Корни

Александр Ключарёв
Я, Ключарёв Александр Владимирович, являясь с 1949 года коренным жителем города Геленджика, благодарен своим предкам за выбор места жительства в благодатном краю Черноморского побережья Кавказа.
Мой дед Коваленко Григорий Семёнович родился в 1890 году девятым сыном в казацкой семье. Из степного украинского края его большая семья переселилась на Кубань, пройдя весь путь пешком. Обосновались за Екатеринодаром в глухом уголке среди гор. Построив глинобитные дома, разбив сады и огороды, основали станицу Безымянка.
Подчинённый казацкий уклад жизни требовал государевой воинской службы. Григорий Семёнович, конноармейцем, участвовал в войнах на Кавказе и в Персии. Проживание среди черкесского населения так же требовало воинской готовности. Григорий Семёнович обзаведясь семьёй, трудолюбием обеспечивал самодостаточность крестьянского бытия.
Революция потрясением докатилась и до горных ущелий, приведшая к уничтожению казацкого народа голодомором. Вооружённые революционеры отобрали животных и всё выращенное пропитание. Ели траву, корни и кору деревьев. Престарелая бабушка, отказавшись от еды в пользу внуков – умерла. Спасли семью черкесы, отдавая сухофрукты в обмен на вещи и одежду.
Бездеятельные станичные голодранцы записали семью Григория Семёновича кулацкой, – подлежащей выселению. Погрузив шестерых детей в поезд, выехал в Новороссийск, затем переправился в Геленджик к родственникам жены. Устроившись работать в колхоз, поселились за городом в бараке под горой. На предоставленном большом земельном участке в юго-восточной части города, в конце улицы Островского, принялись строить глинобитный дом, высаживать сад и огород. В зарослях держидерева выращивали рожь, полностью обеспечивая семью пропитанием. В работах принимали участие четверо дочерей и два сына.
Старший сын, простыв при рытье колодца, умер. Начавшаяся война, докатившаяся до Геленджика, сделала город прифронтовым, коснувшись семьи Григория Семёновича. Сын Семён ушёл в армию на Дальневосточный фронт.
Средняя дочь Мария оказалась в оккупации, в занятой немцами станице Безымянной. Младшую дочь Надежду, забрали на трудовые работы по добыче щебня из горной реки Пшада. Молодые девочки в зимних условиях, по пояс в ледяной воде, выгребали щебень из реки, загружая гужевые подводы.
Охраняемые вооружёнными кавказскими джигитами, умирали в холодном сарае от простуд и голода. Надежда бежала домой, пробравшись по горным склонам.
Чтобы избежать расстрела, устроилась в медицинское училище, в 1949 году став моей матерью. Григорий Семёнович выращивал лук и табак для нужд армии.
При сушке большого количества лука и табака, находясь в жгучей атмосфере испарений, потерял зрение и до 1985 года прожил слепым. Уцелев от бомбёжек, после окончания войны, вся дружная семья собралась в Геленджике, принявшись каждому строить дом. Строительство велось вековым казацким способом из брёвен, глины и соломы, доставляя материал вручную с горных окрестных склонов. Врождённое знание крестьянского труда позволяло выращивать на своих земельных участках удивительно замечательное разнообразие фруктовых деревьев, винограда и овощей. Содержание животных обеспечивало семью хорошим питанием. Жизнедеятельность крестьянского быта среди божественной природы привила мне любовь к растительному миру.
Ушли из жизни родные люди - трудолюбивые, честные, самодостаточные, с единственным пожеланием, чтобы на могиле росла трава с необременительным деревянным крестом.