Христос и литейщик

Владимир Калуцкий
18 сентября 1945 года убит Дмитрий Кедрин

СТРАШНАЯ ЦАРСКАЯ МИЛОСТЬ

В жизни каждого человека случаются события, как взрывы, озаряющие внутренним светом всю его жизнь. У меня таким озарением стал снос Свято-Михайловского храма в селе Боровое. И даже не сам снос, а сопровождавшие его стихи, что я услышал именно тогда от учителя Владимира Илларионовича Колесникова. Эти стихи записались на мою мальчишескую, память, как на магнитную ленту. И теперь, всякий раз, слыша их, и вочию вижу разбитую в храм Россию.

"Как побил государь
Золотую Орду под Казанью,
Указал на подворье свое
Приходить мастерам.
И велел благодетель,-
Гласит летописца сказанье,-
В память оной победы
Да выстроят каменный храм".

Учитель читал "Зодчих" Дмитрия Кедрина. Более полной и точной истории России с тех пор я не встречал. И слова о создании невидимого мною храма так больно и точно ложились на картину вьявь разрушаемой церкви, что я сразу и навсегда запомнил всю поэму прямо так, с голоса.
Я тогда не знал, что это Кедрин. Шел шестидесятый год двадцатого века, накатывала новая волка сноса церквей, и имя автора "Зодчих" просто не могло появиться в атеистическом болоте.
А в седьмом классе меня, отличника, готовили к районной литературной олимпиаде. И учительница Раиса Николаевна Наказных выдала мне тоненький томик . И велела выучить на конкурс стихотворение Кедрина "Христос и литейщик".
И я выучил. Не стану врать, что уже тогда понимал ложь официоза. Но стихотворение отталкивало, оно не желало вместиться в мою память. Оно было совершенно в литературном смысле, но в человеческом его вообще не должно было быть. Я не поверил, что его можно было написать искренне. Там такая сцена переплавки бронзовой статуи Христа:

"..Мастер пену снимает,
И рыжая пена редка.
"Убери свою руку!" -
Грачёв обращается к Богу ,
А вагранка бурлит,
И она исчезает, рука...

Исчезает навеки!
С размаху по лживому богу
Человек тяжело
Ударяет железным багром,
Чтоб с Христом заодно
Навсегда позабыли дорогу
В нашу чистую землю
И виселица и погром..."

Очевидно, что автору надо было вбить в голову безбожие, надо было уверить его в его же атеистической правоте, чтобы он по доброй воле сочинил такое. Тут ощутимо явное насилие над талантом.
Как бы это объяснить попроще.
У меня всегда была пятерка по Научному Атеизму. Помните определение Бога у отцов-основателей безбожия? Напомню: "В словах Бог и религия вижу тьму, мрак, цепи и кнут". Так вот именно такого Бога и исповедовал Научный Атеизм.Да ещё с чашей опиума в руке. Это была сама Ненависть. При этом атеизм еще умудрялся утверждать, что даже такого чудовищного Бога нет. Так вот я с первой пары на занятиях соглашался, что нарисованного атеизмом Бога , действительно, нет.
И меня уже никогда не спрашивали по предмету. От греха, чтобы не разувать интереса к теме, просто ставили пятерки.
И вот этого Бога-ненависть и поселил в своё стихотворение о литейщике Дмитрий Кедрин. Такого ьрга не грех было переплавить.Сын времени, поэт верил в то, что ему внушили.
Но в той же книжечке, во вступлении, где рассказывалось о самом поэте, я нашел несколько уже знакомых мне строк из "Зодчих". Они приводились, как пагубная страсть поэта к патриархальщине и поповщине. Хотя в этой поэме сиял уже иной Бог - Бог-любовь.
Вот тогда я и узнал, чью поэму ношу в себе со времени погрома церкви. И когда вышел на сцену районного Дома культуры, то, к ужасу Раисы Николаевны и всего уважаемого жури....
... и совершенно неожиданно для себя, от первого до последнего слова прочел "Зодчих".
Не могу утверждать, что с тех начались мои несчастья. Но очевидно, что в каком то Личном деле уже тогда появились записи о моем увлечении патриархальщиной и поповщиной. И эти записи, наверняка обрастая подобными же, с годами только множились. А может - я преувеличиваю, и бесконечные увольнения и недопуски случались лишь в силу моего неуживчивого характера.
Но речь не обо мне. Просто напоминаю. что и тогда и теперь мы живём в эпоху абсолютного торжества всё той же советской идеологии. С её однопартийно системой, с её атеизмом, аляповато перекрашенном в православие, с её искусственно раздутыми корифеями, с её единственной правдой, которая на поверку всегда оказывается ложью. Ужас времени в том, что вчерашние атеисты, а нынешние проповедники веры, насаждают стране именно того Бога-ненависть, который тьма, мрак , цепи и кнут. Иного Христа они просто не знают. А этот делает всё, что ему велят. Свет заполняет мраком, кнутом насаждает покорность, цепями приковывает к галерам. И всех травит опиумом.
...Так мы о Кедрине?
Конечно, он стал моим любимым поэтом. И в том, что я стал великим читателем - его прямая заслуга. И нынче, когда рушится вековая русская культура, когда осыпаются ржавчина и позолота лживых скреп, когда пузырями надуваются и лопаются имена фальшивых патриотов - я всё отчётливее вижу грандиозную фигуру Дмитрия Кедрина. И не случайно, как ослепили Зодчих, так убили и Кедрина. За то, что они и есть настоящая скрепа и настоящий патриотизм. И когда мы окажемся на самом краю пропасти - за нашими спинами будет стоять он - Дмитрий Кедрин и плеяда великих Зодчих. И они не дадут нам упасть. Как Христос, они взяли наши грехи на себя. Они и есть тот храм, который не в бревнах, а в ребрах.

"И стояла их церковь
Такая,
Что словно приснилась.
И звонила она,
Будто их отпевала навзрыд,
И запретную песню
Про страшную царскую милость
Пели в тайных местах
По широкой Руси
Гусляры".