ВММА. Профессора и педагоги. Васюточкин В. М

Виталий Бердышев
Профессор. Доктор медицинских наук. Полковник медицинской службы. Начальник кафедры биохимии ВММА, в последующем - Лаборатории питания.

Лекции профессора по биохимии не вызывали у меня особого энтузиазма. Прежде всего потому, что в связи со своей близорукостью я не в состоянии был различить сложные биохимические формулы, выводимые лектором мелом на доске, и поэтому совершенно не понимал, куда и как в молекулах перескакивает электроны, какие и как в реакциях образуются новые вещества, как накапливается энергия и где размещается АТФ, креатинфосфат и иные химические ингредиенты. Монотонный монолог профессора чаще всего вводил меня в сомнамбулическое состояние, и после десятка минут сопротивление я погружался в небытие, добирая счастливые минуты отдыха, отнятые у меня очередным суточным дежурством.

Как я преодолел экзаменационные биохимические барьеры, одному Богу понятно. Положение осложнялось тем, что я вынуждено пропустил весь цикл практических занятий в связи с операцией — тонзиллоэктомией. И когда пришел на кафедру на отработки, сразу получил у преподавателя "неуд", — фактически двойку. Она оказалась у меня единственной за все годы учебы в академии.

Экзамен я сдавал профессору и предвидел быстрое фиаско. Однако доставшийся мне вопрос о цикле Кребса вдохновил меня, и я блестяще изложил профессору весь ход сложных биохимических реакций. На последующие, менее значимые вопросы мне удалось с первого захода угадать истину, и профессор, как всегда, без всяких эмоций вывел в зачетке жирное "Отлично!". Даже со знаком восклицания. — Вот что значит воля случая. — В целом биохимию я в то время знал не больше, чем на удовлетворительно.

При объединении ВММА и ВМедА в 1956 году кафедра биохимии была реорганизована в научно-исследовательскую лабораторию питания. Она осталась на прежнем месте, с тем же профессорско-преподавательским составом, дополненным несколькими научными сотрудниками из Академии им. С.М. Кирова. В.М. Васюточкин стал руководителем (начальником).

Я познакомился с лабораторией в 1963 году, когда приехал с Тихоокеанского флота на кафедру И.А. Сапова на стажировку по вопросам обитаемости подводных кораблей ВМФ и физиологии военно-морского труда. Моя задача была познакомиться с результатами работы лаборатории по изучению адекватности пищевых рационов личного состава флота. А также поделиться данными собственных исследований нашей гигиенической лаборатории Санэпидотряда флота в этом направлении.

Я просмотрел отчеты лаборатории за последние годы работы на Северном, Черноморском и Балтийском флотах. Был приятно удивлён широтой проводимых исследований и подключением к ним достаточно широкого комплекса чисто физиологических методов наблюдений. Такая методология, впервые предложенная лабораторией, была предвестником комплексного и системного подхода в оценке состояния организма. В первую очередь это касалось оценки витаминного баланса — с выявлением клинических признаков ранних стадий витаминной недостаточности — гиповитаминозов. В последующие десятилетия — это направление исследований в области физиологии вылилось в методологию донозологической диагностики, широко используемой при оценке здоровья больших групп населения. Мне показали фотоальбом с цветными фотографиями микросимптомов частичной витаминной недостаточности и даже подарили несколько фото с признаками преморбедных витамино-дефицитных состояний.

Я с нетерпением ждал встречи с профессором. Он принял меня на второй день и беседовал со мной более часа. Его заинтересовали результаты наших работ по изучению питания личного состава ВМФ у нас, на Тихоокеанском флоте, до которого лаборатория еще не сумела добраться. Заинтересовали наши исследования по комплексной физиолого-биохимической оценке витаминной обеспеченности военнослужащих флота. Произвели впечатление используемые нами лингвальная и внутрикожная пробы (Яковца и Роттера) с краской Тильманса. Правда, профессор предположил, что они могут больше свидетельствовать не о С-витаминной обеспеченности, а об интенсивности окислительно-восстановительных процессов в организме. И предложил провести корреляционный анализ между всеми методиками, параллельно с общепринятой — по содержанию витамина C в моче.

Его искренне удивил совершенно новый, выявленный нами факт ухудшения витаминной обеспеченности приморцев (в первую очередь военнослужащих) в летний, жаркий и влажный период. И ещё большим откровением для него стали показанные мною результаты 20-процентного снижения содержания витаминов в овощах и фруктах, выращенных у нас, в Приморье. Как выяснилось позднее, это была закономерная специфика нашего района (Южного Приморья), связанная с особенностями климато-географических условий в крае.

Василий Михайлович высоко оценил нашу работу, сказав, что она заслуживает дальнейшего развития и скорейшей публикации в связи с ее "новизной и практической значимостью". До этого у нас на флоте проводились только исследования С-витаминной обеспеченности подводников (на берегу и в автономных походах), но без столь широкого и глубокого анализа причин витаминного дефицита. Как раз под руководством кафедры на эту тему у нас на флоте (в Медицинской лаборатории подводного плавания) должен был защищать кандидатскую диссертацию подполковник медслужбы Падкин Владимир Валентинович, и профессор посоветовал мне познакомиться и связаться с ним. Ещё он посоветовал мне в исследовании обратить внимание на значение физического и психического стресса на состояние витаминной обеспеченности организма моряков в условиях конкретных видов учебно-боевой деятельности, в частности, заняться оценкой уровня стрессированности организма параллельно с содержанием витаминов в организме.

Я был очень благодарен профессору. Он фактически подсказал мне новое методологическое направление исследований, о чём мне, с других позиций, говорили уже, Иван Акимович Сапов и Николай Васильевич Лазарев. Все наши ведущие ученые и педагоги в научных исследованиях шли в ногу со временем, а в некоторых отношениях и опережали его.

В последующие годы судьба переключила меня на иные направления научно-практических исследований (обитаемость, работоспособность, акклиматизация и адаптация, адаптогены, ... валеология и др.), однако оценка витаминного баланса организма обследуемых при этом специалистов всегда была важным фрагментом комплексной и системной работы. И я глубоко благодарен Василию Михайловичу за советы и практическую помощь в самом начале моего творческо-исследовательского пути.