03 Странник

Коробков Николай
     СТРАННИК
    
     1.
     Одним дождливым вечером в окно дома на краю небольшого селения вдруг постучали. Это был странник, попросивший ночлега. Его пустили в дом – “Мир дому сему!” Страннику дали обогреться, обсушиться, поделились с ним, чем могли. А рано утром, сердечно поблагодарив хозяев дома, вечерний гость уже собирался в дорогу. Почтенных лет, но ещё бодрый, старик, прошедший верно немало дорог, много всего повидавший, показался хозяину дома человеком очень порядочным и разумным, а потому он решил не упускать случая и у собравшегося уже уходить так прямо и спросил, есть Бог или нет Бога.
     Странник остановился и внимательно поглядел на хозяина дома. Ему и раньше приходилось слышать подобные вопросы, и каждый раз он старался отвечать на них так, чтобы вопросивший понял то, что он мог бы предложить ему в качестве ответа. Интересно, – думал он – но люди, задающие такие вопросы, похоже, даже не представляют, как на самом деле странно они звучат. О многом можно сказать словами, но еще о много большем сказать словами нельзя. Можно много и долго говорить, но так и не сказать того, что более всего нужно сказать. Говорить о таких вещах и быть понятым, правильно понятым, – очень непросто, это  нужно найти верные слова. Если я отвечу на его, такой прямой вопрос, также прямо, вряд ли это сможет послужить ответом, которого он от меня ждет.
     Страннику было, что ответить вопросившему, но он был в затруднении. Он еще некоторое время молчал, глядя на хозяина дома, а  потом вдруг сказал: “Есть Бог или нет Бога – ты сам можешь узнать ответ на этот вопрос. И тебе уже не нужно будет никого об этом спрашивать. Я скажу тебе как это сделать. Всего в дне пути от вашего селения, если не расслабляться, в долине за двумя небольшими горными хребтами есть Черное озеро. Ты, конечно же, знаешь это место?” – “Да, знаю, я там бывал не раз”. – “На берегу озера стоит старый вековой дуб, некогда пораженный молнией с выгоревшим нутром…” – “Знаю, я видел этот дуб”. – “Так вот тебе нужно будет войти внутрь этого дуба и, обратившись к Богу, попросить его выполнить какое-либо свое заветное желание. И ты получишь ответ на свой вопрос. Ты получишь его таким образом, что у тебя не останется никаких сомнений относительно бытия Бога”.
     Старик, закинул за спину свою котомку, взял дорожную палку, еще раз поблагодарил за приют, хлеб-соль, пожелал доброго здравия семейству, поклонился в пояс и пошел дальше своей дорогой.
    
     Странник быстро уходил, а хозяин дома, немало озадаченный его ответом, стоял, как завороженный, и смотрел ему в след…
     “Что он сказал? Как это может быть? Не привиделось ли мне все это? Здравый человек, а говорит такие странные, несерьезные вещи. Вот и угадай человека…
     Как относится к сказанному? Можно ли в это поверить? Чудеса какие-то. Войти в дуб, попросить Бога об исполнении своего желания… Это было бы совсем не лишнее – дом жил нелегким трудом и, конечно же, было, что попросить. Как это было бы здорово - вот так, вдруг, легко и просто решить какую-то из своих проблем. Но ведь это же нелепица, небылица, бред. Как он мог сказать мне такое? Как я мог так ошибиться в человеке?..
     И все же – нет, не похож он на болтуна, не такой он человек, чтобы зря говорить. Да и зачем? За язык его никто не тянул. Он мог вообще ничего не сказать или отделаться общими словами, отшутиться…
     А если все же попробовать? Ну, так, на всякий случай. Что я, собственно, теряю? Почему нет?.. И все же - бред какой-то…”
     Странник уже давно скрылся из виду, а хозяин дома все стоял, обращенный в сторону, куда тот ушел.
    
