Титаник затонул - кто следующий?

Михаил Колодочкин
Почему затонул «Титаник»?

За 14 лет до его гибели некий американский фантаст – Морган Робертсон –  написал роман "Тщетность" (англ. «Futility»), в котором описал крушение огромного лайнера "Титан". После гибели настоящего "Титаника" автора романа обозвали одним из величайших пророков XX века.

Но как можно было такое описать заранее, с точностью до названия?
Полагаю, что всё очень просто. Упомянутый писатель ни в каком будущем, естественно, не бывал и ничего предсказать не мог. Он просто выдумал некую страшилку – как фантаст. Его роман прочитали люди – в том числе и те, кто позднее создаст настоящий «Титаник». И у них на подкорке засела информация, которая позднее дала о себе знать. Так маститые композиторы порой вставляют в состав произведения услышанную где-то пустяковую мелодию, даже не догадываясь об этом. Именно так при выборе названия «Титан» стал «Титаником» – имя сразу показалось всем привычным и вполне подходящим. И поэтому даже последующая гибель парохода многим явилась как предначертание судьбы, от которой, как известно, не уйдешь. Потому что информация – это направление распространения энергии. Роман средней руки направил пароход на айсберг.

Не было бы романа Робертсона  – возможно, что не было бы и гибели «Титаника». Но важно и другое: имей роман счастливый конец – и кто знает, стал бы настоящий пароход проверять на прочность плавающую ледышку?

***

Человек с незапамятных времен реагирует на негативную информацию гораздо быстрее, чем на положительную. Скажи мужику: «Вишня расцвела!» – он зевнет. А скажи: «Дом горит!» – вскочит с дивана немедленно. Удивляться нечему: эволюция миллионы  лет учила нас именно такой реакции на потенциальную угрозу. Психологи прекрасно это знают – даже в лабораторных, заведомо спокойных условиях испытуемые добровольцы гораздо быстрее реагируют на слова типа «война» или «граната», чем на умиротворяющие «цветок» или «счастье». Негативная окраска  – это способ мгновенно привлечь внимание.

Этим активно пользуются любые средства массовой информации (СМИ). На первом месте должны стоять убийства, катастрофы, изнасилования, грабежи, ДТП, войны, угрозы и пляски невзрачных шлюшек в Храме Христа Спасителя. Такие новости всегда предельно доходчивы и динамичны. Для их восприятия никакие извилины не нужны, а именно таких жителей планеты гораздо больше, чем остальных. Поэтому именно такие публикации повышает рейтинг СМИ, а потому привлекают рекламодателей большим числом читающих. Моральные же аспекты никого не колышут.

***

Негативная информация срабатывает еще и потому, что она возвышает недалекого читателя в собственных глазах – мол, я-то не такой, а гораздо лучше! Где-то ограбили старуху-пенсионерку – но ведь я-то никого не грабил: значит, я почти что святой! Чиновники разворовали очередной миллиард  – но ведь я-то не такой! Подумаешь, что утром спер жвачку из супермаркета – всё равно мэры с губернаторами в асфальт больше закапывают. И, вообще, у меня зарплата маленькая – так пусть же будет стыдно тому, кто не платит мне по лимону в месяц!

***

Негатив всегда граничил в глазах недоумков с героизмом. Сделать то, чего никогда не делали другие – для них это почти Гагарин, только гораздо проще! Снять на видео, как половозрелые самцы трахают существ женского рода в музее или на городской площади, загадить краской шпиль московской высотки, нахамить на форуме, проорать перед камерой «Долой» (неважно, кого именно)... Всё это – кратчайший путь стать знаменитым на весь мир. Его открыл еще Герострат. Благодаря ему, имени создателя храма Артемиды не знает практически никто. А вот недоумка, спалившего творение Мастера, в итоге знают все.

***

Создание и продвижение негативной информации – легчайший путь к успеху и признанию. Выскочить без штанов на стадион или перед иконостасом проще, чем стать Мастером в настоящем деле. Именно по этому пути сегодня пошло человечество.

Художники былых времен были мастерами. Рембрандт, Суриков, Леонардо, Шишкин  – все они владели кистью, пусть и в разной мере, и каждый по-своему. Но каждый делал то, что требует мастерства, а потому заведомо недоступно «маляру негодному». А вот современность все чаще выдает нам за мастерство не картину, а, скажем, набор баночек из-под майонеза, приклеенных эпоксидкой к унитазу. Эти творцы тоже называют себя художниками. Здесь не надо писать картину или высекать из мрамора Давида – здесь достаточно быть первым.

Не случайно сегодня так популярны селфи-себяшечки. Каждая из них – тоже первая в своем роде… А каждый, нажавший на пипочку, мнит себя Мастером.

***

Могут ли СМИ и примкнувшие к ним блогеры обойтись без негатива? Могут, конечно же.

А обойтись без денег? А без популярности? Нет, это им неинтересно.

Отсюда вывод: хочешь денег – пиши чушь, понятную тупому Обывателю. Даже если мысленно причисляешь себя к гениям.

Созданный Джеком Лондоном Мартин Иден – автобиографический образ писателя, помиравшего от голода и перенапряжения, но не видящего признания – в итоге понял, что путь к славе лежит через откровенную халтуру на потеху тупой публике. Это потом, если тебя все-таки признают, можно будет прекратить писать чепуху. Если к тому времени не разучишься писать нормально, конечно же.

А может ли обойтись без негатива политик? Или государство в целом?
Нет, не может! Не выживет… Правила поведения диктуют им все те же законы поведения – надо привлекать внимание к себе, одновременно отвлекая Обывателя от неприятностей местного масштаба.

