102. Благослови, душа моя, и не забывай...

Вячеслав Абрамов
Псалмы – это послания для тех, кто в них нуждается и их принимает. В них –духовный путь исправления природы человека; при их осмысливании через сознание души проясняется многое. А то, что остаётся неясным, раскрывается проникновением в «зашифрованные» в образах этого мира духовные смыслы стихов.

Этот псалом – духовная драгоценность, блистающая своими гранями. Мы иногда испытываем высокие чувства благоговения перед Творцом и не находим слов, чтобы их выразить. А Давид, несомненно, будучи одухотворённым находит слова, которые вызывают подобные чувства. Его благодарственные стихи так затрагивают струны души, что диву даёшься. Сила благодарения просто воскрешает, снимает все боли и тревоги. Ощущая и познавая свою души, человек приближается к познанию Всевышнего. Чтобы это испытать, конечно нужно прочесть его целиком.

Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – святое имя Его.
Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его.
Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои;
избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами;
насыщает благами желание твоё: обновляется, подобно орлу, юность твоя.
Господь творит правду и суд всем обиженным.
Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым – дела Свои.
Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив:
не до конца гневается, и не вовек негодует.
Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам:
ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его;
как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши;
как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его.
Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы – персть.
Дни человека – как трава; как цвет полевой, так он цветёт.
Пройдёт над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его.
Милость же Господня от века и до века к боящимся Его,
и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их.
Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает.
Благословите Господа, все Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его;
благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его;
благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его.
Благослови, душа моя, Господа!

Псалом располагает более к восторженности, чем к толкованию. Но и дело толкования, помогающее найти и принять духовные смыслы псалма как послания, может стать не менее благотворным. 

"Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – святое имя Его.
Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его."

Призыв к благословению звучит вместе с напоминанием не забывать всех благодеяний Господа. А ведь мы часто забываем! Да что там часто, – забываем тут же, как только что-то получили! И не приходит в голову благодарить Его, ведь принимаем всё хорошее как должное, а плохое – как вопиющую несправедливость.

Между тем Он – источник всех благ, кто бы ни был «каналом» их получения. Свою благодарность нужно адресовать Его имени, в таком благословении Бога должна принимать участие душа и «вся внутренность», – когда оно действительно искреннее, то восхитится к Господу и душу восхитит.

"Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои;"

Бог не только прощает все мои беззакония. Божьей благодатью «алые грехи становятся белы, как снег».

Один человек велел написать на своей могиле одно слово: ПРОЩЁН. Мало кто при жизни ощущает, что грехи его не просто прощены какой-то беспричинной милостью, по земным меркам глупой, – грехи эти смыты кровью Христа!

Господь исцеляет недуги. Не все болезни – прямое следствие греха, но некоторые безусловно. Там, где такая связь существует, прощение должно предшествовать исцелению.
Недуги – это не только физические болезни, и не только «душевные». Истинное исцеление – это исправление наших больных с духовной точки зрения свойств. Любое такое истинное исцеление – от Бога. Одно из имён Бога в Ветхом Завете – Jehovah Rophi, – «Господь Целитель твой». Если недуги исцеляются – это милость Божья, и следует благодарить Его как Целителя.

Но, конечно, не говорит о праве претендовать на исцеление от любой болезни. Порочность человеческой природы вводит душу в смятение, грозит смертью. Это излечивается освящением; ныне же, в ком Христос стал праведностью для души, Он стал и освящением (1Кор. 1:30).

"избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами;
насыщает благами желание твоё: обновляется, подобно орлу, юность твоя."

«…увенчает тебя милостью и милосердием» – так говорится в переводе еврейского текста.
Избавляет от могилы – значит от погибели, здесь речь пока не идёт о жизни в духе, жизни вечной.
 
Почему обновляется только юность? В некоторых толкованиях приводится буквальный перевод еврейского выражения: «Он насыщает твоё украшение благами». Суть понятна: Господь насыщает благами желание, одухотворяет и вдохновляет на жизнь, как на полёт. Я выхожу из своего эгоизма, который психологически является моей природой, и поднимаюсь над ним, я начинаю ощущать всё мироздание в абсолютно ином понимании, потому что изнутри вижу всё уже не в щель своей самости, а в освещении, в свете отдачи, любви.

Ведь что называется истинной, высшей любовью? Любовь – наполнение желаний ближнего. Такое отношение к ближнему, когда ты хочешь наполнить его желания. Ощущая ближнего как себя, ты сам исправляешься и выходишь из рамок нашего мира в пространство мира духовного.

Душа – это и есть желание с жаждой наполнения. Будет желание благое – и будет праведная душа. Только духовные ценности наполняют душу, а все материальные богатства – это тлен.
На земле не существует источника вечной молодости, обновляющего тело, но дух способен укрепляться всё больше и больше. Надеющиеся на Господа обновятся в силе: «поднимут крылья, как орлы, потекут – и не устанут, пойдут – и не утомятся» (Ис. 40:31).
Человек, пребывающий в Боге, постоянно возрождается и идёт от силы к силе, как орёл парит всё выше и выше.

