Пресвятая Богородица заступница и спасительница

Алиса Лемешко
   Более двух тысячелетий отделяют нас от того дня, когда на свет Божий появилась Пресвятая Дева. Сегодня трудно даже поверить, что Мария земной человек, что у нее была земная жизнь, заполненная человеческими заботами, радостями и страданиями, что она имела свои земные черты характера, как и мы с вами, - склонность к покою, задумчивости. Святой Амвросий с любовью говорит о ней: "Она была не многоречива, любительница чтения. Правилом Ее было - никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленною, любить добродетель. Когда Она, хотя бы выражением лица обидела родителей? Когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты."
       Мать Марии звали Анной, отца Иоаким, обе родовые ветви имели за собой почтенных предков, среди которых были патриархи, первосвященники и иудейские правители из ветвей мудрого Соломона и могущественного Давида. Иоаким и Анна не считались зажиточными и знатными, хотя жили безбедно, разводя большие стада овец. Угнетала их только одна печаль, у них не было детей. В ту пору бездетность воспринималась, как наказание свыше.
   В праздник обновления Храма Иерусалимского Иоаким вместе с другими жителями принес богатые дары для Храма, но священник отказался их принять из-за бездетности Иоакима. Тяжело переносил он свое горе, на какое-то время удалился в пустыню, где плача и молясь, многократно обращался к Богу: "Слезы мои будут мне пищею, а пустыня домом до тех пор, пока великий и мудрый Господь не услышит мою молитву". Молитвы были услышаны, и Ангел Господний принес радостную весть: "Я послан тебе возвестить, что молитва твоя услышана. Жена твоя Анна родит тебе чудную дочь, и Ты назовешь ее Марией. Вот тебе подтверждение слов моих: входя в Иерусалим, за Златыми вратами ты встретишь жену свою Анну, и она тебя так же обрадует радостным известием. Но помни, что твоя дочь есть плод божественного дарования".
       Трех лет от роду Мария была введена во Храм иерусалимский. Происходило все в очень торжественной обстановке. Шествие открывали девочки - ровесницы Пресвятой Девы, с зажженными свечами в руках, а за ними шествовали Иоаким и Анна вместе со своей благословенной дочерью, держась за руки. За ними следовали многочисленные родственники, среди которых были весьма знатные особы. Лица всех были озарены радостью. В иерусалимском храме Пресвятой Деве суждено было провести многие годы. Мария всех удивляла тем, что легко постигала самые трудные места священных книг, лучше всех взрослых, изучавших эти книги всю жизнь.  Когда Марии исполнилось четырнадцать лет, первосвященники объявили ей, что настала пора выходить замуж. Мария отвечала, что желает посвятить свою жизнь Богу и хочет сохранить девство. Чтобы не нарушать обет и не принуждать ее к нежеланному замужеству, священники решили обручить Марию с достойным человеком, который под видом супруга был бы хранителем ее девства. По Божиему произволению им стал праведный Иосиф из Назарета. Он был потомком царей Давида и Соломона, человеком твердого и правдивого нрава, скромный, внимательный, трудолюбивый. От первого брака с Соломией у него было две дочери и четыре сына. До обручения с Марией он прожил много лет в честном вдовстве. Иосиф привел Богом данную отроковицу в свой дом в Назарете, и они погрузились в обычные будничные дела. Только Марию не покидало предчувствие великого свершения, чего-то необыкновенного.
   И вот настал день, когда Господь повелел Архангелу Гавриилу возвестить Марии благую весть, именно ей суждено стать Матерью Спасителя. По преданию, Вестник Божий появился в скромной комнатке, когда Мария читала Священное Писание и протянул Марии ветвь белых лилий и произнес "Радуйся, Благодатная: Господь с тобою! Благословенна Ты в женах!" Внезапное появление Архангела смутило Марию, она не смогла скрыть удивления, потому что прежде Мария читала священные книги, о том, что некая Дева родит Сына Человеческого от Бога. Она готова была стать служанкой той женщины, и не помышляла о собственном божественном предназначении. Архангел Гавриил продолжал «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего…» Еще Архангел поведал о том, что двоюродная сестра Марии Елисавета, уже довольно пожилая женщина, ждет ребенка. И Мария решила навестить сестру и разделить с ней радость. Обрадованные сестры едва успели обменяться приветствиями, как Елисавета почувствовала, что младенец в ее животе радостно взыграл, потому что почувствовал другого Младенца и Мария. И в ту же минуту Дух Святой открыл Елисавете, что перед ней стоит долгожданная и величайшая из женщин – Богоматерь! В искреннем восторге воскликнула Елисавета «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» И она первая называет Мария Божией Матерью «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне»  и склоняется в поклоне.