В СССР все мы были начисто лишены негативной информации, изрыгаемой СМИ. Государственный фильтр работал без сбоев, а потому по телеку работали всего полторы программы, в кино шли проверенные-перепроверенные фильмы, газеты никогда не печатали сплетен, а никаких видюшников и, тем более, интернетов не было и в помине.

Но при этом женщинам уступали место в транспорте. Жить друг с другом без похода в загс или церковь считалось аморальным – это всегда скрывали и не афишировали. Педики вызывали искреннее омерзение. Братьев меньших снимали с африканских пальм и обучали в университетах. На уроках труда мальчикам давали в руки молотки и напильники, а девочкам иголки и нитки. Во время чемпионатов мира вся страна искренно болела за хоккеистов в красной форме.

А вся мировая гадость имела заморско-заокеанскую прописку – от войны во Вьетнаме до фильмов типа «Эммануэль». А самым негативным киногероем был, разве что, Фантомас. Кстати – и это важно! – именно в него, а не в Чапаева охотно играли дети.

Но с 1985 года народ прилип к телеящикам. Там стали показывать нечто, немыслимое ранее – плохие новости. Они заполонили собой всё – вместо умиротворяющего душу голосования депутатов прежнего Верховного Совета или мультипликационного крокодила с трубкой и с гармошкой. Взамен на экранах замелькали какие-то дебаты на съездах, проворовавшиеся чиновники, аварии на переездах, потасовки нацменов и т. п. Затем стали появляться голые бабы, в эфире уверенно зазвучал мат…

А потом, как-то невзначай, до всех дошло, что ничего другого по телеку больше показывать и не будут. Телебашня неожиданно дала понять, что перешла на самоокупаемость и теперь должна ежесекундно зарабатывать деньги. Поэтому на экране ежесекундно надо кого-то насиловать, пытать, банкротить, предавать, выгонять из студии, крыть матом и т.п.

Иначе телебашне не выжить.

***

 «Титаник» погубила негативная информация, овладевшая умами еще до его постройки. Она направила энергию на гибель корабля.

Современному журналисту велят выискивать дерьмо и писать про дерьмо: это собирает публику и за это дают рекламу – то есть деньги. Результат: негативная информация убила на корню грамотного и мыслящего Читателя. Остались единицы, но не они определяют аудиторию.

Развал СССР начался с так называемой гласности. Которой, по определению, надлежало стать негативной: позитив существовал и без нее. Негативная информация направила энергию на гибель СССР.

Трампы, обамы и прочие добрые люди из Политики также по определению постоянно должны выискивать дерьмо и вопить про него с трибуны. И требовать денег на ассенизаторские работы в мировом масштабе. Результат – этим потоком негатива пытаются убить Россию, порождая эдакий адский котел, в котором перемешаны допинги, скрипали, сирии, донецки, крымские мосты, абхазии, немцовы, северные потоки, упавшие боинги, санкции и даже придурок, выбежавший на поле в финальном матче российского мундиаля…

И – самое неприятное… Это порождает новую породу российского Обывателя, не мыслящего себя вне потока дерьма в адрес собственной страны. Высшее достижение в подобной «селекции»  – один «всенародно избранный» президентствующий мужик, который не так давно каялся в том, что именно русские развалили и разваливают всё на свете.

Включая часовню, которую простили даже Шурику из «Кавказской планницы».
Это – чисто российская болезнь.

***

Чеховский человек с молоточком должен был напоминать счастливым о том, что на свете есть и несчастье.

Нам сегодня необходим не человек с молоточком, а человечище с кувалдой. Потому что современное несчастье среднему Обывателю представляется как отсутствие в кармане на заднице последней модели айфона. Или как невозможность с получки купить виллу с яхтой.

Но истинное несчастье – это когда сытый, ленивый и не очень умный человек искренно убежден, что в этой жизни ему кто-то чего-то недодал. То ли родители, то ли государство, то ли Президент. Такой человек всегда будет мстить своей стране за то, что не стал ни Гагариным, ни Капицей, ни Достоевским.

Впрочем, в глубине души он и не мечтал об этом. Потому что для него стать знаменитым – это стать богатым. Ему до фени космосы, романы и открытия – ему нужны доллары, дублоны и пиастры. И ради этого он будет подленько поддерживать любые санкции, голосовать за любых оппозиционеров и радоваться любым неудачам своего государства. Порождая, как в цепной реакции, новый поток негатива.

– Если ваша единственная цель состоит в том, чтобы стать богатым, вы никогда не достигнете ее, – говорил гуру по части богатства, Джон Рокфеллер. Но кто из племени Обывателей ему поверит?

Святые люди всю свою жизнь пытаются своими молитвами создавать позитивное информационное поле. В это можно верить или не верить. Но совершенно очевидно, что достигнуть этой цели стократно труднее, чем тиражировать негатив. Подобно тому, как написать Мону Лизу тяжелее, чем испохабить баллончиком с краской чистую стену.

Позитивная информация – это наведение порядка, провозглашение принципов добра. Негативная – это призыв к разрушению. Разрушение занимает мгновение, созидание порой растягивается до бесконечности. Именно так исчез Храм Артемиды.

***

Слабенький роман писателя Робертсона погубил только один пароход, пусть и самый большой в мире. Мозги, запомнившие навязанную им чепуху, оказались готовы к ее реализации.

Слабенькие, казалось бы, статейки в СМИ  – газетах, блогах и на сайтах – могут погубить страну. Тоже самую большую в мире.

Причина та же: мозги несмышленышей с айфонами и айпадами вместо извилин давно к этому подготовлены…