Перепелочка

Ирина Полонская
 Бывают же такие женщины! По виду подросток.  Росточком маленькая, худенькая. Волосы тонкие и какого-то невнятного цвета. Красоты ей не досталось - серенькая перепелочка. Да еще эти очки с толстыми стеклами. Как ребеночка-то ухитрилась родить?

 А был у нее секрет. Когда Зина начинала рассказывать о чем-то,  в нее можно было влюбиться. Так легко она находила  нужные и яркие слова и говорила  убедительно, интересно - заслушаешься. Еще бы, столько книг прочитала!

 Зина жила с сыном Славкой по соседству с нами. Наша семья занимала большую комнату в квартире, а Зина с сыном жили в маленькой.

 В доме нашем к одиночкам относились подозрительно. Бабенки в них видели  соблазн для своих непутевых мужей, а мужички старались при случае ущипнуть одинокую бабеночку, давали понять, что не прочь приласкать ее.

 Только к Зине все это будто не имело отношения. Все свободное время она читала. Даже готовила с книжкой. Стоит над плитой в очках с толстыми стеклами, помешивает что-то в кастрюле, а сама книжку читает.

 Ее сын Славка рос таким же книгочеем и уже в семь лет был похож на Знайку. Как и мать, молчун и мечтатель. Даже очки у него были, как у матери, с толстыми стеклами. Сколько всего интересного рассказывал мне Славка! И про звезды, и про планеты, и про путешествия. А какие замечательные игры он придумывал!

 Я обожала его. В школу мы тоже пошли вместе. И все бы хорошо, только ребятня во дворе стала нас дразнить: "Тили-тили тесто, жених да невеста, по полу катались, крепко целовались!"
 А мы были друзьями. Хорошими друзьями. Славка был наставником, заводилой в играх, выдумщиком. С ним было интересно и не хотелось расставаться. Он был вроде брата. Но как это все объяснить дворовой ребятне? Помнится, мы смутились от глупых дразнилок и вскоре стали ходить в школу врозь: Славка с приятелем, а я с подружкой. Но дома мы продолжали дружить и играть вместе.
 
  Маленькая Зина работала в литейке автозавода на вредном производстве. Ей не на кого было рассчитывать, кроме себя самой. Вот и пошла туда, где можно заработать, чтобы выжить с ребенком. Дали ей комнатку, и они жили не хуже других. Тогда, в те годы, все жили почти одинаково бедно.

 Зина никогда не жаловалась на жизнь. Они с сыном часто разговаривали обо всем на свете. Иногда заводили пластинки и подпевали. Но чаще всего и того, и другого можно было застать за чтением.

 Однажды Зина привела в дом мужчину. Был он худой, мрачный, неразговорчивый. К тому же выяснилось, что он только что вышел из тюрьмы. Ему надо было где-то зацепиться. Зина его приняла и оказалась после многих лет одинокой жизни замужем. Только не зря люди говорят: "Замуж выйти - не напасть, замужем бы не пропасть".

 Поначалу мужик рьяно взялся за дела. На работу его куда-то взяли. Хоть платили немного, он был и тому рад - всяко лучше, чем в тюрьме. Да и дома он оказался человеком полезным: починил стулья и кровать. Пить не пил. Только каждый день заваривал себе чифирь, крепчайший чай.

 Когда Зина забеременела, он, вроде, рад был. Только недолго радость длилась.
 Шло время, и муж Зины все чаще задумывался. Сядет, бывало, на кухне у стола и пьет свой чифирь с мрачным видом. Может, вспоминал что, а может, надоело ему все.

 Когда Зина родила дочку, и вовсе стало плохо. Малютка часто плакала по ночам. Муж сердился, ругал Зину, что она никудышная мать, даже ребенка не может успокоить. Днем, после работы, стал он уходить куда-то надолго. Потом и вовсе из дому ушел - к другой бабенке прибился.
  Зина осталась одна с двумя детишками. Я не помню, чтобы она плакала и жаловалась на жизнь. Просто день за днем делала все, что могла. Славка всегда был ее главным помощником. Он рос разумным. Они с матерью понимали, что надо друг друга поддерживать, иначе не выжить.

 ***
 Прошло много лет. Я уже была замужем, растила детей. Однажды днем кто-то позвонил в мою дверь. Я открыла, увидела незнакомого мужчину и удивленно спросила:
- Вам кого?
- Не узнаешь меня? - улыбнулся незнакомец, с любопытством посматривая сквозь толстые стекла очков.
 Я внимательно всмотрелась в его черты, но так и не поняла, кто это.
- Нет, простите, я Вас не знаю.
- Я твой сосед по дому.
- Славка,ты?
- Ну, вот, узнала!
 Я бросилась обнимать своего друга по детским играм. Потом усадила его пить чай.
- Мама-то твоя как?
- Мама жива. Только постарела. Привет тебе передавала.
- А ты как?
- Закончил медицинский, врач. В санатории.
- Женился?
- Да. Нам с женой при санатории квартиру дали.
- Значит, все хорошо у вас?
- Нормально.

 ***
 Я почему это вспомнила?
 Сколько за свою жизнь  встречалось мне  людей, которые не настолько плохо жили, насколько любили пожаловаться. Слушаешь такого, и тоскливо делается. Все-то у него виноваты: и жизнь плохая, и люди никудышные. 
 А Зина запомнилась как маленькая, но сильная женщина. Она не жаловалась на жизнь, а просто делала все возможное и умела радоваться хорошему, что ей дается.
 Я этому всю жизнь учусь.