Родословная Сергея Тюленина

Евгений Пажитнов
Ищем родственников! 89262371485@mail.ru
...........................
Организаторы Краснодонского комсомольского подполья
1.Виктор Третьякевич
2.Олег Кошевой
3.Иван Земнухов
4.Ульяна Громова
5.Сергей Тюленин
6.Любовь Шевцова
7.Иван Туркенич (15.1.1920-13.8.1944)погиб на фронте
8.Василий Левашов
Участники `Молодой Гвардии`
9.Лидия Андросова
10.Георгий Арутюнянц
11.Василий Бондарёв
12.Александра Бондарёва
13.Василий Прокофьевич Борисов
14.Василий Мефодиевич Борисов
15.Валерия Борц
16.Юрий Виценовский
17.Нина Герасимова
18.Борис Главан
19.Михаил Григорьев
20.Василий Гуков
21.Леонид Дадышев
22.Александра Дубровина
23.Антонина Дьяченко
24.Антонина Елисеенко
25.Владимир Жданов
26.Николай Жуков
27.Владимир Загоруйко
28.Антонина Иванихина
29.Лилия Иванихина
30.Нина Иванцова
31.Ольга Иванцова
32.Нина Кезикова
33.Евгения Кийкова
34.Анатолий Ковалёв
35.Клавдия Ковалёва
36.Владимир Куликов
37.Сергей Левашов
38.Анатолий Лопухов
39.Геннадий Лукашов
40.Владимир Лукьянченко
41.Антонина Мащенко
42.Нина Минаева
43.Николай Миронов
44.Евгений Мошков
45.Анатолий Николаев
46.Дмитрий Огурцов
47.Анатолий Орлов
48.Семен Остапенко
49.Владимир Осьмухин
50.Павел Палагута
51.Майя Пегливанова
52.Надежда Петля
53.Надежда Петрачкова
54.Виктор Петров
55.Василий Пирожок
56.Юрий Полянский
57.Анатолий Попов
58.Владимир Рогозин
59.Илья Савенков
60.Ангелина Самошина
61.Степан Сафонов
62.Анна Сопова
63.Нина Старцева
64.Виктор Субботин
65.Николай Сумской
66.Василий Ткачёв
67.Демьян Фомин
68.Евгений Шепелев
69.Александр Шищенко
70.Михаил Шищенко
71.Георгий Щербаков
72.Надежда Щербакова
73.Радий Юркин


Взрослые подпольщики г. Краснодона
1.Филипп Петрович Лютиков
2.Николай Петрович Бараков
3.Андрей Андреевич Валько
4.Герасим Тихонович Винокуров
5.Даниил Сергеевич Выставкин
6.Мария Георгиевна Дымченко
7.Николай Николаевич Румянцев
8.Николай Григорьевич Талуев
9.Тихон Николаевич Саранча
10.Налина Георгиевна Соколова
11.Георгий Матвеевич Соловьёв
12.Степан Григорьевич Яковлев
.............
15, 16 и 31 января 1943 года в 58-метровый шурф краснодонской шахты № 5[5] были сброшены 71 человек, из которых часть была предварительно расстреляна, а часть сброшена живыми.Сорок девять из них были молодогвардейцами, остальные 22 члены местной подпольной партийной организации. В их числе были Виктор Третьякевич, Евгений Мошков, Николай Жуков, Иван Земнухов, Ульяна Громова, Сергей Тюленин, Анна Сопова, Лидия Андросова, Ангелина Самошина, Майя Пегливанова, Александра Дубровина, Александра и Василий Бондаревы, Антонина Елисеенко, Владимир Жданов, Клавдия Ковалёва, Нина Герасимова, Сергей Левашов, Демьян Фомин, Антонина Иванихина, Антонина Мащенко и многие другие подпольщики-антифашисты. Вслед за людьми каратели скинули в шахту шахтёрские тележки и бросили несколько гранат.

