Наследие

Александр Ключарёв
Я, Ключарёв Александр Владимирович, являясь с 1949 года коренным жителем города Геленджика, благодарен своим предкам за выбор места жительства в благодатном краю Черноморского побережья Кавказа.
Мой дед Ключарёв Евгений Иванович родился в 1898 году. Получив образование в Москве, восторженно встретил революционные преобразования. Вступив в Коммунистическую партию, возглавил Павлово-Посадскую типографию в Московской области. Его старший брат находясь во главе Санкт Петербургской православной церкви, был до смерти забит камнями разъярённой толпой. Такое родство могло привести к репрессиям при чистке партийных рядов. Евгений Иванович заботясь о многочисленной семье, выехал на черноморское побережье в поисках подходящего места для поселения. Геленджик привлёк сочетанием гор, моря и девственной природой окрестностей.
Городок находился под управлением Совета колхоза «Ноябрьский Пленум» выпускающего стенгазету. Получив от колхоза одобрение на создание городской типографии в 1936 году, организовал доставку из Новороссийска печатного станка в выделенное здание на улице Ленина. В 1938 году перевёз семью, поселившись в предоставленный домик рядом с типографией. Газету издавал, печатая в типографии с двумя наборщиками, а резчиком бумаги и вращателем механизма станка определил двух своих сыновей. Жена работала преподавателем в школе.
Нападение Германии на страну побуждало Евгения Ивановича проситься на фронт, но ему было отказано. Старшего сына Леонида по партийной рекомендации направил воевать на Балтийский флот. При эвакуации кораблей из Таллинна вся эскадра была затоплена бомбо-торпедной атакой авиации противника. Из тысячи моряков Леонид один остался жив, будучи подобранным из воды рыбаками. Среднего сына Владимира так же отправил на курсы стрелков-радистов, после окончания защищавшего город Ростов на Дону. Евгений Иванович написал письмо, в Кремль-Сталину, с просьбой о переводе сына Владимира во флот.
Владимир попал в морскую пехоту на Туапсинский фронт. Освобождая страну от фашистских захватчиков, получил ранение в голову при рукопашной штыковой атаке. После излечения в госпитале был комиссован по инвалидности.
Сам Евгений Иванович неоднократно участвовал в морских походах на десантных катерах, описывая мужество солдат и матросов в боях. Геленджик готовился к эвакуации. Типографию разместили в горах, пряча от бомбёжек.
Семью Евгения Ивановича выселили из дома, отдав помещение для нужд армии. Жену с четырьмя малолетними детьми устроил в землянке горного ущелья. О гражданском населении никто не заботился, питались кореньями и выпрошенными у бойцов сухарями. Мать стирала солдатам бельё, вознаграждаясь остатками еды. Приняв должность ответственного секретаря газеты в марте 1943 года, находился на причале, помогая грузить снаряды на баржу, отправляющуюся в Новороссийск на Малую землю и опрашивая раненых матросов вернувшихся с десантной операции. Начавшийся авиационный налёт с бомбёжкой, взорвал баржу с боеприпасами, вызвав огромные разрушения, погубивший множество людей.
Евгений Иванович тяжело раненый был помещён в уцелевший домик на улице Советской, где умер на руках соседей 13 марта 1943 года.
В тяжёлых условиях военного времени закопан в воронке от авиабомбы на территории городского стадиона, левее памятника воинам, где покоится по настоящее время под балаганным кафе. После войны нищета, голод и нужда разбросала семью по стране. Дочь получила инженерную специальность.
Старший сын Леонид, добившись высшего образования, управлял заводом «Электросталь» под Москвой. Средний сын Юлий, получив высшее образование, возглавил башкирский пищевой комбинат в городе Бирске. Младший сын Валерий, после окончания политехнического института, работал главным инженером «Ижорского»  завода города Колпино под Ленинградом. Моему отцу Владимиру – инструктору Горкома Партии в 1948 году выделен участок под строительство дома на улице Мира.
     Все шестеро детей Ключарёва Евгения Ивановича нестерпимо честные и преданные работе, ушли из жизни вместе с создаваемой ими страной.
Остался памятник энтузиастам первопроходцам-газетчикам в виде здания издательства газеты «Прибой».