Потомки атамана Часть 6-1 1950 Генерал Блейк

Александр Руденский
   
                ПОМТОМКИ АТАМАНА
                Историко-биографический роман
               
                ЧАСТЬ  ШЕСТАЯ
.                США – 1950 - 1991 

               
                « Есть только миг
                между прошлм и будущим      
                Именно он называется жизнь...»
               


                – МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ.   

   Всё дальше и дальше, всё меньше и меньше становился берег Германии, берег 
 Европы, берег прошлой жизни. Глаза уже с трудом различали смутные его 
 очертания. И вот еще чуть, чуть и он исчез за горизонтом. На палубе корабля   
 оставалось всё меньше и меньше пассажиров. Постепенно она опустела.
 Все разошлись по своим каютам. Да, это были совсем не те каюты современных 
 пассажирских кораблей со всеми удобствами.  Но для всех этих людей, попавших
 на этот корабль, это не имело никакого значения. Для них этот день, последний
 на территории Германии, с самого утра был сплошным нервным напряжением.   
 
  Понимание, что корабль вместе с ними  движется на запад, а вокруг бескрайний
  океан, делало своё. Нервное напряжение спало и пришло ощущение усталости.
                На корабле наступила тишина.               

                *  *  *
  А на рассвете «Генерал Блек »  стал приближаться к чуть заметным берегам 
  Англии.  Навстречу к нему от берега отделилась темная точка и начала
  приближаться. «Генерал» застопорил ход. Английский катер принял спущенную с 
             корабля почту и отчалил, посигналив.на прощание.

  Очень скоро берег туманного Альбиона скрылся на востоке.  Вокруг корабля 
  плескались волны Атлантики.  Теперь уже на протяжении восьми дней вокруг
  со всех сторон будет только он - Атлантический океан.

  А на корабле для пассажиров началась беспечная, сытая жизнь. День был
  солнечный, без ветра, а на верхней палубе хоть солнечные ванны принимай.

          Матросы  глядя на отдыхающих пассажиров  улыбаясь говорили:
 — « Отдыхайте, грейтесь!  Два—три дня все будет «окэй», а потом  не ручаемся
   за погоду..»

  Они были правы. Это был непростой для океанского путе­шествия февраль. Самый
  неприятный, мучительный (как по­том говорили пассажиры) и даже опасный месяц этого сезона.

      Михаил Иванович отправился знакомиться с кораблем. Нашел информацию
                о генерале М. Блейке, имя которого носил корабль.

                *  *  *  *  *


    « Уильям Мюррей Блэк, родился 8 декабря 1855 года в округе Ланкастер,    Пенсильвания,
  В 1877 закончил Американскую военную Академию и вступил в Инженерные войска.
  В 1897 году был назначен Руководителем Инженерной службы округа Колумбия.
  В течение и после испанско-американской войны он занимал должность   
         Командующего Инженерной службы на Кубе и в Пуэрто-Рико.
  В 1906 г. он был назначен Старшим членом управления по подъему линкора Мэн,
  В 1909 г. ему было присвоено звание бригадного генерала, и он стал      
                Руководителем Инженерной службы Востока.

   В 1916 он был назначен Руководителем Инженерной службы армии США.
   Он сделал многое  для улучшения реки и гавани Флоридских портов, укрепления
   и строительства железной дороги на Кубе.

         Он ушел в отставку в звании генерал-майора 31 октября 1919 г. .
        Ушел из жизни в Вашингтоне, округ Колумбия 24 сентября 1933 г..»

                *  *  *
  Будучи вообще любознательным человеком и художником, имея при этом опыт
  работы на машиностроительном заводе, Михаил Иванович интересовался всем, что
  видел на корабле. Офицеры и матросы, узнав, что он художник, относились
  снисходительно к его интересу. Они отвечали на его странные вопросы,
                показывали ему корабль.

 Сам « Генерал Блейк» был как бы военным транспортным судном. Учитывая, что уже
        был 1950 год, особого специального вооружения на нем не было.      

      Вот что Михаилу Ивановичу удалось узнать от команды о самом корабле.

  « Генерал В. М. Блэк (AP 135) был создан в соответствии с Морским контрактом   
  (MC № 658) 26 ноября 1942 Kaiser Co., Inc., Двор 3, Ричмонд, Калифорния.
  Заложен 23 июля 1943. Спонсором строительства корабля была госпожа Декэтур С.
  Хиггинс. Приобретенный военно-морским флотом 26 января 1944, он был
  преобразован  в транспорт Matson Navigation Co., Сан-Франциско.
  Корабль был приписан 24 февраля 1944 года к  «Береговой охране США,»
               с командой во главе  капитана  Дж. П. Мюррея.

