Мои мгновения. Ореховые

Наташа Шевченко
     Каждый год мы привозили из Крыма фундук (садовый), лещину (лесную), миндаль – орехи молочной спелости. Т.е., когда они уже созрели, но еще не успели избавиться от своих зеленых околоплодников.
     Грецкие орехи всегда были на втором месте. Но не теперь.
     В Беларуси орехи дорогие, по цене деликатесов. Что странно. И лещина, и грецкие, и, даже, маньчжурские здесь произрастают. Последние два обитают и на моей территории. Маньчжурский плодоносит каждый год, но ядра в них мелкие, а скорлупа толстая, потому съедобной части в них с гулькин нос. Натурально. Периодически попадают в натюрморты, но не в пищу.
     А грецкий стал родить только в этом году. Деревце молодое, но раскидистое. Плодов штук сто всего, однако и они радуют. И прикончим их, по всей видимости, в молочном состоянии. Очень уж они вкусны и напоминают времена орехового разнообразия, о котором написала выше.
     И главное, так чуднО. Цветы у ореха однополые, т.е. отдельно тычинковые, в виде сережек, и пестичные, которые растут на концах веточек, постепенно превращаясь в шарики, если пыльца с сережек попадет в них. А если не попадет, то маленькие шарики отмирают, засыхают и осыпаются. Что я и наблюдала в прошлые годы.
     А в этом году сережек тоже не было, но орехи таки вызрели. Чудеса, казалось бы. Но нет. Оказывается, у соседей тоже есть орех, который и опылил наш. Видимо. Остался, конечно, вопрос: отчего он не сделал этого в прошлом году?
     Теперь, когда наше дерево заплодоносило, надеюсь на появление сережек-тычинок и на нем.
     А я, с середины лета, нет-нет, да и срывала орешки. Проверяла, можно ли уже есть?
     Заодно и нюхала их резкий пряный запах, который может сравниться разве что с хвойно-можжевеловыми ароматами. Очень люблю внюхиваться в молодой грецкий орех. И вообще, я – нюхачка. Различаю много оттенков и нюансов ароматов. К примеру, когда готовлю, часто по запаху, а не по вкусу, определяю, досолила ли блюдо до нужной кондиции. Сама соль, конечно, не пахнет, а пища, в зависимости от концентрации в ней соли, имеет разный запах. Но отвлеклась.
     После того как разрезала зеленый орех, как «вынюхивала» весь запах, жалко было его выбрасывать. Полезла в инет, чтобы узнать, съедобен ли он в таком виде, и оказывается.
     Оказывается, что очень даже полезен в виде чая. Зеленый горький околоплодник теперь однозначно прописался в моем поедании цветов, листьев, травы и всякой всячины, на что многие смотрят с кислой миной.
     О полезности можно ознакомиться в инете. Я же хочу поведать о том, что зеленый околоплодник достаточно сильное народное лечебное средство. Если, к примеру, ромашку нужно принимать много дней, чтобы она возымела действие на организм, то третья часть, а то и четвертинка, околоплодника ореха влияет сразу же. Потому, мера тут важна.
     Я же пристрастилась к ароматному, жгучему как имбирь, напитку. Заварю несколько кусочков и кайфую. Аромат и жгучесть создают удивительное настроение южного тепла, я бы так сказала. Так пахнет можжевельник и розмарин, когда бродишь в горах Крыма в жаркий полдень, такой вкус у кофе Востока – перечной страсти на кончике ножа.
     Мои пальцы сейчас коричневого цвета. Это я снимала и резала зеленушку грецкого ореха. Чтобы высушить и, в холодные зимние вечера, укутавшись пледом, забравшись в кресло у камина, испить согревающей остроты, ощутить жгучесть в том месте горла, где иногда появляется комок на некоторые нюансы нашей жизни.




_____
Фото авторское