Изучение старых фотографий. История одной ошибки

Нина Дещеревская
(См. информацию на странице http://proza.ru/avtor/deshchere).

В коллаж, приведённый в заголовке этой заметки, включены три фотографии лётчиков 163-го Гвардейского Истребительного Авиационного Феодосийского Краснознамённого ордена Суворова III степени полка. Именно в этом полку в военные годы служил авиационным механиком мой дядя, младший брат отца, Дмитрий Григорьевич Сидоренко.

[Примечание 1: Написанная Д.Г.Сидоренко повесть «Воспоминания» выложена на портале Проза.ру: "Воспоминания. Дмитрий Сидоренко. 1924-1955" - http://www.proza.ru/2018/08/24/999 и эта заметка – небольшой комментарий к повести].

Верхний снимок сделан в Германии осенью 1945 года. На ней – Дмитрий Григорьевич и кто-то из его однополчан, навестивший Дмитрия в военном госпитале. Внизу слева – фотография из фронтового альбома однополчанина Дмитрия Сидоренко, гвардии младшего лейтенанта Денисова Валерия Александровича, внизу справа – одна из фотографий с составного фото лётчиков 163-го Гвардейского Истребительного Авиационного Феодосийского Краснознамённого ордена Суворова III степени полка.
Как можно заметить, в подписи указаны фамилия и воинское звание: гв. мл. л-т Михайлов. 

[Примечание 2: Альбом В.А.Денисова размещён на Гугл-диске «Для музея Шерешевской школы» - ссылка на диск почему-то не встаёт в текст, но фотографии с диска можно посмотреть на  сайте ГУО Шерешевская средняя школа (Республика Беларусь): http://shereshevo-school.pruzhany.by/?cat=143. Там же размещён и оригинал составного фото лётчиков 163-го ГИАП].

Коллаж был сделан в ходе исследований, проведённых для  уточнения одного из моментов биографии Дмитрия Григорьевича и, как будет ясно из дальнейшего рассказа, может служить иллюстрацией некоторых ошибок, возникающих при анализе старых фотографий

[Примечание 3: коллаж выполнен представителем уже следующего поколения - одним из моих сыновей, Ильёй Дещеревским, для которого Дмитрий Григорьевич Сидоренко – двоюродный дедушка].

Вся история началась с фотоснимка Дмитрия Сидоренко и неизвестного однополчанина. В своей повести, в главе 38, Дмитрий рассказывает, как в начале лета 1945 года в Германии его провожал в госпиталь авиационный механик Михайлов, его "первый наставник" в самом начале службы в полку. В главе 39 автор упоминает, что позже к нему в госпиталь «часто заезжали наши ребята из полка». И когда ко мне попал фотоснимок, сделанный во время одного из таких визитов, очень захотелось выяснить, кто же из однополчан - этот таинственный визитёр, угощающий Дмитрия дыней и арбузом осенью 1945 года.  К сожалению, в подписи к снимку никаких комментариев на эту тему сделано не было. И вот начались поиски
[глава 38 - http://www.proza.ru/2018/09/05/340;
глава 39 - http://www.proza.ru/2018/09/05/337].
 
На сводной групповой фотографии полка с сайта Шерешевской школы одно из лиц – лицо гвардии младшего лейтенанта Михайлова - показалось мне идентичным лицу этого неизвестного. Но (по непонятной мне самой причине) я почему-то вначале связала его с вышеупомянутым авиамехаником Михайловым. На портале Проза.ру я даже выложила небольшую заметку: «Авиационный механик Михайлов Филипп Михайлович» о Ф.М. Михайлове, причём именно с этой фотографией
[см. "Авиационный механик Михайлов Филипп Михайлович" - http://www.proza.ru/2018/09/08/725].

К сожалению, это было неверно. Как позже удалось уточнить, гв. мл. л-т Михайлов со сводной фотографии - это лётчик Владимир Иванович Михайлов, 1923 г.р. (см. о нём прим. 93 к главе 33 повести)[глава 33 - http://www.proza.ru/2018/09/05/359].

Когда ошибка всё же обнаружилась, возникла вторая версия – что навещать Дмитрия в госпитале мог и кто-то из лётчиков, в том числе и В.И. Михайлов. В своей повести Дмитрий неоднократно рассказывает о тёплой дружбе, связывающей авиамеханика и лётчика, самолёт которого он готовит к полёту. Так например, в главах 25 и 34 речь идёт о дружбе авиамеханика Дмитрия Сидоренко и лётчика с фамилией именно Михайлов! (Правда, о ком именно идёт речь, установить невозможно: в повести упоминаются несколько лётчиков с фамилией Михайлов из состава 163-го гвардейского ИАП, но ни в одном из эпизодов  автором  не названо ни имён, ни инициалов)
[глава 25 - http://www.proza.ru/2018/09/05/380;
глава 34 - http://www.proza.ru/2018/09/05/356].