   Первыми о сошествии Бога на землю узнали простые пастухи. Неожиданно небо озарилось дивным светом и им явился Ангел Божий и произнес: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет радостью всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь»В сороковой день после рождения Божественного Младенца, Святое Семейство направилось в Иерусалимский  храм, чтобы Мария, как каждая иудейская женщина, родившая ребенка, прошла там предписанный законом Моисея обряд очищения. Тогда и произошла долгожданное сретение Праведного Симеона и Младенца Христа.
   И наступил черный день, полдень 14 нисана, когда Иисуса Христа Сына Божьего распяли на Голгофе. У креста те, кто любил Иисуса, его Матерь, ученики, и в эти минуты сбылись слова Симеона Богоприимца, сказанные им Пресвятой Деве «И Тебе Самой оружие пройдет душу…» Видя ужасные мучения своего Божественного Сына, Пресвятая Богородица испытывала такие страдания, словно это ее сердце пронзило оружие.
   Жизнь Иисуса Христа была живым примером исполнения двух первейших библейских заповедей: возлюбить Бога и возлюбить ближнего. Несоблюдение этих заповедей человечеством ведет к гибели. Жизнь убеждает нас в этом неоднократно. Мракобесие язычников, свирепость династии Иродов, жестокость Нерона, зверства иезуитов, пагубные последствия  лжефилософов, обман лжепророков и пагубные соблазны новых "царей" и так называемой демократии. Где не соблюдаются заповеди Господни, туда вторгается зло, там процветает ложь, а вера в Бога становится фальшивой. Где не соблюдаются заповеди Христа, там постоянны кровопролития, а любовь к ближнему проявляется только на словах. Где не соблюдаются заповеди Всевышнего, там власть роскошествует, а народ бедствует. И такое общество обречено на погибель.
       И на всех этапах духовного подвига Иисуса Христа во имя спасения людей рядом с ним стояла его Мать - Пресвятая Богородица. Она с величайшим достоинством несла свой крест, и переживала каждую секунду жизни Иисуса, от рождения до распятия и вознесения.
        После Вознесения Христова земной путь Богородицы был еще достаточно долгим и плодотворным. Она вместе с апостолами несла по свету учение Христа, и открыла людям суть о покаянии, прощении, любви к Богу и ближнему. Не уставала повторять о великих ценностях, утверждающих в мире добро, справедливость и благоденствие. Дева Мария усердно служила бедным, подавала нищим, ухаживала за больными, помогала сиротам и вдовам. Очень много времени отдавала молитвам у гроба Сына.
       Подвигом должна быть жизнь каждого из нас, суть жизни в том и заключена, чтобы с достоинством исполнить данное Богом предназначение каждому человеку. Как исполнить спросите вы? Следовать совести. Совесть должна быть поводырем жизни - предпосланная Богом, хранимая человеком.
       К концу своей земной жизни Божия Матерь всем существом своим стремилась к Небу. И однажды во время молитвы явился ей снова Архангел Гавриил, как и десятилетия назад, когда принес от Всевышнего Благую весть, только на этот раз весть была о том, что Богородице осталось пребывать на земле всего три дня. С великой радостью она приняла это послание. Архангел Гавриил вручил ей райскую финиковую ветвь, излучавшую необыкновенный свет днем и ночью. О явлении архангела Гавриила Божия Матерь первому поведала апостолу Иоанну, который почти не разлучался с Богородицей. Уведомив всех домашних о своем предстоящем уходе с грешной земли, Богородица соответствующим образом подготовила свои покои, украсила стены и ложе, зажгла свечи. Она просила близких не плакать, а радоваться тому, что скоро будет рядом со своим сыном. В назначенный срок весь храм засветился невиданным небесным светом. Словно раздвинулись стены, и над головами людей вознесся Иисус Христос, окруженный сонмом ангелов. Поднявшись с ложа, Богородица поклонилась Сыну своему и Господу со словами: "Величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея!.. Готово сердие Мое; буди Мне по глаголу Твоему..."