9 февраля 1943 года в лесу под Ровеньками, где размещалась окружная жандармерия, были расстреляны Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Семён Остапенко, Дмитрий Огурцов, Виктор Субботин. Ещё четыре человека были расстреляны в других районах. Всех молодогвардейцев перед смертью подвергали жестоким пыткам и истязаниям.
...............
Сергей Гавриилович Тюленин родился 12 августа 1925 года в селе Киселеве Новосильского района Орловской области. В 1926 году Тюленины переехали в Краснодон, где отец Сергея поступил работать на шахту, семья состояла из 12 человек: отец, Гавриил Петрович, мать, Александра Васильевна, и десять детей. Сергей был самым младшим.
    Тюленин начал учиться в школе № 1 имени А. М. Горького, продолжал в школе имени К. Е. Ворошилова (ныне эта школа носит имя Сергея Тюленина). Вместе со школьными товарищами Виктором Третьякевичем, Любой Шевцовой и другими участвовал в художественной самодеятельности при клубе имени А. М. Горького. Кружковцы выступали на полевых станах, в нарядных шахт, в клубах.
    После окончания семи классов Тюленин пытался поступить в летную школу в городе Ворошиловграде, выпускником которой был Гастелло, но не прошел по возрасту. Школьный товарищ Сергея Николай Камбулов, ставший впоследствии летчиком, вспоминал, как вместе бегали они на аэродром, ели из одного котелка вместе с летчиками, всеми силами юных душ завидовали покорителям воздушного пространства, мечтали стать такими, как Чкалов.
    Мать Сергея, Александра Васильевна, рассказывала, что сын с начала войны работал на шахте № 1-бис, потом на строительстве оборонительных рубежей, уже тогда собирал оружие.
    С первых дней оккупации Сергей Тюленин с группой ребят боролся с фашистами, распространял листовки. Он вошел в штаб созданной организации, которая по его предложению была названа "Молодой гвардией". В ее рядах подпольщик Сергей Тюленин становится комсомольцем.
    Штаб "Молодой гвардии" дает группе Тюленина ряд боевых заданий, с которыми она блестяще справляется. Отважная пятерка Сергея разгоняет за Шевыревкой скот, совершает нападение на вражеский обоз. В ночь с 6 на 7 ноября 1942 года молодогвардеец Сергей Тюленин с боевыми товарищами вывесил флаг на школе № 4 имени К. Е. Ворошилова. Ночью 5 декабря Сергей Тюленин, Любовь Шевцова, Виктор Лукьянченко подожгли биржу труда.
    В декабре 1942 года группа Тюленина составила ядро струнного кружка клуба имени А. М. Горького. Здесь вновь встретились школьные товарищи Люба Шевцова, Сергей Тюленин, Виктор Третьякевич, который руководил кружком. Работа в клубе освобождала молодежь от угона на работу в Германию.
    В январе 1943 года Сергей переходит линию фронта. Во время боев на Каменско-Краснодонском направлении подпольщик попадает в плен. Бежит из-под расстрела и раненный в руку, 25 января возвращается в Краснодон. Через два дня по доносу предателя он был схвачен полицией.
    "В конце января 1943 г. Соликовский и Захаров привели на очередной допрос Сергея. По свидетельству бывшего следователя полиции Черенкова, "он был изуродован до неузнаваемости, лицо покрыто синяками и распухло, из открытых ран сочилась кровь. Тут же вошли три немца и вслед за ними явился Бургардт (переводчик - А.Г.), вызванный Соликовским. Один немец спросил Соликовского, что это за человек, которого так избили. Соликовский объяснил. Немец, как разъяренный тигр, ударом кулака сбил Сергея с ног и кованными немецкими сапогами стал терзать его тело. Он со страшной силой наносил ему удары в живот, спину, лицо, топтал и рвал на куски его одежду вместе с телом. Вначале этой страшной экзекуции Тюленин подавал признаки жизни, но вскоре он умолк и его замертво выволокли из кабинета. При этом ужасном побоище беззащитного юноши присутствовал Усачев". Необычайная стойкость, бесстрашие и выдержка Тюленина бесили гитлеровцев и вызывали у них чувство бессилия и растерянности. Бывший начальник краснодонского жандармского поста Отто Шен на следствии признал, что "Тюленин держал себя на допросе с достоинством, и мы удивлялись, как могла у еще молодого человека выработаться такая крепкая воля. По-видимому, презрение к смерти породило в нем твердость характера. Во время пыток он не проронил ни слова о пощаде и не выдал никого из молодогвардейцев".
