Искра Божья...

Александр Ивашкевич
       Бездарные, неконструктивные, обделённые искрой Божьей люди стараются принизить людей творческих, одарённых, делающих что-то новое, находящихся рядом с ними.
       Они придумали стандартные для этого приёмы. Обвиняя творящих в том, что они ничего нового не делают, всё, что они создают, мол давно известно, это банальность, штампы и клише...
       Они это говорят не потому, что могут сравнить с чем-то, а просто чтобы не казаться в своих глазах ущербными, бездарными и никчемными...
       Унижая других - хотя бы на словах и в своём ограниченном и безталанном представлении - они, тем самым,  создают какое-никакое  существенное представление о себе, формируют смысл своего существования.
       Именно этому посвящено произведение Пушкина "Моцарт и Сальери".
       Сейчас известно,  что у Сальери  не было никакого смысла травить Моцарта.
       И он этого не делал. Но теоретическая идея Пушкина отобразила суть принципиального различия и отношения людей творческих и тех кому это не дано от Природы или от Бога, но очень хочется...
       Эта коллизия отображена во многих произведениях. 
       На моей памяти это сделано наиболее ярко в произведении Даниила  Гранина "Иду на грозу".
       Но Пушкин это обозначил наиболее ярко!
 "Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет — и выше. Для меня
Так это ясно, как простая гамма.
Родился я с любовию к искусству;
Ребенком будучи, когда высоко
Звучал орган в старинной церкви нашей,
Я слушал и заслушивался — слезы
Невольные и сладкие текли.
Отверг я рано праздные забавы;
Науки, чуждые музыке, были
Постылы мне; упрямо и надменно
От них отрекся я и предался
Одной музыке. Труден первый шаг
И скучен первый путь. Преодолел
Я ранние невзгоды. Ремесло
Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию. Тогда
Уже дерзнул, в науке искушенный,
Предаться неге творческой мечты.
323
Я стал творить; но в тишине, но в тайне,
Не смея помышлять еще о славе.
Нередко, просидев в безмолвной келье
Два, три дня, позабыв и сон и пищу,
Вкусив восторг и слезы вдохновенья,
Я жег мой труд и холодно смотрел,
Как мысль моя и звуки, мной рожденны,
Пылая, с легким дымом исчезали.
Что говорю? Когда великий Глюк
Явился и открыл нам новы тайны
(Глубокие, пленительные тайны),
Не бросил ли я все, что прежде знал,
Что так любил, чему так жарко верил,
И не пошел ли бодро вслед за ним
Безропотно, как тот, кто заблуждался
И встречным послан в сторону иную?
Усильным, напряженным постоянством
Я наконец в искусстве безграничном
Достигнул степени высокой. Слава
Мне улыбнулась; я в сердцах людей
Нашел созвучия своим созданьям.
Я счастлив был: я наслаждался мирно
Своим трудом, успехом, славой; также
Трудами и успехами друзей,
Товарищей моих в искусстве дивном.
Нет! никогда я зависти не знал,
О, никогда! — ниже;, когда Пиччини
Пленить умел слух диких парижан,
Ниже;, когда услышал в первый раз
Я Ифигении начальны звуки.
Кто скажет, чтоб Сальери гордый был
Когда-нибудь завистником презренным,
Змеей, людьми растоптанною, вживе
Песок и пыль грызущею бессильно?
Никто!.. А ныне — сам скажу — я ныне
Завистник. Я завидую; глубоко,
Мучительно завидую. — О небо!
Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений — не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан —

А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?.. О Моцарт, Моцарт!"

      "Что такое талант?" http://www.proza.ru/2016/07/14/863
      "Человек, талант, гений..." http://www.proza.ru/2014/08/22/64
      "Талант, знания, умения..." http://www.proza.ru/2015/04/03/1829
      "Разница между гением и талантом." http://www.proza.ru/2015/09/07/1386