     Потом он вернулся к дому и сел на ступени крыльца. Вот он теперь может узнать Великую Тайну; Тайну, которая так сильно волновала его последнее время…
     Его домочадцы уже давно занялись, каждый своим делом, а он все сидел и думал то о страннике, то о его ответе; то об одном, то о другом. Так за долгими думами прошел день и вечер. А рано утром он собрался в путь.
    
     Он пошел к Черному озеру, старому дубу, так все еще ничего не решив для себя. “Дорога подскажет” – подумал он – “в дороге лучше всего думается”…
    
     2.
     Скоро он уже раскланивался с веселым небритым водовозом, поглаживая его старенькую любопытную лошаденку…
     “Что за вопрос?” – удивился водовоз – “Конечно же, Бог есть. Если б не было Бога, откуда бы взялся весь этот мир – огромный, чудесный, разный, полный загадочного, таинственного, необъяснимого; мир, где все так разумно и ладно устроено. Как бы этот мир мог существовать без Бога? Нет, без Бога это никак невозможно. Да, ты сам, разве не чувствуешь, не ощущаешь божьего присутствия? Ты разве не чувствуешь его отношения к происходящему, к тому что ты сам делаешь? Да ты только оглянись, всмотрись, вслушайся. Вся природа, все в природе говорит о существовании Бога. Есть Бог, есть, даже не сомневайся”…
    
     “Бог есть!” – теперь слышалось отправившемуся в путь при каждом его шаге – “Бог есть! Бог есть! Бог есть!”..
    
     3.
     Через некоторое время он увидел пожилого человека, отдыхающего в тени большого раскидистого клёна…
     “Нет Бога” – отвечал пожилой человек – “Впрочем, это мое мнение, которое я никому не навязываю. Для себя я это понял. На опыте всей своей жизни понял. А человек я, как видишь, уже старый, пожил на свете, помирать собираюсь. И отвечаю тебе на твой вопрос откровенно, прямо и честно – “Нет Бога”. Хотелось бы, чтобы он был, но его нет…
     Всяк живет, как живет. Как сам свою жизнь складывает, и как она сама, с учетом всего другого, складывается. Хорошо складывается? – Прекрасно. Плохо складывается? – Но, тут уж ничего не поделаешь – как складывается. Живи и терпи. Терпи, пока терпится и живи, пока живется… 
     Нет Бога. Нет Отцовства, нет Сыновства. Нет помощи, нет заступничества. Нет справедливости, справедливого воздаяния. Нет Вечной Жизни. Нет никакого смысла ни в этом мире, ни в человеческой жизни. А есть только причины и следствия. Слепое, бессмысленное. Есть только беспредельный самоуравновешивающийся хаос”. – “Но как же? – стал возражать ему путник – “Есть чувствования, ощущения, знаки, чудеса”. – “Чепуха. Все это – только человеческое желание тепла, света, любви, понимания, принятия. За всем этим – только нежелание умирать. Жить хочется хорошо, а помирать не хочется. Вот тебе и – Бог. И мне помирать не хочется, но обманываться еще больше не хочется. Приму свою смерть, как неизбежное, неотвратимое. А что еще остается? Так что нет Бога, нет”…
    
     “Бога нет!” – теперь слышалось быстро идущему при каждом его шаге. – “Бога нет! Бога нет! Бога нет!”..
    