  Будучи одним из самых действующих кораблей этого типа, «Генерал В.М. Блэк»    
  при выполнении разных миссий, как военный транспорт, бороздил волны
   мирового океана, добираясь до отдаленных портов в разных странах.

  26 марта 1944 года в своем первом рейсе из Сан-Франциско в Перл-Харбор
  перевёз туда 3,500 военных,  а на обратном пути 9 апреля в Сан-Франциско
                вернулись почти 500 ветеранов войны.

   Примерно через месяц - 22 апреля, «Генерал В. М. Блэк» отправился из
     Сан-Франциско в Новую Каледонию и Гуадалканал с 3,500 военными.

   14 мая 1944 года корабль отплыл из Гуадалканала в Бальбоа, в зоне
   Панамского канала с 2,700 военными, а 8 июня пришел в Новый Орлеан.

  Дальше корабль отправился в Кингстон на Ямайке, где принял на борт 2,400
               пассажиров и 26 июня с ними прибыл в Норфолк.

  28 июля  из Норфолка « Генерал В. М. Блэк » отправился в свое первое из 13
  трансатлантических, путешествий - туда и обратно, Он вез из Норфолка 2,700 
  военных, направляющихся в Неаполь, и возвратился 31 августа в Нью-Йорк с
                3,000 американских военных и беженцами.
               
  С 12 сентября 1944 года по 19 августа 1945  корабль сделал 10 подобных
  путешествий туда и обратно  (5 из Нью-Йорка, 3 из Бостона, и 2 из Норфолка) 
  в Великобританию  (Плимут, Ливерпуль, Саутгемптон); Францию (Шербур, Гавр,
          Марсель); Северную  Африку, и Германию (Бремен).
 
  В течении почти года, кроме перевозки немецких военнопленных в Соединенные
  Штаты, корабль  возвращал десятки тысяч военных и пострадавших из Европы.
         
  31 августа 1945 года, «Генерал В. М. Блэк» из Бостона приплыл в Индию через
  Суэцкий канал. Он возвратился в  Бостон  в октябре с 3,000 ветеранов Южной 
                Тихоокеанской группы войск.

  5 января 1946 после подобных маршрутов в течение ноября и декабря, он
                пришвартовалась в Нью-Йорке.

  В 1946 году с 28 февраля корабль стал использоваться как армейский транспорт.

  16 февраля 1948  корабль прибыл  сначала в Пуэрто-Кабельо, Венесуэла, привезя
  1500 итальянцев, венгров, хорватов, и других, после чего  отправился в Перу,
               
  24 февраля  1948 года перевозил 626 хорватов из лагеря беженцев в Италии,
Лагеря Фермо.
 
   2 марта 1948 генерал  «В. М. Блэк» оставил Бремен с 860 перемещенными   
    лицами из Европы и 27 апреля 1948 года прибыл в Австралию в Мельбурн

     Это путешествие было одним почти из 150 путешествий приблизительно
     40 судами, привозящими беженцев Второй мировой войны в Австралию.
       « Генерал В. М. Блэк сделала еще три таких маршрута самостоятельно.

 30 сентября 1948 он прибыла  Рио-де-Жанейро, Бразилия, с восточно-европейскими
 беженцами, многие из которых были из австрийских лагерей (украинцы, поляки,
и др)
 
    29 мая 1949 года корабль отбыл из Неаполя, прибыв 25 июня 1949 в Мельбурн с
                826 перемещенными лицами. 

    16 ноября 1949 он снова отбыл из Неаполя с 1,314 беженцами, и 13 декабря
                1949 прибыл в Сидней.

         Команда корабля состояла из 49 офицеров и 451 матросов
                Корабль мог перевозить до 3300 человек.

                Технические характеристики корабля:
                Водоизмещение 9,950 тысяч т. 
                Длина корабля 522' 10 дюймов (156 метров)
                Ширина  71' 6 дюймов  (21 метр)
                Высота  26' 6 дюймов  (8 метров)
                Скорость 16.5 kts.

  Всё, что Михаил Иванович узнавал, он приходил и сразу рассказывал всем в каюте.

  - Ты знаешь Кира - заговорил он как-то во время обеда, - возможно, что ваши
    друзья с крестной Андрея плыли в  Австралию на этом самом корабле.

  - А как ты это знаешь? – удивилась та.

  - А мне сегодня тот, такой приятный матрос, который поляк, рассказал, что они
    несколько раз плавали в Австралию с беженцами из Германии, и там были
    русские с детьми.
      
  - Ну что ж, Будем надеяться, что им там будет хорошо. Жаль, что они так
    далеко будут от нас.

