10. Пища для наших идеологических врагов

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: первый секретарь Советского райкома КПСС, в то время канд. экономических наук В.П. Можин (1929–1996). Впоследствии д.э.н. (1972), профессор (1976), академик ВАСХНИЛ (1982), С 1969 г. — заместитель директора по науке Института экономики СО АН СССР.

С 1974 г. по 1981 г. возглавлял Центральный экономический НИИ Госплана СССР. В 1981—1985 гг. — был назначен председателем Совета по изучению производительных сил при Госплане СССР, затем по 1991 г. — работал заместителем заведующего отделом экономики ЦК КПСС.

После роспуска КПСС до конца жизни работал в Комиссии Российской АН по изучению производительных сил и природных ресурсов (из Википедии).


Юрий Карпов в своей статье анализирует выступление на одной из первых дискуссий первого секретаря райкома КПСС В.П. Можина.

«Нам кажется обоснованным – пишет Карпов, начать изложение материалов дискуссий с выступления первого секретаря райкома партии, на территории которого находился Академгородок, — В.П. Можина (тогда кандидата экономических наук, впоследствии защитившего докторскую, ставшего академиком ВАСХНИЛ, ныне руководителя крупного научного учреждения). [К моменту написания моей книги уже почившего. –МК].

Хотя, Юрий Карпов не приводит дату проведения этой дискуссии, но судя по косвенным признакам, это всё та же дискуссия, которая проходила в спортзале Дома учёных 11 марта и которую вёл журналист Леонид Жуховицкий.

У Можина тогда был большой авторитет в Академгородке.

Помните. Когда он был только избран первым секретарём советского райкома КПСС, я назвал даже его «своим парнем».

Говорил он, как бы с позиций жителя Академгородка и вдумчивого учёного. И, слушая его, можно было «догадаться», что его точка зрения на фестиваль бардов и песни, которые на нём исполнялись несколько отличается от позиции людей других неназванных им сил:

Итак, мнение В.П. Можина:

 «Для меня понятно следующее: песни Галича — социальная сатира. Это не просто туристские песни, костровые, лирические. И в этом отношении он выпадает из ряда людей, которые поют, называемых бардами.

Его тематика — социально-политическая сатира.

То, что такая сатира имеет право на существование, доказывать не надо, это ясно».

Видите, что он говорит: «Имеет право на существование!»

«Во всех этих вещах, затрагивающих очень острые социально-политические проблемы, важна позиция автора.

Потому что недостатков у нас хватает.

Все эти недостатки можно по-разному интерпретировать.

Можно преподнести с болью в сердце, можно говорить о них как о явлении нежелательном, но можно это обыгрывать, на этом деле играть и тем самым давать пищу нашим идеологическим врагам.

Я не знаю многих песен Галича, но мне кажется, что в ряде его песен эта социальность, личная позиция недостаточно чётко выражена».

А теперь: «Имеет право, НО…»

«Я впервые услышал песню «О прибавочной стоимости»: здесь невольно напрашивается вывод, что у нас вроде бы обыватели все, такая ассоциация возникает.

Или возьмём другую песню, мне о ней рассказывали, где все «в ногу шагают» и мост от этого рушится.

Здесь затрагивается очень большой вопрос. От этого «моста» есть мост к единству вашего общества.

Конечно, мы не то чтобы все одинаково мыслим и все во всех своих поступках были бы одинаковыми — это немыслимо, невозможно.

Утопично думать, что все будут одинаково мыслить. Но нашим большим, огромным приобретением является то, что наше общество едино.

Наверное, никто бы из присутствующих здесь не хотел бы, чтобы у нас была такая ситуация, как сейчас в США, где существует раскол общества: белые воюют с неграми, классовая борьба очень сильна.

Не напоминает ли это заявление Можина моему читателю известный анекдот, который появился примерно в эти же годы:

 «Голос Америки» спрашивает у армянского радио:

– А правда, что зарплата советского инженера 120 рублей?.

На что армянское радио после трёхдневной паузы отвечает:

–А у вас негров линчуют.

«Как раз то, что у нас общество более-менее социально однородно, что существует единство, – продолжает Можин, — это даёт основу для принятия таких решений, которые отражают мнение большинства народа [1]. Это надо беречь, за это надо бороться.

Мы себе иногда просто не представляем, что значит жить в конфликтном обществе, которое раздирается от противоречий.

Это наше счастье, что мы живём в обществе, которое имеет единую морально-политическую основу. И надо это нам беречь, ведь можно раздуть какую угодно национальную вражду.

И хотя народ у нас десятилетиями воспитан в интернациональном духе, мы должны заботиться об их национальном и социальном единстве».

Яркий пример демагогии.

Единство народа понимается весьма превратно. Нельзя, например, критиковать решения политбюро, оспаривать отсутствие гласности, протестовать против неправедных судебных процессов.

Но это всё в соответствии с Уставом КПСС – его принципом «демократического централизма».

Можин продолжает:

«Я работаю в райкоме партии и мне приходится часто встречаться с мнениями простых людей, считающих, что в Академгородке живут учёные, которые «ещё неизвестно чем занимаются, хотя здесь им построили очень много» [2]. Отдельные такие высказывания есть.

С другой стороны, мне приходится встречаться с проявлениями снобизма со стороны научных работников.

Так вот, если это подогреть, то может разразиться такой конфликт, от которого никому не будет хорошо...».

В.П. Можин утверждает, что научное сообщество Академгородка должно подстраиваться под мнение рабочих, так как только их мнение является правильным.

Одна из догм большевиков – гегемония «рабочего класса»

Далее В.П. Можин прямо обращается к Александру Галичу.

Говорит он, выбирая выражения, очень осторожно.

Можин умный человек. Он не хочет оказаться консерватором, не хочет оказаться зажимщиком, пытается лавировать, хотя Обком КПСС ждёт от него чёткой позиции – запретить Галичу петь антисоветские песни.

Мы увидим, что Можин даже не называет песни Галича антисоветскими.

Есть нечто святое, святые вещи [3], о которых нужно думать. Меня несколько волнует, я Вам прямо скажу, Александр Аркадьевич, что здесь больше бы социальной ответственности.

Понимаете, есть вещи святые, к которым надо осторожно относиться..., хотя сатира — есть сатира, и она всегда хлещет очень здорово. Я не берусь судить обо всех Ваших песнях, но мне показалось, что Ваша позиция, лично Ваша, скажем, то, что Вы говорите об обывателях, которые за границей бегают за шмотками… нуждается в более чётком выражении» [4].

Ну да, советский человек, несмотря на то, что у нас в магазинах, что ни назови, было дефицитом, не может «бегать за шмотками» за границей, ведь это роняет честь страны». Между тем, всё именно так и было.


Продолжение следует:

1.  Демагогическая ссылка на «большинство народа».

2.  Такие мнения поддерживались обкомом партии следи рабочих, которые в те времена считались опорой власти.

3.  О святых вещах вслед за Vожиным будут говорить и другие противники Галича.

4.  Это критика песни А. Галича «Баллада о прибавочной стоимости».


Продолжение следует: http://www.proza.ru/2018/09/19/176