ЖСТЛ 9 и 10

Владимир Федорович Токарев
СЛОВАРИК ЖСТЛ
ТЛ — творческая личность
ЖС — жизненная стратегия
ВО — внешние обстоятельства
ДЦ — достойная цель творческой личности
АРИЗ — алгоритм решения изобретательских задач
УРВ — усиленный расход времени

Итак, я продолжаю по шагам (но теперь уже выборочно) анализ модели ЖСТЛ Г. Альтшуллера сотоварищи, пересказывая модель своими словами.

Для анализа использую свою жизнь и свой теоретический и практический опыт ЖСТЛ.

Напомню, что по Альтшуллеру сотоварищи ВО делают свой ход, ТЛ отвечает своим ходом в их «шахматной партии».

Но есть особенности в моем подведении итогов: На завершающем этапе анализа ЖСТЛ Г. Альтшуллера сотоварищи, я приведу еще некоторое количество ходов шахматной партии, которую играют ВО с ТЛ. Но в ходе своих комментариев к этим шагам я планирую высказать свою точку зрения по ряду тем:

1. ЖСТЛ соответствует реальности или нет?
2. Что в ЖСТЛ считаю полезным, а что вредным?
3. ЖСТЛ — это стратегия или нет?
4. Как следует использовать ЖСТЛ для стратегии карьеры?
5. Какова роль АРИЗ в ЖСТЛ и каковы перспективы использования АРИЗ в стратегическом менеджменте и в  стратегии новой карьеры, в частности?

Эти темы будут параграфами завершаемого мной анализа.

2. ЧТО В ЖСТЛ СЧИТАЮ ПОЛЕЗНЫМ, А ЧТО ВРЕДНЫМ?

Начну с вредного, а завершу полезным.

Некоторые вещи в ЖСТЛ я полагаю просто дикими. Пример:

Цитата — «42-в. Основной. Семья образовывается только по схеме «Склодовская — Кюри».…

Пример к 42-в

Из воспоминаний Циолковского.

«Стал искать… квартиру. По указанию жителей попал на хлеба к одному вдовцу с дочерью, живущему на окраине города, поблизости реки. Дали две комнаты и стол из супа и каши. Был доволен и жил тут долго. Хозяин человек прекрасный, но жестоко выпивал.

Часто беседовал за чаем, обедом или ужином с его дочерью. Поражен был ее пониманием Евангелия.

Пора было жениться, и я женился на ней без любви, надеясь, что такая жена не будет мною вертеть, будет работать и не помешает мне делать то же. Эта надежда вполне оправдалась».

Циолковский К. Э. Черты из моей жизни // К.Э.Циол-ковский. Грезы о земле и небе. Тула: Приок. кн. изд-во, 1986. С.405.»

Напрашивается следующий вывод — может тогда лучше купить резиновую куклу, вместо того, чтобы жениться на женщине, у которой есть свои интересы, потребности и пр., — кукла уж точно не будет мешать движению ТЛ к ДЦ. Мое утрирование лишь для того, чтобы подчеркнуть дикость данной рекомендации авторов ЖСТЛ.

Несомненно полезным в ЖСТЛ является описание модели движения ТЛ от одной достойной цели — к целям более высокого уровня.

3. ЖСТЛ — ЭТО СТРАТЕГИЯ ИЛИ НЕТ?

Полагаю, что ЖСТЛ можно рассматривать как стратегию только по части перехода от одних достойный целей к другим, более высоким и сложным.

А в целом ЖСТЛ — это, скорее, даже не тактическое, а оперативное реагирование на ходы ВО.

51-а. Внедрение ВО поручают «своим людям».

У меня был такой пример — я выступил инициатором регионального российско-французского проекта по конверсии оборонных предприятий. Финансировало проект Министерство иностранных дел Франции. Когда стали «пилить» бюджет, меня отстранили от проекта. Пара человек получили от этого дивиденды (говорят, что от российской стороны заменяющий меня защитил докторскую по книге на тему, а с французской — стал ректором (на начало проекта был проректором) большого французского вуза.

Но больше всех получил… я — когда увидел, что могу зарабатывать деньги для родного вуза, решил, что самое пора заняться зарабатываем денег для себя — так был организован наш консультационный центр.

Как видим, я просто творчески среагировал на «ВО», которые сделали свой ход.

Особенно вредным, как уже отмечал ранее, считаю то, что авторы рассматривают ВО как субъект, который совершает ходы (обосновывая это материалами своего архива), и эти ходы всегда против ТЛ. В то время, как рассмотрение ВО как объекта позволяет выявить во внешней среде не только опасности, но и возможности, причем примерно в одинаковом количественном выражении (у авторов явный перекос в опасности для ТЛ).