"Господь творит правду и суд всем обиженным."

«Творит Господь справедливость и правосудие для всех угнетённых» – звучит в еврейском переводе. Не только для Своего народа, но и всем угнетённым Господь покровитель попранной правды.

"Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым – дела Свои.
Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив:
не до конца гневается, и не вовек негодует."

«Жалостлив и милосерден Господь, долготерпелив и велик в благодеянии» – переводится в Теилим.

Он открыл пути Свои Моисею, а дела Его были показаны сынам Израилевым – речь о Божественном откровении. Он явил Свои свойства, чтобы они познали Его обетования и цели относительно них.
Он никогда не был безжалостным и жестоким, в ответ на просьбу Моисея «…молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя», Бог отвечает: «Мой путь – прощать грех» (Исх 33:13); «Щедр и милостив Господь; таким Он явил себя Моисею на горе Хорив, когда провозгласил Своё имя» (Исх. 34:6-7).

Моисей – не только Библейский персонаж, это ведущее духовное свойство. Это он получает Тору (Путь) и передает её народу Израиля. Моисей находится посередине между силой веры, высшей силой отдачи, и народом – нижней силой получения. Он стоит посередине между Творцом и творением и играет самую важную роль в Торе – установить правильную связь между Творцом и творением. Ведь Тора для того и дана, чтобы мы могли обрести веру выше знания.
Моисей ещё зовётся «верным поводырем», ведь он проводит к людям от Творца свойство отдачи, символизирует самозабвенную работу служения. Без свойства Моисей в каждом из нас мы никогда не станем соработниками Творца. Именно это свойство отличает человека от животного.

"Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам:
ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его;"

Он не налагает на нас наказания, которого мы заслуживаем, не лишает утешений, которыми мы пресытились, побуждающими нас думать о грехе хуже, а не лучше, так как «богатство благости, кротости и долготерпения Божия… ведёт тебя к покаянию» (Рим. 2:4).
Бог – Творец замысла спасения. Замысел, исходящий из безусловной отдачи и бесконечной любви, превосходит способности человеческого разума и воображения.

"как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши;
как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его.
Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы – персть."

Отец милует сынов и благотворит им, как только появляется возможность. Отец жалеет детей, не имеющих достаточно знаний, и наставляет их. Он терпелив к ним; когда они падают, Он помогает встать.

Иногда можно слышать, что «слабость человека вызывает Божье сострадание». Как отец с любовью и пониманием смотрит, как его маленький сын учится преодолевать препятствия, так и Господь с сочувствием смотрит на нашу слабость. Он знает нашу природу, а мы почти все и всегда забываем о том, что движет нами и куда мы идём.

"Дни человека – как трава; как цвет полевой, так он цветёт.
Пройдёт над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его.
Милость же Господня от века и до века к боящимся Его,
и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их."

Кратка человеческая жизнь, и никакое земное величие не может изменить эту особенность бытия. Бог знает – но пусть и сам человек задумается о смысле и цели этой жизни. Милость Бога – она к тем, которые слушают Бога и живут верой, держатся за завет с Ним, так как в этом их жизнь. Им не нужно беспокоиться из-за кратковременности жизни, ибо смерть не будет посягательством на блаженство их души. Милость Божья более, чем жизнь, ибо она переживёт жизнь.

Милость Божья по отношению к их вечным душам, от их избрания до их восхищения, когда этого мира уже не будет больше. Божья милость безгранична как по длительности, так и по размаху.

Правда Его на сынах сынов – в духовном смысле «сыны» есть новые состояния, которые требуется пройти. Хранят завет Его и помнят заповеди Его, чтобы исполнять их – это начальные условия программы исправления. В любых состояниях нужно помнить об этих условиях.

Божья правда – это огромное воодушевление, отрыв от лжи и принадлежность истине. Правда включает в себя состояние, против которого ничего нет. Все остальное – ложь, наговоры, наветы, выдумки, заблуждения, – всё надуманное, кажущееся. Правда – это то, что единственно существует, и поэтому человек может отдать всё, чтобы находиться в этом состоянии.

"Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает."

В этих стихах Давид раскрывает провидение Божие. Он издал все правила с помощью слова на небесах поставил престол Свой – то есть духовное управление.

"Благословите Господа, все Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его;
благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его;
благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа!"

Давид говорит об Ангелах, которые соответствуют своему служению и несут это служение – исполняют слово Его, повинуясь гласу слова Его.

Престол на небесах – это и есть правда творения и Высшего управления. Благословить Господа, все дела Его – принять в себя, отдать себя Божьей правде, ощущать Творца во всём, что в мире и над миром.

А ощущать Его мы можем только в душе. Какая ширина души – такая и ширина ощущений.