   (Из книги Ф.М. Гордеева "Подвиг во имя жизни") 31 января семнадцатилетнего участника "Молодой гвардии" фашисты сбросили в шурф шахты № 5. Похоронен в братской могиле героев на центральной площади города Краснодона.
    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1943 года члену штаба подпольной комсомольской организации "Молодая гвардия" Сергею Гаврииловичу Тюленину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза
.............................
Пишет двоюродный правнук Сергея Тюленина о его брате по отцу Василии Тюленине.
«Я смотрю на фотокарточку»
Автор работы:
Царев Сергей Алексеевич
...... Василий Гаврилович Тюленин родился в 1915 году в многодетной семье шахтера, где было восемь дочерей и всего два сына – мой прадедушка и его младший брат Сергей. Они жили в маленьком шахтерском городе Краснодоне Ворошиловградской области.
В 1938 году мой прадедушка был призван на действительную военную службу в пограничные войска МВД Белорусской ССР. Погранотряд, в котором служил Василий Гаврилович Тюленин, стоял в городе Ломже Белостокской области. Когда началась война, застава приняла свой первый бой на границе, а семьи пограничников сумели эвакуироваться на восток. Василию Гавриловичу удалось попрощаться с женой и маленькой дочкой. Он ушел защищать Родину. От первых выстрелов на границе до дня Победы, который он встретил в Германии, Василий Гаврилович был в действующей армии. Воевал на западном, 3-м Белорусском и 1-ом Украинском фронтах, был дважды ранен.
Находясь на фронте, мой прадедушка узнал о трагической гибели молодогвардейцев и своего младшего брата Сергея, которые погибли, защищая Родину, помогая нашей армии громить фашистов в тылу врага. Василий Гаврилович дал слово отмстить врагу за мучительную гибель брата и героев-молодогвардейцев. «Заверяю вас, дорогие товарищи, что пока в моей груди бьется сердце коммуниста, пока в моем организме течет кровь пограничника, я отдам всю свою энергию, как и Сергей, делу служения родине. Делу ускорения победы над ненавистным врагом» - так писал капитан Тюленин в газете Западного фронта «Большевик-чекист» в 1943 году. Свое слово сдержал, закончив войну в поверженной Германии. Василий Гаврилович был награжден двумя орденами Красной Звезды и многими боевыми медалями. Прошел путь в армии от рядового до подполковника.
После войны мой прадедушка служил во многих городах нашей страны, закончил свою трудовую деятельность в 1967 году. Он умер в 1977 году.
Моя прабабушка Мария Фроловна Тюленина родилась в 1917 году в селе Сошки Липецкой области. В раннем детстве потеряла мать. Потом ее отец перевез свою семью в Краснодон, где впоследствии встретились и поженились мой прадед и прабабушка.
В 1938 году она переехала в Белоруссию по месту дислокации погранотряда мужа. Здесь и застала ее война. Мария Фроловна с маленькой дочкой на руках пережила две эвакуации, тяжелый труд в колхозе в Саратовской области: холод, голод, тревогу за судьбу мужа, воевавшего с первого дня войны на фронте.
Когда в 1943 году наши войска освободили Краснодон, она вернулась в родной город и работала паспортисткой в райотделе милиции.
Люди, пережившие оккупацию, рассказывали о тех зверствах, что творили в городе немцы. И тогда Мария Фроловна решила, что должна идти на фронт, чтобы отмстить за смерть своих земляков-молодогвардейцев. Она пошла в действующую армию добровольцем. Ее зачислили в ту же войсковую часть,где воевал ее муж и победу они встретили вместе.
Меня переполняет гордость за своих самых дорогих и близких людей, которые были и остаются историей нашей страны.
.............
Рассказ матери Сергея Тюленина.