     4.
     Солнце прошло в небе большую часть пути, когда он увидел небольшой пруд, и в нем – трёх купающихся, восстанавливающих силы после тяжелой полевой работы, людей…
     “Есть Бог или нет? – это очень многое определяет” – отозвался старший из троих, только что вылезший из воды – одно теряет, другое приобретает смысл.
     Если Бог есть, то человек не может жить без ощущения своей подконтрольности, без оглядки на Бога – как Бог посмотрит, как оценит, что скажет? Человек не может быть независимым, свободным.
     Если Бог есть, возникает соблазн просить у Бога, уповать, надеяться, полагаться на него. А это может ослаблять человека, рождать в нем пассивность, иждевенчество, вредную иллюзию, что желаемое можно вымолить, выпросить, получить просто так, без какого либо труда.
     Если Бог есть, человек живет, преодолевает, создает, но он не может знать кому он, собственно, обязан той или иной своей победой - себе или Богу. Он не может знать, есть ли это плод его собственного труда, умственных и физических усилий, умелости или ниспосланное ему свыше озарение, вспомошествование; есть ли это больше счастливая случайность или оказанное ему благоволение. Человек в растерянности. Он не знает и не может знать себя. “Кто он?”, “что он?”, “чего он стоит?” – становится для него неразрешимым вопросом...
     Если Бог есть, и у человека все хорошо, значит, Бог благоволит к нему. И это рождает в человеке чувство признательности, благодарности, а это уже обязывает, и это уже – зависимость. Всего хуже, если это рождает в человеке лакейство, холуйство, рабскую покорность и страх, омерзительный страх, что милости могут кончиться.
     Если Бог есть, и у человека все плохо, значит, Бог не благоволит к нему. И это рождает в человеке чувство досады, своей отверженности, горькой обиды, удрученности, может быть, - зависти, злобы и ненависти.
     А если Бога нет, значит, человек один на один с природой, людьми, обстоятельствами. Это делает человека активным, самостоятельным, ответственным за себя, за свои поступки, за все, что происходит вокруг него, потому как он знает, что может расчитывать только на себя, на свои собственные силы, что случайность имеет место быть, но на случайности ничего нельзя построить.
     Человек хочет сам, по своему усмотрению, строить свою жизнь. Он хочет быть свободным, независимым. Он хочет испытать себя, опробовать свои силы, познать себя, ощутить, почувствовать себя значимой, существенной силой. Он хочет знать, что его победы и поражения – это только его победы и поражения. И что никто не стоит над ним, а только он сам стоит над собой.
     А потому человек не хочет, не должен хотеть Бога. Потому что, если Бог есть, то он – человек – не может быть таким, каким он хочет и может быть. Если Бог есть, то, в определенном смысле, нет Человека. Если Бог есть, то еще не известно радоваться этому или печалиться”.
     “Это точно” – поддержал своего старшего товарища второй из купающихся – “Сильному человеку Бог не нужен. Бог нужен слабому”.
    
     “А я верю, что Бог есть” – возразил им третий, младший из них – “Мой глаз не видит его, но что-то во мне чувствует его. Он есть, и есть как-то по-особенному. Я верю, что Бог есть. Я хочу, чтобы он был. Мне лучше, когда он есть. Я совсем по-другому себя чувствую. Я чувствую, что я не один в этом мире, что надо мной простирается его отеческая всемогущая, заботливая и заступническая рука. Его бытие, существование, присутствие совершенно необходимо, ибо часто только он может понять меня, и только он может помочь мне, и только к нему я могу обратиться со своим словом. Он может дать мне то, чего кроме него мне никто дать не может. Кто бы ни был рядом со мной, без него я все равно ощущал бы себя одиноким, без него я все равно ощущал бы себя покинутым.
     Бытие Бога особенное, оно такое, что нисколько не тяготит и не умаляет человека. Бог совсем не мешает человеку развиваться, осуществлять себя, быть сильным, свободным, самостоятельным, ответственным, значимым. Более того, Бог хочет, чтобы человек был таким, настаивает на этом. Все, что человек может сделать сам, он и должен сделать сам, и Бог в этом ему не помогает, но всячески к этому его побуждает. Что же касается – “быть обязанным, зависимым, не свободным”?.. Но что есть свобода?
     Я верю, что Бог есть, я хочу, чтобы он был, и я хочу, чтобы он был именно так, как он есть”…
    