Вскоре возникли новые факты, казалось бы, подтверждающие версию  с В.И.Михайловым: в Интернете появилась фотография пятерых лётчиков - однополчан Дмитрия. При сравнении лиц бросалось в глаза сходство одного из однополчан на этой фотографии - первого справа - как с В.И.Михайловым , так и с нашим визитёром.

Ситуация усугублялась ещё одним непонятным обстоятельством – на опубликованной первоначально фотографии внизу, на её лицевой стороне, имелась подпись, где были перечислены только четверо её участников: Умрихин, Жаров, Колесников, и – тоже Михайлов. В подписи были приведены только фамилии, без инициалов, а пятой фамилии не было совсем.

При дальнейшем рассмотрении обнаружилось, что первый и четвёртый из перечисленных в подписи однополчан – Умрихин и Михайлов - присутствуют и на уже упоминавшейся сводной групповой фотографии лётчиков полка. Это помогло установить их личности.

Умрихин - это гвардии младший лейтенант Николай Георгиевич Умрихин, 1923 г.р. (Лётчик 163-го ГИАФКСП с сентября 1944 г. Его место рождения: Омская обл., Калачинский р-н. За время войны был награждён орденами Красной звезды (1944 г.), Красного Знамени (1945 г.), Отечественной Войны II степени (1945 г.)).

Что же касается Михайлова – то это не обсуждаемый нами выше В.И. Михайлов, а его однофамилец, гвардии старший лейтенант Михайлов Владимир Александрович, 1920 г.р.,  командир звена 163-го гвардейского истребительного авиационного полка. (В 1946 г. Указом Верховного Совета СССР ему было присвоено звание Героя Советского Союза, но посмертно: его наградной лист был подписан командиром полка 20 мая 1945 года, а в марте 1946 г. он погиб. Именем Героя названа улица в г. Тамбов, а на здании школы, в которой он учился, установлена мемориальная доска).

Полученная в результате картина выглядела так: в пятёрке однополчан на снимке – двое однофамильцев Михайловых: Михайлов В.А. – четвёртый слева, и Михайлов В.И., - пятый слева, причём один из них, Михайлов В.И. – это и есть наш таинственный визитёр.

Именно на этом этапе поисков и был сделан коллаж из трёх фотографий, который как будто бы подтверждал версию об идентичности троих обсуждаемых лиц – неизвестного посетителя, Михайлова В.И. со сводной фотографии лётчиков полка и неизвестного пятого с фотографии пятёрки однополчан.

Но – жизнь снова внесла свои поправки. От Артёма Некрасова пришло сообщение с уточнением, что на оборотной стороне фотографии удалось прочесть и фамилию пятого однополчанина – Мирошкин. (Как удалось установить, это лётчик 163-го ГИАФКЗСП гв. мл. лейтенант Мирошкин Иван Васильевич, 1919 г.р. По информации из его наградного листа (он был награждён орденом «Красная Звезда» приказом по дивизии № 4/н от 30.04.1945 г.), И.В.Мирошкин попал на фронт только 11.12.1944 г. и, возможно,  именно поэтому только у него - из всех лётчиков на фотографии - нет ни одной награды. Видимо, по этой же причине он оказался не включён в сводную групповую фотографию лётчиков полка, которая была составлена раньше).

Это означало, что, несмотря на бросающееся в глаза  удивительное сходство В.И.Михайлова и И.В.Мирошкина, это разные люди и, по крайней мере, на одной из трёх фотографий рассматриваемого нами коллажа лётчика Михайлова В.И. точно нет.

Таким образом, вопрос о том, чей же визит в госпиталь к Дмитрию Сидоренко запечатлён на старинной фотографии, так и не нашёл пока достоверного ответа. По-видимому, остаётся только надеяться, что через некоторое время всплывёт какая-нибудь дополнительная информация, которая поможет внести в этот вопрос ясность.

Тем не менее, из обсуждения этой, даже неоконченной, истории можно извлечь хороший урок: для идентификации людей, изображённых на старых фотографиях, простое сходство лиц нужно использовать с большой осторожностью – сходство, даже кажущееся несомненным, может оказаться обманчивым и стать источником большой ошибки.