Боевые искусства как путь духа

Дмитрий Юрьевич Медведев
30 лет назад в нашу страну пришли боевые искусства или, как еще говорят, восточные единоборства. В чем причины бешеной популярности первых лет? Почему мы с такой готовностью переоделись в кимоно и начали разучивать бесконечные ката под японский счет? Почему нас не устроили уже существовавшие на тот момент бокс и самбо? Важную роль сыграло ослабление идеологического пресса и тяга советских людей к зарубежной экзотике. Фильмы с Брюсом Ли пропагандировали уникальную эффективность восточных стилей. Но кроме этих поверхностных, в общем, причин, было еще что-то более серьезное в повальном увлечении каратэ и ушу. Что-то резонировало, совпало в русском характере и в боевых искусствах далекого Востока… если мы поймем это, станет понятен и бум восточных единоборств и их постепенное увядание и современный кризис боевых искусств в целом.

Спорт родился на Западе. Как любое культурное явление он несет на себе отпечаток менталитета создавших его людей. Основа западного мировоззрения – предельная индивидуализация психики, прагматизм и… эгоизм. Прагматизм породил прикладную направленность и эффективность техники, эгоизм – спорт и соревнования как средство удовлетворения личных амбиций. По этому же принципу строились и наши стили (бокс, самбо) до появления в СССР каратэ. Цель боевого искусства на Востоке была несколько иная. Боевые искусства на Востоке были средством преобразования человека, его полной физической и психической перестройки. Не к драке готовил Бодхидхарма монахов, составляя для них комплекс «18 движений рук Архатов» с которого и началась история ушу. Сказка про то, что монахам просто необходимо было защищаться от разбойников, настолько же правдоподобна, как и сказка про окинавских крестьян голыми руками убивавших закованных в доспехи самураев. Вопрос применения их искусства в драке заботил восточных мастеров гораздо меньше, чем ритуалы, которые выступали средством социализации человека в восточном обществе или медитация, которая перестраивала адепта изнутри.

История России это не войны, не крестьянские восстания, и не территориальные захваты. Нет народа, который бы относился к войне самой по себе настолько негативно как русские. Русские не воюют для грабежа и насилия, им не нужно чувствовать себя сильнее или круче других. История России это история духа. Русским всегда нужна была идея. Идея, которая бы преобразовывала сначала лично человека, а затем и мир вокруг него. Раздвигала бы границы обыденности и приближала бы человека к истине. Православие, коммунизм – форма идеи может быть различной. Если идея найдена – русские могут перевернуть полмира «За веру православную» или «За светлое будущее», строить великие империи от океана до океана и в одиночку ломать хребет всей Европе. Нет идеи, либо старая идея исчерпала себя – и русские бросают винтовки и расходятся с фронта в первую мировую войну и спокойно смотрят на то, как в результате перестройки теряются огромные территории, оплаченные кровью их дедов и прадедов.

Так что резонировало в русском характере с боевыми искусствами Востока? Именно то, что боевые искусства на Востоке это путь духа, путь преобразования человека. А русскому человеку также нужен путь преобразования себя, и, через себя – окружающего мира. Именно за изменением себя, своего тела и своей психики и шли люди в залы каратэ и ушу. Мы надеялись найти в зале то, что нельзя понять и постичь в обычной жизни. Разочарование было полным и сокрушительным. В наших залах было не боевое искусство Востока, а выхолощенный западный суррогат, внешняя оболочка без содержания. А те немногие методики, которым все-таки удалось просочиться через сито западного рационализма, или которые привезли наши энтузиасты непосредственно с Востока, никак не работали в наших условиях. Попытки понять и постичь сущность восточных учений была похожа на попытку объясниться с японцем без знания японского языка. Каратэ простили бы многое. И неестественную динамику движения, и чуждые нам ритуалы, и даже прикладную несостоятельность, но русские не смогли простить то, что многолетние тренировки так и не перестраивали человека, так и не давали ему хотя бы намек на приближение к истине. Любимый восточными мастерами иероглиф до (дзю-до, каратэ-до, таеквон-до, айки-до) так и не стал путем для большинства русских людей.