     5.
     Отец покинутого семейства шел дальше и думал: “Странно, но на вопрос “Есть ли Бог?” люди нередко отвечают так, как, если бы им был задан вопрос, нужен ли им Бог. Существование Бога они связывают с нужностью им Бога. Если Бог им нужен, они признают его существование, говорят: “Бог есть”. Если Бог им не нужен, они не признают его существования, говорят: “Бога нет”…
     Люди часто вспоминают о Боге только, когда у них в Боге возникает та или иная потребность. Они не живут с Богом ежедневно и ежечасно, но только тогда вспоминают о нем, обращаются к нему, когда им от него что-то нужно. Какое-то потребительское отношение к Богу…
     И любовь… Любовь также очень часто отождествляется людьми с нужностью, нуждаемостью. Любовь к человеку… да, это желание ему добра, делание ему добра, но это и сильная нуждаемость в этом человеке. “Я люблю этого человека, потому что он мне нужен; потому что я без него не могу; не могу без него жить”. И так же - “Я люблю Бога, потому что он мне нужен; потому что я без него не могу; не могу без него жить”…
    
     Идущий без устали прошел первый перевал и вышел в узкую, живописную, всю в цветах, долину.
     “Бог есть!” – вдруг прокричал он. “Бог есть! Бог есть! Бог есть!” – подхватило эхо.
     “Бога нет!” – опять прокричал он. “Бога нет! Бога нет! Бога нет!” – опять подхватило эхо.
     “Ты человек, ты можешь слышать или не слышать, внимать или не внимать, следовать или не следовать. Ты свободен! Тебе никто не мешает. Как ты скажешь, так и будет. Твое слово – Закон”...
    
     6.
     Когда проведший весь день на ногах, преодолев второй перевал, спустился к Черному озеру, солнце уже садилось. Он подошел к старому, выгоревшему изнутри, дубу и сказал про себя: “Ну, вот я и на месте”.
     Ему осталось только войти внутрь дуба и попросить Бога об исполнении своего желания... Желания? Странно, но он только теперь вспомнил про желание. И он все еще так и не решил для себя, будет он это делать или нет.
     Он, внимательно разглядывая дуб, обошел его вокруг, как будто видел впервые. Потом пошел к озеру, искупался и до заката солнца сидел на берегу, глядя в его чистую неподвижную воду… “Черное озеро” – думал он – “Почему черное?…”
     Потом он вернулся к дубу, вошел в него, расположился поудобней, и почти сразу же заснул…
    
     7.
     Заснувший с заходом солнца, проснулся с первыми его лучами. Он встал, вышел из дуба, опять искупался в озере, и вдруг ощутил в себе какую-то безотчетную радость. И силу. И уверенность. И свободу. Внутри него стало как будто светлее, чище, просторнее, прозрачнее, звонче, здоровее прежнего. Внутри него пело. Ему было хорошо. Он ничего не понимал. “Что это со мной?” – думал он – “Во мне что-то произошло. Определенно что-то произошло. Я как будто стал другим? Я прежний и в то же самое время - другой. Я изменился. И мир вокруг меня изменился…”
    
     Он не обращался к Богу. Он ни о чем не просил Бога. Он не знает ответа. Но, ему кажется, он знает ответ…
     Он огляделся вокруг. Вокруг было чудесно, великолепно, восхитительно. И этот день, это солнце и небо, и облака, и птицы в небе. И этот луг, и это озеро, и лес за ним.
     “Здравствуй, день!” – громко, что было сил, прокричал он. И сам себе удивился. Он никогда так громко не кричал. Он никогда не мог крикнуть так громко. Его никогда на это не хватало. “День, день, день” – подхватило эхо.
     “Здравствуй, мир!” – ещё громче прокричал он. “Мир, мир, мир” – вторило эхо…
    
     Через некоторое время он уже быстро шагал обратно, к своему дому. Последние два дня он почти ничего не ел, но он был бодр, крепок и полон сил. И поступь его была легка…