          Святые Петр и Павел, святой Иаков и другие апостолы подняли одр на плечи и понесли его от Сиона через Иерусалим к селению Гефсиманскому. Святой Иоанн Богослов нес пред одром райскую финиковую ветвь, врученную Деве Марии Архангелом Гавриилом, и она сияла небесным светом. Над всем многолюдным шествием и пречистым телом Богоматери внезапно возник некий облачный круг - подобие венца. И радостное пение небесных сил разлилось в пространстве. Сияние и Божественное песнопение сопровождало шествие до самого погребения.
          Предание свидетельствует о том, как неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Иисуса Христа, донесли об увиденном фарисеям. Последовал их приказ, уничтожить все шествие, а гроб с телом Марии сжечь! Но произошло чудо, сияющий венец - Божественная сфера, как защитным колпаком скрыла шествие. Воины слышали шаги людей, провожающих Богоматерь, слышали пение, но никого не могли увидеть. Они натыкались друг на друга, на дома и заборы, чувствовали себя словно ослепшими. Ничто не могло помешать торжественному погребению. В Священном Писании мы нигде не найдем повествования о смерти Девы Марии. Смерти не произошло. Конечно, в том понимании, как это случается с обычным человеком, когда тело предается земле, а душа - Богу. Уход из земной жизни Богоматери святая православная Церковь называет Успением. И воспевает Успение Богородицы так: "Побеждены законы природы в Тебе, Дева чистая, в рождении сохраняется девство и со смертью сочетается жизнь: пребывая по рождению Девою и по смерти живою, Ты спасешь всегда, Богородица, наследие Твое".Успение означает то, что Дева Мария после тяжкой, полной лишений, жизни, почила сладким сном, преставилась к вечному источнику жизни.
                Как гласит предание, апостол Фома прибыл в Гефсиманию лишь на третий день после погребения Пресвятой Богородицы. Он скорбел, плакал, и очень жалел, что не был удостоен ее благословения. И тогда другие апостолы позволили ему открыть гроб, чтобы совершить последнее прощание. Был отвален камень, открыт гроб, но... тела Девы Марии там не оказалось. Апостолы стали молить Господа о том, чтобы он открыл им свою тайну. К вечеру святые апостолы сели за трапезу, и как было принято между ними, они оставили одно место не занятым, а пред ним положили кусок хлеба, чтобы после трапезы, творя благодарение Господу, прославляя имя Святой Троицы, этот кусок хлеба вкусить всем, как дар благословенный с молитвою: "Господи, Иисусе Христе, помогай нам!" Все говорили за трапезой только о чудесном исчезновении тела Богородицы. Трапеза была окончена, все встали и по обычаю подняли хлеб, отложенный в честь Господа. Готовясь к молитве они увидели Пречистую Деву Марию, окруженную множеством ангелов. И услышали от Нее: "Радуйтесь! Я с вами во все дни!".
          В почитании Божией Матери русскими людьми это особая тайна. Кроется она в надежде на всесильное материнское заступничество перед Богом.  У русских имеется  в характере такая ценнейшая черта, как покаяние. Как у матери родной, просит богобоязненный грешный человек покрова Богородицы, идя на суд Господний. Человек знает свои грехи, на то дана ему Богом совесть. Держать ответ перед Богом за грехи и помогает великая Заступница, Защитница, Спасительница - Матерь Божия. Она как бы смягчает кару, но зато обнажает в человеке совесть. Когда поэт говорит, что "умом Россию не понять", он имеет в виду именно Совесть. Эту ранимую и совершенно не материальную "структуру" - божественную сущность русские доверили Богородице. Почитание Богородицы свершается в первую очередь через иконы. Только в церковном месяцеслове числится около трехсот почитаемых икон Божией матери. Каждая имеет свое имя. Почти нет дня в году, чтобы этот день не был освещен празднованием той или иной иконы Божией Матери. Для русского человека спасительное свойство Богородицы всегда было чтимо, как благословение родной матери. Народ вверял Богородице душу и всего себя. К иконам Богородицы относились как к живой святыне, поэтому и давали им часто собственные имена, как человеку.

                Алиса Лемешко