   
                *  *  *
                –ОКЕАНСКИЙ ШТОРМ

 На четвертые сутки с утра погода стала резко меняться. Солнца уже не было,
 небо — в грозовых тучах, боковой ве­тер сильно покрепчал и начал поднимать волны.

  На палубе уже становилось не безопасно, но молодые муж­чины еще держались.
              Но через несколько часов раздалась команда:

     —  « Всем пассажирам спуститься в каюты, внутрь судна.»

  Все люки - выходы на палубы, спуски в каюты  закрылись наглухо. 
                Прошел час, другой... и началось!

  Океанский шторм ревел, бился стонал почти трое суток. Огромную стальную махину
  с людской массой швыряло из стороны в сторону. Бортовая волна — самая
  болезненная. При носовой — лучше, только сердце сжимается больше, когда 
  надвигается и обрушивается грандиозная, водяная стена и «Генерал» как бы летит
  в образовавшуюся под ним пропасть. Вал перекатывается... Все, что есть на
  палубах — закреплено цепями и... ни одной души. «Генерал» внутри тяжко
  вздыхает, но не сдается.

  На третьи сутки шторм стал стихать. Прорвалось солнце и вместе с ветром быстро
  осушило палубы, на которые стали вылезать из чрева судна способные держаться
  на ногах пассажиры, но большая часть еще валялась группами и в одиночку в
  различных позах, Они были бледны, многие продолжали стонать, а их вид был 
  весьма непривлекательный...

  Константин, Кира и Михаил Иванович стойко перенесли борьбу со штормом, а 
  Зинаида Григорьевна и Александра Романовна отлеживались в каюте.

  Молодые, в компании с другой молодежью, проводили время в гостиных, а Михаил 
  Иванович через люки наблюдал стихию, а как только появилась малейшая
  возможность, пробрался на палубу, где холодный ветер всё ещё рвал снасти.
 
  Он простыл и у него поднялась температура. врач в лазарете определил воспаление
 легких и его сразу поместили в лазарет. Там за него принялись основательно.
 А внимательные медсестры кормили его куриным бульоном с сухариками и поили
 апельсиновым соком о существовании которого, беженцы уже давно забыли.

  У лежащего в лазарете Михаила Ивановича появилось свободное – уникальное время.
 Он начал вспоминать свою жизнь. Он как бы сам даже не отдавая себе в этом
 отчета, разделил свою жизнь с этого момента на прошлое, которое он вспоминал,
 и будущее, которого совсем не знал и даже не представлял, что его и всю семью
 ожидает. На душе было не спокойно.

 Он впервые осмыслил всё то, что с ними произошло в последние пять лет – с того
 самого утра 7 декабря 1941 года.  В голове крутился один и тот же вопрос –
 правильно ли он поступил уведя всех за собой на запад: сперва в Смоленск, Киев,
 Звенигородку, а потом в Австрию, Германию, а теперь в Америку. 
 
  Он понимал, что они все, и даже взрослые родители Киры, пошли за ним, как бы
 на поводу у него. Как-будто все сами принимали решение – как быть. Но он
 постоянно чувствовал свою ответственность, и одновременно вину перед ними. Он
 понимал что, в том, что умер отец Киры его вины нет, но внутри Михаила
 Ивановича все время присутствовало понимание своей причастности ко всему, что
               происходит со всеми этими ему близкими людьми.

   Много раз он задавал себе вопрос – «Правильно ли сделали, что ушли, а не
 остались там, на своей родной земле?». Разум говорил, что правильно. Никаких 
 гарантий, что они оставшись там, остались живыми еще тогда в 45, не говоря уже
 в настоящее время.

 Но внутри, на всю оставшуюся жизнь поселился вопрос на который он никогда не
 сможет ответить. И понял это он только сейчас, здесь, в американском лазарете
 на корабле, который с невероятным упрямством наперекор океанской стихии уносит
 их всё дальше и дальше от той родной и любимой земли, уносит в будущее. Как
 только он закрывал глаза, лежа в лазарете, он начинал вспоминать прошлое, видеть
 его как на экране кинотеатра. За эти дни, что он лежал в лазарете, он увидел
                всю свою жизнь, как в многосерийном фильме.            

  Ну а американские доктора своё дело знали хорошо. Они уже на третий день 
  поставили Михаила Ивановича на ноги. И это было очень вовремя.
          «Генерал» уже приближался к нью-йоркскому рейду.

                *  *  *  *  *               
               
                – НЬЮ-ЙОРК  - «ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ»


    К рейду Нью-Йорка «Генерал Блэк» подошел ночью, бросил якорь. Весть эта 
  молниеносно облетела судно и через несколько минут палубы были запружены
  народом. Океан был спокоен и машинные «черти» «Генерала» умолкли.

