Шах Шкатулка. Сценарии занятий. Мерцающие узоры

Алексей Ратушный
Шахматная Шкатулка. Сценарии занятий.  Мерцающие узоры

Я уже писал о применении правил Мерцающих шахмат в дошкольном учреждении.
На самом деле это очень увлекательные рисунки перемещений.
Ведь вся прелесть именно в одновременном движении многих фигур.
Чтобы не заставлять Читателя напряжённо изучать Мерцающие шахматы и самостоятельно представлять себе, как сие происходит «на самом деле», я решил опубликовать серию конкретных маленьких сценариев для  занятий с дошкольниками в Шахматной Шкатулке.

Состав группы для занятия

Группа из 16-ти детей - восемь мальчиков и восемь девочек!
Понятно, что это «схема» «идеальной» организации. В реальности это могут быть и семь девочек и шесть мальчиков или десять девочек и пять мальчиков и так далее. В случае «нехватки» некоторым самым «активным и энергичным» детям дают «в нагрузку» две вертикали. В случае перебора некоторых детей пересаживают в команду соперников.
В этом случае вместо команды «Девочки – ход!» или «Мальчики – ход!» подаётся команда «Белые – ход!» или «Чёрные – ход!»
Есть целая серия вариантов в сценариях: например командам присваиваются «имена» и команда подаётся группам детей по «именам» групп: «Красавицы – ход!» или «Матросы – ход!» и так далее, и тому подобное.

В реальной жизни при полном составе группы детей бывает и два десятка.
Тогда некоторых сажают на ряд стульчиков «сбоку» в районе 3-6 горизонталей и просят их быть: «командирами», «наблюдателями» или «болельщиками» или «моими помощниками».

Полезно в таком случае «тасовать колоду» то есть через равные интервалы производить «замены» со «скамеечкой запасных». Игра в «скамеечку штрафников» по аналогии с хоккем с шайбой у дошколят в отличие от школьников нежелательна. Они ещё очень обидчивы.

Оборудование для занятия

16 стульев для дошкольников
Гигантская шахматная доска на полу размером 3.60х3.60
Комплект легких фигур для гигантской доски – сейчас продаются пластиковые. В них имеются специальные небольшие отверстия для слива воды, чтобы во время занятия не намочить пол и доску.
Дело в том, что вода вовнутрь попадает
а) после мытья фигур
б) в случае появления конденсата при их длительном расположении на подоконниках или на сквозняках
Занятия целесообразно проводить или в чешках или в носочках, чтобы сохранять доску чистой и неоцарапанной

Продолжительность одного занятия именно «на доске» от 3 до 7 минут
За одно занятие нецелесообразно разучивать более 2-3 конкретных перемещений фигур.

Расстановка стульев

Вокруг расстеленной на полу гигантской шахматной доски по 8  с каждой стороны, таким образом, чтобы ребёнок чётко понимал: перед ним ЕГО вертикаль.

Первый сценарий

Пешки
Восемь белых и восемь черных пешек расставляются в начальное положение по второй – белые – и седьмой – чёрные – горизонталям.

Группы из 16-ти детей - восемь мальчиков и восемь девочек  - рассаживается по сторонам доски как «играющие белыми» и «играющие чёрными»

Педагог демонстрирует детям перемещение фигурки пешки на один ход, то есть с одного поля на соседнее поле впереди в направлении пешек партнера.

Объясняет:
Я говорю: «Белые – ход!» и тогда девочки встают, делают вот такой ход и сразу же садятся на своё место.
Попробуем!

Белые – ход!
Все восемь девочек поднимаются, перемещают каждая свою пешку по своей вертикали и садятся на место.

Педагог делает замечания, подсказывает.
Если я скажу «Белые – на место!» девочки сразу возвращают свои фигурки в начальную позицию, вот так и возвращаются на свои места.

Пробуем!

Белые – ход!

Молодцы!

Белые - на место!

Теперь мальчики!

Чёрные – ход!

Чёрные – на место!

Таким образом несколько раз вся группа детей перемещает свои пешки навстречу друг другу и возвращает свои армии на места.
Полезно иногда работать только с одним цветом, доводя армии пешек до столкновения с другой армией, стоящей неподвижно.

По окончании упражнения полезно показать шахматный мультфильм.

Развитие темы здесь:
http://www.proza.ru/2018/09/21/76