    Тюленина Александра Васильевна, мать Сергея Тюленина.
   Пришли они в 12 часов ночи 27/I - 43 г. Стучатся. Подошёл дед (так она называет своего мужа - Тюленина Гаврила)
    - Кто там?
    - Полицейские, - отвечает грубый голос.
    Я затряслась вся, испугалась.
    - Дед, не открывай!
    А сама кинулась к постели, где спал Серёженька. Он раненый был. Тормошу его:
    - Серёжа, Серёженька, сыночек! Полицейские!
   Вскочил он, стал быстренько одеваться. Я побежала открывать дверь в хлев, вход был из коридора. Думала - Сергей выйдет туда. А дед всё стучит у дверей - как будто открывает. Слышу - вышел Сергей. Темно.
   - Открывай, - шепчу деду.
   Открыли мы, а они как вошли, так протектором осветили.
   - Вот он, - слышу злобно-радостный возглас полицая. Я так и обомлела. Сергей к окну, они за оружие. Я испугалась за него, кинулась к нему:
   - Сереженька, не надо, родненький, убьют они тебя!
   А сама его не пускаю к окну-то. Может и глупо я так поступила. Не знаю, но очень я боялась за него. Потом-то я уже догадалась как все это произошло. Сергей вышел в коридор и стал за отца, думая: как полицейские войдут в комнату, он и прошмыгнёт на улицу. А они как вошли, да осветили нас - отец невольно отшатнулся от света - они и увидели Сергея.
   Стали собирать его. Собираю, а сама плачу. Не выдержал и Сергей - тоже заплакал. Ну, а как он заплакал, тут уж я не помню себя. Бросилась на колени перед полицейскими, целую ноги, молю:
   - Возьмите всё: добро, корову, отпустите только сыночка.
   А у них противные такие рожи, увидела - смеются они над моим горем, особенно один - здоровенный такой. Стыдно мне стало: "Что же это я перед такими животными унижаюсь!" Встала, обняла Сергея, поцеловала его. И он быстро, быстро пошёл.
   Не прошло и часа как пришли за нами. Взяли меня (62 года), деда (66 лет), дочь (25 лет) с мальчиком, которому было немногим больше года. Пришли в полицию. Захаров - помощник нач-ка полиции, встретил нас отборнейшей матерщиной. 62 года прожила на свете - много видела и слышала, но и то стало не по себе.
    - А у тебе сын партизан, сволочь! А ты стоишь как молодая роза. Ишь какие глаза. Где твое добро?
    - Хлеб вы забрали, а все остальное дома на месте.
   - Врешь, сука.
    И на каждом слове мат, сплошной мат. Суликовский лежал на диване. Все молчал. Потом поднялся, процедил сквозь зубы:
   - Имущество конфисковать, а этих б... пустить на ветер, вначале все выпытать.
   Посадили нас в холодную камеру. Деда отдельно от меня. Дочь с ребенком вскоре через несколько часов выпустили. Но такие негодяи были, что и ребенка даже не пожалели, щипали его, хлестали по щекам. Долго ещё были на нём синяки.
   Со мной сидела Люба Шевцова, Рая Лавренова с матерью, мать и отец Сафонова.
   На второй день, т.е. 28-го января, привели Нюсю Сопову.
   Привели её утром. Тут же стали допрашивать. Камера наша отделена от канцелярии ихней деревянной перегородкой - всё слышно и даже в щелочки кое-что видно.
   Стали ее спрашивать, кого она знает, с кем имела связь, что она делала. Молчала она. Приказали ей раздеться наголо. Побледнела она - и ни с места. А она красивая была, косы большущие, пышные, до талии. Сорвали с нее одежду, платье на голову завернули, уложили на пол и начали хлестать проволочной плеткой. Кричала она страшно. А потом, как начали бить по рукам, голове, не выдержала, бедняжка, запросила пощады. Потом снова замолчала. Тогда Плохих - один их главных палачей полиции - чем-то ударил ее в голову, она упала, снова её начали бить...
   Наконец, избитую, окровавленную впихнули её к нам в камеру. Бледная всё долго лежала. Потом встала, походила и так глухо-глухо сказала:
   - Как не руки, терпела бы я. А то перед такой мразью унижаться.
   Потом вдруг запела песню, не помню я слов то, но весёлую, боевую. Люба Шевцова подошла к ней, она замолкла, и они долго о чём-то разговаривали шёпотом.
   В тот же день вызывали меня на допрос. Спросили - что я знаю о действиях сына.
   - Ничего не знаю, - ответила я.