Что осталось на данный момент? Спортивные стили, как традиционные бокс, тай-бокс, дзюдо, так и современные, типа микс-файта. По крайней мере, там люди нашли тот прикладной аспект, которого не хватало в залах каратэ и ушу. Никто не ставит под сомнение полезность спорта для здоровья и характера, его зрелищную и воспитательную функции. Но давайте вдумаемся, действительно ли подходит спорт русскому менталитету? Ведь как ни крути, здоровье и развитие человека это побочные результаты стремления к основной цели спорта – личному превосходству на соревнованиях. Нам в массе просто не свойственен тот культ индивидуального начала, который необходим для спорта (впрочем, наши спортсмены изобретательно мотивируют себя тем, что они соревнуются за Россию). Те боевые искусства, которые не стали на спортивные рельсы, мирно и тихо деградируют до уровня фитнеса, как средства поддержания физической формы. Апофеозом этого варианта стали стили типа тай-бо где движения восточных единоборств делаются без контакта с противником под музыку. Дальше опустить боевое искусство действительно не куда.

Как реакция на разочарование в восточных единоборствах стали появляться истинно русские православные или языческие стили. К сожалению, русский колорит данных школ сводится, как правило, к сапогам и косовороткам. В прикладном аспекте они, как правило, уступают даже восточным стилям, а в духовном… Стоит ли говорить, что дважды в одну реку не входят, и ни «асфальтовое язычество», ни ортодоксальное православие не станут путем для большинства современных русских людей.

Любопытно, что тем же путем идут и другие восточные учения. Например, йога. Первоначальный бум и надежда, что именно тренировки по йоге могут раздвинуть границы привычного нам мира. Последующее прозрение и понимание того, что сами по себе асаны лишь статические физические упражнения, и от стойки на голове самой по себе еще никто в самадхи не улетел. Закономерное разочарование от того, что попытки визуализации лотоса с сидящем на нем Шивой в n-чакре, так и не меняют ни сознания, ни окружающего мира. И, как альтернатива, появление йога-фитнеса, где вся работа сводится только к физическому уровню.

Что же ждет боевое искусство дальше? Первый вариант мы уже рассмотрели: расслоение стилей на спортивные, ориентированные на удовлетворение личных амбиций, и фитнес, как средство поддержания физической формы. Есть ли альтернатива? Есть, но она сложна и не укладывается в привычные на данный день рамки. Путь боевого искусства имеют две стороны: внешнюю и внутреннюю. Внешний путь укладывается в три основных этапа: развитие физической структуры человека, совершенствование характера и приобретение прикладных навыков самообороны. В том или ином варианте это дает большинство стилей боевого искусства. Внутренний путь также имеет три этапа, но они встречаются гораздо реже. Первый этап: контроль физики и психики человека. Человек это целостность, тело – низший уровень разума. По аналогии разум – высший уровень тела. Любые устойчивые изменения должны касаться как тела, так и психики человека. На втором этапе изменения внутреннего мира должны приводить к изменению внешнего, окружающего человека мира. Мы и мир единое целое, поэтому, изменяя сознание, мы меняем мир вокруг себя. Должна быть связь между боевым искусством и повседневной жизнью. Путь «офисных самураев», становящихся самураями на два часа вечером в зале – тупиковая ветвь развития. То, что получает человек на тренировке должно помогать ему решать проблемы и контролировать внешний мир. Изменения в психике и восприятии не должны уводить человека от жизни, а делать его более эффективным во внешнем мире. На третьем этапе, после гармонизации внутреннего и внешнего мира человека, боевое искусство должно раздвигать рамки привычного нам мира, выводить за пределы ограниченности нашего восприятия. Только в этом варианте боевые искусства смогут стать путем для русских людей, так как мы – русские, и наш путь – путь духа.

Статья поставлена в Интернет 17.05.2010