  Вдали, над водным пространством горели в переливах бесчисленные гирлянды
                огней мирового города.

    Сколько мыслей вызвали эти огни! В людской массе не слышалось выкриков,
 восклицаний, были слышны только приглушенные, короткие реплики. Большинство
 зачарованно молчало и каждый, млад и стар, спрашивали у судьбы, что им готовит
 эта недосягаемая, а теперь близкая заморская, сказочная страна?

  Мысли Михаила Ивановича вертелись вокруг не раз слышанного в разговорах беженцев:

   « Старшее поколение, надорванное тяжелой жизнью на родной земле, боялось
  непреодолимых трудностей в новой стране, —  без языка, без единого близкого
  человека, без хорошего здоровья... Там, позади, у родных очагов, в городах и
  на политых слезами и кровью полях, они все же тянули жизнь потому, что кругом
  были родные и друзья, все понятное, все привычное... А в этой сказке, как бы   
                не пропасть бездомной собакой. »

       Молодые рвались вперед, к огням, к новой жизни, и это естественно.
  Они смелы, сильны и совершенно убеждены, что победа будет за ними.

  В напряженных мыслях прошла ночь. Совсем уже рассвело и некоторые, глядя в
  бинокли, уверяли, что видят статую Свободы.

  Еще через полчаса подошли два катера — портовый лоцманский и иммиграционного
  ведомства. Пришвартовались. Двое представителей взобрались на судно, обменялись
             с капитаном приветствием и короткими вопросами.

   Машины «Генерала» заработали, якоря подняты, — медленно стали приближаться
   к берегу.  У входа в порт величественная, освещаемая первыми розовыми, 
                утренними лучами, статуя Свободы:
               
             « Шлите бездомных, пострадавших от бурь жизни, ко мне...»

   И, как бы подтверждая это высеченное на статуе обращение, из огромного порта
            Нью-Йорка раздались приветственные гудки многих судов.

  Что это за страна Америка? Самое сильное и яркое определение любого явления,
  глубины мысли и ценности окружающих нас вещей выражается экспромтом, почти
                междометием  чувственного порыва.

               Первое впечатление чаще всего оказывается  верным.

                Большая философия приходит потом ...

       Михаил Иванович в этот момент вспомнил слышанную в Москве историю. 

      В Москве, в середине тридцатых годов, был создан государственный джазовый
  оркестр. Был найден отличный дирижер, много лет до этого живший в США.
          В перерыве между репетициями  оркестранты его спрашивали:

   —  Яша, ну расскажи что-нибудь про Америку.

       Яша закрыв глаза, глубоко вздохнув отвечал:
   —  Америка... — это, таки, да!

  И вот теперь перед Михаилом Ивановичем  предстала эта самая Америка,
                совершенно реальная, таки да!
 
  И в голове мелькнуло:-  Эту страну создавали смелые, сильные пришельцы
           со всего света.  Вот теперь и мы присоединились к ним.
               
                А посмотрев на панораму города подумал :

                «На статую Свободы надейся, а сам не плошай»!

 Что знали реального об этой Америке все эти измученные войной люди?. Да ничего
 конкретного. Знания полученные из книг, из скупых пропагандистских статей в
 советских газетах и журналах, из книги Ильфа и Петрова «Одноэтажная Америка»
               мало чем могли им помочь в данный момент.

 Для каждого, вступающего на эту землю, она была разная, своя, индивидуальная,
 и виделась по своему.


   Дело было не в самой Америке, а в том, то все они были разные. Да и сама
   Америка – США были не однозначной.  Она была слишком многоликой, слишком
   разной. И разные штаты и разные люди её населяющие, и совершенно разные,
   не похожие условия в которых жили эти разные люди. И у всех их будет свое
   индивидуальное, субъективное восприятие этой страны. Ни одна отдельно
   взятая её характеристика, или отдельный факт её жизни и истории не могут
   быть характеристикой всей страны, основой её понимания.

    Но это понимание приходит не сразу, не всегда и не ко всем. В тот момент
    всем москвичам и самому Михаилу Ивановичу было не до этих рассуждений.

   После второй мировой войны США начинали ощущать изменения и расцвет во
  многих вопросах жизни. Не всё было просто и хорошо. Было много проблем и
  сложностей.  Со многим из этого придётся столкнутся и вновь прибывшим эмигрантам.
      
  Но это произойдёт завтра, послезавтра – в будущем. А сегодня они только
  начинают свой путь  эмигранта по городам и весям , по хайвеям и фривеям
                этой новой для них страны.

  «Генерал Блэк» пришвартовался у сорок второго причала. За сетками огромной
 таможенной  территории была большая людская масса встречающих, которая пыталась
 в бинокли разглядеть прибывших.

                *  *  *  *  *