   Тогда Севастьянов и Плохих по знаку Захарова сорвали с меня платок, полушубок, сняли платье, бросили на пол. Били страшно - по голове, спине, ногам. Как только плёткой ударят - так кожа сразу рассекается в кровь.
   А Захаров стоял надо мной и приговаривал:
   - Рассказывай, сука, куда одежду спрятала, к кому сын ходил, кто к нему приходил.
   Не помню как меня бить перестали, как я в камере очутилась.
   В этот же день, после меня допрашивали Сергея. Это уже мне соседи по камере рассказывали: "вызвали его, он так насмешливо смотрел на них. Бить его начали, он только зубами скрипел".
   И вот таким допросам подвергали всех нас ежедневно. А Ковалёва Анатолия однажды три раза подряд били. Замучаются они - Севастьянов, Плохих, Захаров. Отдохнут, а потом бить начинают. А чтобы крики не так слышны были, заводили патефон. И вот под музыку истязали наших дорогих детей.
   Ковалёв на всех допросах на вопросы отвечал:
   - Я нигде не был, меня только заочно записали.
   А когда его третий раз бить начали, он сказал:
   - Паразиты, что же вы меня 3 раза подряд бьёте.
   29-го или 30-го января Сергею сделали очную ставку с Лукьянченко. Ввели Сергея, а потом Лукьянченко. Они не признались друг к другу. На вопрос:
   - Знакомы ли вы?
   Оба отвечали:
   - Слышал, что живет где-то близко, а встречаться не встречались.
   Потом их начали бить, вначале били Сергея, потом Лукьянченко. Били в две плети. Распластали на полу, держали за руки и ноги, а Плохих и Севастьянов стояли по бокам, и, как кузнецы куют железо, так и они методически, поочередно с тупыми мордами стегали Сергея. Когда это не помогло, стали засовывать пальцы Сергея между дверью и притолокой, закрывая ее. Тут Сергей страшно, страшно закричал, я не выдержала и потеряла сознание
   31-го Сергея допрашивал немец из жандармерии, и что тут уж с ним не делали: три раза били в две плети, в рану загоняли шомпол, затем подняли его окровавленного, немец подошел к нему и начал бить рукой, затянутой в перчатку, по щекам. Голова Сереженьки моталась из стороны в сторону. Он посмотрел вокруг помутневшими глазами и сказал: "Ну, это все!" Что он этим хотел сказать, так я и не поняла.
   В этот же день во второй половине наши самолёты бомбили город. Полицаи бегали, как затравленные волки - чувствовали гады, что скоро настанет их гибель.
   А в 7 часов вечера всех ребят увезли. Построили их в коридоре, скрутили руки проволокой, против каждого человека стоял полицейский. Когда делали им перекличку, то запомнила я фамилии Лукьянченко, Ковалёва, Лукашёва Геннадия, Орлова Анатолия, Левашова Сергея, Артемова, Виценовского. Из нашей камеры взяли Нюсю Сопову.
   Вывели их на двор, посадили в санки и повезли к шахте N5.
   При шахте есть баня, в этой бане их раздели. Всех их погубили злодеи, удалось убежать только Ковалёву. Потом уже он рассказывал мне, как это удалось ему сделать:
   "Когда нас везли, я оказался на одних с ним санях. Предложил Сергею бежать. "Нечего нам тереть, Серёжа, всё равно везут на расстрел". Но Сергей настолько был избит, что только смог помочь мне развязать руки. И то он работал одной рукой. Другая у него была сломана. Не знаю каких трудов ему стоило расслабить путы на моих руках, только когда он сделал это, и я повернулся к нему - он лежал бледный, бледный с испаринами пота на лице, несмотря на то, что на улице был сильный мороз. Когда подвезли меня к шурфу, Суликовский сказал мне: "Ну, ты идёшь сюда 153-им". Не знаю, откуда у меня силы взялись, злоба страшная, наверное, прибавила мне их.
   Только рванул я руки, оттолкнул полицейского, стоявшего на моём пути, и рванулся бежать. Помню: стреляли по мне, мне было жарко. Я скинул пиджак, затем брюки, остался в белье, на снегу уже не так легко было меня заметить. Ранили меня в плечо. Но догнать не догнали".
   Так и погиб мой дорогой сыночек Серёжа.
   Записал инструктор ЦК ВЛКСМ Соколов
   Подпись: (Тюленина Александра Васильевна)
...............
«Дом-музей» Сергея Тюленина на родине в Киселево, состояние июль 2010 г.

