком.