Соционика. Функции модели Омега

Архипова Анна Александровна 2
В данной заметке я кратко расскажу о функциях, из которых состоит ТИМ. Так как информации об этом довольно много на различных ресурсах, посвященных Соционике, не вижу смысла лишний раз повторяться.

>>>  БАЗОВАЯ ФУНКЦИЯ.
Образно говоря, Базовая – это язык, на котором человек говорит. Все, что выдает человек в окружающий мир излагается именно языком Базовой функции. Базовую функцию человек использует для оценки окружающих людей – чем позитивнее резонанс «языка» человека при коммуникации с «языком» другого человека, тем выше взаимопонимание. Также, Базовая функция определяет потребности человека и очерчивает круг ценностей: например, Этико-Интуитивному Экстраверту будет важно иметь возможность использовать эмоции при коммуникации. Логико-сенсорному экстраверту – иметь возможность эффективно действовать, согласно своему видению ситуации. Сенсорно-Этическому Экстраверту – иметь возможность контролировать ситуацию и принимать быстрые решения, чтобы защитить свои интересы.


>>>   ТВОРЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

Эта функция – инструмент для реализации Базовой функции. Этакий мудрый советчик при царе, который подсказывает, как наиболее эффективно претворить в жизнь намерения монарха. Взгляните на схему, прикрепленную к заметке: на ней стрелками соединены Творческая и Базовая функции. Как я упоминала в заметке «Соционика. Модель Омега» функции, которые стоят на позициях ТВОРЧЕСКАЯ+ФОНОВАЯ всегда принадлежат к одной и той же группе функций, и поэтому работают в паре, взаимно дополняя и усиливая друг друга. Разница лишь в том, что Творческая функция находится в Ментальном блоке (осознанном), а Фоновая в Витальном блоке (неосознанном).



>>>   ФОНОВАЯ ФУНКЦИЯ

Данная функция тоже является непосредственных советчиком, однако, так как она лежит в поле бессознательного, ее ранг несколько ниже, чем у Творческой функции. Если Творческую функцию можно представить Первым (старшим) советчиком, который стоит по правую руку царя, то Фоновую функцию с полным правом можно величать Вторым советчиком (младшим), который стоит по левую руку. Мнение старшего советчика всегда авторитетнее, однако только с мнением младшего советчика преподносимая информация станет полноценной и полезной.

Работая в паре, эти две функции создают наиболее сильный блок в ТИМе (поэтому на схеме они обозначены плюсом). Именно в этой сфере человек будет обладать наивысшим экспертным мнением – поскольку информация по спаренным функциям выдается наиболее полно. По базовой функции человек никогда не будет обладать столь же полным экспертным мнением, поскольку базовая функция как бы «отрезана» от своего близнеца: например, базовая Белая Этика будет отрезана от Черной Этики, которая будет у ТИМа в критике, Белая Логика отрезана от Черной Логики, и Т.Д.


>>>  КРИТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

Она же называется в некоторых случаях «Наблюдательная» - так как по этой функции человек склонен пассивно наблюдать за действиями других, скептически относясь к их успехам и критикуя ошибки других. Критическая функция – это также зона отрицания, вплоть до презрения или страха. Прием и переработка информации по этой функции идет с трудом, постоянно критикуется, подвергается сомнению. Эта функция – некий фактор, наличие которого человек смутно осознает, но которые стремится отрицать и искренне надеется, что, если его отрицать, он исчезнет сам собою.
Здесь, на Критической функции, заканчивается зона уверенности и возникает некий фактор, который приходится принимать во внимание. Например, Гамлету, который перешел все границы дозволенного, приходится вспомнить о том, что надо принимать во внимание мнение окружающих людей и думать о своей репутации. Дону, который увлечен разнообразными возможностями, приходится вспомнить про утекающее сквозь пальцы время и перестать тратить его на пустяки. Габену, который стремился всеми силами избежать конфликтной ситуации – манипулируя спаренной ЧЛ+БЛ - приходится осознать, что в некоторых случаях надо проявлять агрессию, чтобы удержать свои позиции… И Т.Д.
 
>>>   РОЛЕВАЯ

 Ролевая функция традиционно описывается как зона «псевдокомпетенции», иными словами, человек по этой функции жаждет выглядеть экспертом, может много рассуждать по теме, давать советы, разыгрывать из себя знатока и тому подобное. Однако, по факту, работать долго и эффективно по этой функции человек не может, его энергоресурсы быстро истощаются, кроме того, знания в этой области остаются поверхностными.
Кроме того, по моим наблюдениям, в ТИМе ролевая отвечает за оценку ЭФФЕКТИВНОСТИ И ПРАВИЛЬНОСТИ работы базовой. То есть, Ролевая – этакий инспектор, который следит за тем, соблюдает ли человек некие важные стандарты и, в случае если стандарт не соблюден, объявляет выговор. Причем, свойства этого самого «стандарт» задается не базовой, а самой Ролевой функцией.
Например, возьмем ЛОГИКО-ИНТУИТИВНО ИНТРОВЕРТА, он же Робеспьер. Базовая у него белая логика, ролевая – Белая этика. Так как ролевая у него БЕЛАЯ ЭТИКА, то, в случае, если Робеспьер поступить крайне неэтично с точки зрения БЕЛОЙ ЭТИКИ – его тут же начнет грызть совесть. «Какой я плохой! Обидел человека! Как некрасиво получилось!»


>>>   БОЛЕВАЯ ФУНКЦИЯ

Болевая функция, хоть и располагается в Ментальном блоке, однако зачастую человек предпочитает не задумываться обо всем, что связано с этим аспектом. Для человека как-бы не существует ничего в этой зане – не существует, пока кто-то ощутимо не заденет эту зону. Тогда человек испытывает сильнейший дискомфорт и направляет все свои силы, чтобы нейтрализовать болезненное для себя воздействие: он либо атакует в ответ (использует свои сильные функции, чтобы причинить такой же дискомфорт оппоненту, что особенно ярко проявляется в Конфликтных отношениях), либо стремится максимально устраниться от источника дискомфорта (например, в отношениях Ревизор/Подревизный). То есть, тут действует принцип: «БЕЙ ИЛИ БЕГИ».
Если вы взгляните на картинку, то увидите также, что Болевая является парной функцией для Активационной функции и принадлежит тому же аспекту: если на позиции Болевой стоит Белая Сенсорика, то на позиции активационной всегда будет стоять Черная Сенсорика. Вместе эти две функции составляют блок наибольшей «слабости» человека, если можно так выразиться.


>>>   АКТИВАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ

По этой функции человек ждет как бы «ментального пинка». Это ценностная, хоть и не осознанная функция, по ней человек воспринимает информацию, которая как бы дополняет ту информацию, которая приходит от Творческой и Фоновой функции. Активационная Функция как бы прибавляет той информации, которую человек итак знает, энергии и ускоряет все процессы. Все начинает как будто двигаться быстрее, человек начинает действовать более уверенно, чем прежде – словно появился внутри некий «моторчик». Позитивное воздействие на Активационную воспринимается с благодарностью, человек стремится окружать себя людьми, которые смогут выдавать информацию на активационную.
Так как Активационная Функция – парная – и идет в блоке с Болевой, то это и есть – «Слабое звено» ТИМа. Если человек не получает энергии по Активационной, он становится вялым и его Болевая еще больше обнажается для ударов. Регулярное получение по Активационной усиливает эту функцию и прикрывает Болевую.


>>>    ВНУШАЕМАЯ ФУНКЦИЯ

Данная функция, при воздействии на нее, работает как обучающая для ТИМа. Внушаемая функция - это зона безусловного принятия, поглощение информации идет для человека незаметно для него самого. Зачастую человеку кажется, что это его собственный мысли, а не полученная по внушаемой функции информация. Это механизм, благодаря которому наиболее легко и полно идет обучение чему-либо. Внушаемая функция наиболее активно работает при общении с дуалами и полудуалами.




ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ:



Модель Омега дает наглядное представление о том, как взаимодействуют функции ТИМа: парные функции (Творческая/Фоновая) всегда принадлежат к одному и тому же аспекту, и окружены с двух сторон двумя функциями, которые также являются представителями одного и того же аспекта. Например, у ЛСИ Творческая/Фоновая это Черная Сенсорика/Белая Сенсорика, и с двух сторон их подпирает логика – Белая логика является Базовой, Черная Логика – критической.

Что из этого вытекает?.. Как я уже говорила, парные функции на позициях Творческая/Фоновая взаимно усиливают друг друга и делают ТИМа экспертом в этой области. Как с этими двумя функциями работают такие функции как Базовая и Критическая? Это зависит от того, является ТИМ рациональным или иррациональным.

Возьмем рационала, например ЛИИ (Робеспьер). Его Базовая функция, как и Критическая функция, рациональна. Следовательно, Творческая функция и Фоновая Функция – иррациональны, плюс работают в паре и, значит, работают более полноценно, чем Базовая. В этом случае, когда Базовая и Критическая рациональны, они работают как сдерживающие механизмы для стоящих в паре сильных иррациональных функций. Базовая и Критическая являются, по сути, стенами, внутри которых плещется океан иррациональных сил.

Если мы возьмем иррационала, например СЭЭ (Наполеон). Его базовая это иррациональная функция – Черная Сенсорика, также иррациональной является Критическая Функция – Белая Сенсорика. Однако функции, которые находятся на позициях Творческая и Фоновая – являются рациональными и работают в паре, усиливая друг друга.  В иррациональном ТИМе эти две «внутренние» функции являются этакими «стабилизаторами» ТИМа. Творческая/Фоновая именно стабилизируют, но не сдерживают – поскольку иррациональность прямо противоположна сдержанности. Однако две сильные рациональные функции в паре способны уравновешивать иррациональную базовую и уменьшать страхи, которые может вызывать информация, приходящаяся на Критическую функцию.

Словом, если взглянуть на ТИМ с данной точки зрения, мы увидим, что внутри рационала плещется океан иррациональных сил, настолько мощных. Что порою он подпадает под их власть с головой. А если мы заглянем в иррациональный ТИМ, то найдем там твердое рациональное зерно, которой уравновешивает соседние иррациональные функции.






______________________