Этот дом новодел, настоящий в нескольких десятках метров в виде груды обломков поросших бурьяном. Как я понимаю, дом был, музея никогда не было. Дом номинировался в конкурсе 7-ми чудес орловщины, что само по себе чудо.
Как понимаю «живой» музей есть в Нечаево, в ближайшем доступном н.п., в школе. Там же памятник работы скульптора Чухаркина 1967 года.
................
№4 Письмо Н. А. Тюлениной И. В. Сталину о неверном освещении деятельности "Молодой гвардии" в романе А. А. Фадеева г. Краснодон 19 января 1947 г.


Дорогой наш вождь и учитель Иосиф Виссарионович!

Зная Вашу справедливость и любовное отношение к погибшим борцам за революцию, нашу "Молодую гвардию", я, как сестра партизана Сергея Тюленина, хочу осветить Вам те важные вопросы, которые являются неверными в романе Фадеева "Молодая гвардия", и роль нашей партии, как руководительницы в подпольной борьбе с немецкими оккупантами.

Роман Фадеева был построен на основании слов матери Олега Кошевого, Елены Никол[аевны] Кошевой, которая не знала никаких подробностей о деятельности подпольной организации, а узнав кое-что от меня, даже кличку своего сына, она передала все писателю Фадееву в туманной и искаженной форме.

Фадеев почему-то не потрудился подробно расспросить меня, участвующую в этой организации, а поговорил со мной поверхностно: почему место, где мы живем, зовется "Шанхаем" и жив ли китаец — основатель поселения?

Теперь же я Вам расскажу все о возникновении "Молодой гвардии", ее зарождении и руководителях этой борьбы.

Мой брат, Сережа Тюленин, ему было всего 16 лет и четверо его товарищей организовали пятерку на борьбу с немецкими захватчиками. Они решили беспощадно мстить, но зародыш этой мести был положен не Шульгой (кого собственно выводит в роли Шульги Фадеев, нам не известно), и Валько также был арестован в начале прихода немцев в Краснодон и вскоре погиб. Но по существу дела роль партии была значительна, но ее возглавляли люди не местной организации. Я расскажу Вам, дорогой Иосиф Виссарионович, как это было:

Однажды, это было в январе месяце 1941 г., к нам на квартиру встал лейтенант по фамилии Быченко Феодосий, он был спущен с самолета 16 июля 1942 г. в Запорожье. Этот парашютист много говорил об организации подпольщиков и партизанах. Говорил о связи с партией и т.п. В сентябре 1942 г. он пришел в Шевыревку, там стоял Савинков Илья. Сережа вдумчиво прислушивался к словам лейтенанта, а затем уже сам стал держать связь с линией фронта и действовать. Сережа познакомился с Любой Шевцовой, которая имела связь с "рацией", тогда и он связался с этой организацией, после этого в Краснодоне под руководством Лютикова организовался отряд подпольщиков-коммунистов. С этим отрядом я связала "Молодую гвардию", а связисткой была Налина Соколова, которая помогла связаться с другими отрядами г. Ростова и г. Каменска. Сергей действовал уже до момента вступления немцев, где он связался с подрывными частями (в июне 1942 г.). Перечислять его дальнейшую работу я пока не буду.

Особенно меня интересует вопрос: из каких источников взял Фадеев, что семья Кошевого принадлежала к числу подпольщиков, тогда как сам Кошевой Олег вступил в отряд "Молодой гвардии" в ноябре 1942 г. и был рядовым подпольщиком. 15 декабря 1942 г. Олег стал комиссаром." Его мать Елена Николаевна имела тесную связь с немцами, а также его дядя Коростылев Николай, у которого на квартире стоял немецкий штаб. Во время массовых арестов семья Кошевого никаким арестам не подвергалась и никаких подозрений со стороны немцев не было на то, что они являются подпольными работниками. Никогда никаких совещаний в квартире Кошевых не происходило, так как во всех комнатах помещались немецкие офицеры. Совещания происходили чаще всего у Третьякевича, Арутюнянца, Земнуховых и в х[уторе] Шевыревке у Савинкова. Семьи, подвергавшиеся аресту, были следующие: Борц — мать и дочь. Лопухова - мать. Мать Степана Сафонова, моя семья (Тюленина): отец, моя мать, старшая сестра с грудным ребенком. На глазах моих родных истязали брата Сережу, а на его глазах мать. Мать, истекая кровью, молчала на все вопросы палачей, хотя она была в курсе всего и сама помогала.

Дорогой Иосиф Виссарионович! Мне хочется знать, кто же видел семью Кошевого арестованной и сидевшей в тюрьме? Мне хочется найти ту правду, за которую была пролита кровь. С момента арестов Олег Кошевой струсил и ушел в тыл врага. Но мы решили выручить и освободить товарищей, перешли линию фронта, связались со штабом, агентурой разведки для спасения их. Мой брат Сергей и я с сестрой Дашей перешли линию фронта. Сережа пошел в разведку, а мы с сестрой остались при пулеметной роте инструкторами. Сергей 2 раза был ранен за г. Каменском. Истекая кровью, он отказался от госпитализации и пошел с разведчиками на выручку своих товарищей, но подлая месть женщины предала брата в руки врагов. Несмотря на тяжелые пытки и испытания Сережа никого не выдал и не предал. Он погиб со словами: "За партию, за Ленина-Сталина. За нас отомстят наши товарищи". Еще раз интересно знать, почему Фадеев выводит центральной фигурой мать Олега Кошевого и его самого? Разве они пережили и испытали столько, сколько другие люди? Хотя бы и мы. Она получила большие привилегии, вплоть до культурного жилища, а мой отец, больной, лежит в сырой землянке и никто никогда не поинтересуется как же мы-то живем? После того, как у нас все отобрали, даже не сделан ремонт нашей хижины. Вот какое отношение, я уже не говорю о погибшем брате, а хотя бы к отцу, как к старому шахтеру и к страдальцу, который вместе с сыном испытывал все ужасы пережитого. Фадеев осветил образ моего брата, как мальчика с потрепанными пятками, грязного, небрежного, запущенного — это в корне неверно. Хотя он и родился в небогатой семье, но чистоплотность, скромная одежда, тем более он был учеником школы - являлись отличительными чертами его характера, а не уличного мальчишки, как выводит его Фадеев. Он был самостоятельный, активный и все задания выполнял сам.

Если писатель Фадеев глубже вникнет во все и даст правдивые образы, то его роман будет еще популярнее потому, что остались живые люди, которые возмущаются неправдой и подтасовкой в романе.

В правдивости выше написанного можете не сомневаться.

Преданная Вам, партии Ленина-Сталина коммунистка сестра Сергея Тюленина Надежда Тюленина.

г. Краснодон, Ворошиловград, обл., 17 кварт., д. № 17.

Помета: "т. Жданову. 7.11.1947"

РГАСПИ. Ф. 558. Он. 11. Д. 896. Лл. 112- 114

Публикуется по машинописной копии, поступившей в секретариат И. В. Сталина.

("Молодая гвардия". Художественный образ и историческая реальность: Сб. документов и материалов. М.: Вече, 2003, с. 131—133.)