Маршал Советского Союза Мерецков. Цитаты

Сергей Алексеевич Порохин
ЦИТАТЫ по:
К. А. МЕРЕЦКОВ «НА СЛУЖБЕ ВОЕННОЙ» С.Политлит 1969.

КАТЕГОРИИ КОМАНДИРОВ

Умение воевать не приходит сразу. Это трудная наука, и не каждому она даётся, в том числе и не каждому командиру. Один становится настоящим военным с мужественной душой, расчётливым умом и ведёт людей к победе. Второй превращается в хорошего штабного работника, но под пулями празднует труса.

Третий ведёт себя отважно, однако не умеет руководить подчинёнными. А четвёртый вообще годен только на то, чтобы мечтать о ратных подвигах, лёжа на диване. Увы, жизнь впоследствии убедила меня, что даже среди профессиональных военнослужащих попадаются порой представители второй, третьей и четвёртой категории лиц.  С.33.


ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Иногда я задумываюсь и задаю себе вопрос: что дало мне больше, практика сражений на полях той (Гражданской) войны или академическая теория? И не могу ответить на этот вопрос. И то и другое переплелось и слилось воедино. С.67.

«Вы должны овладеть военной мыслью прошлого и узнать как можно больше, только после этого, если понадобится, вы сумеете делать всё наоборот» Профессор Свечин.С.72.

Чтение – это работа. Оно должно быть непрерывным, и регулярным, вестись изо дня в день, а нн урывками. Но от этого важного и полезного дела нужно отличать ещё более важное полезное и необходимое особенно на войне – умение действовать, умение руководить войсковым соединением в боевой обстановке, когда перед тобой реальный противник. С.104.

ПООЩРЕНИЕ

Дорога забота о человеке, чуткость по отношению к подчинённому. Вот ты делаешь нужное стране дело, трудишься на общую пользу, и это замечают. Поощрение всегда вдохновляет, придаёт силы, вызывает желание всего себя отдать любимой работе, трудиться не покладая рук. С.84.

РОЛЬ НАЧАЛЬНИКА

…Опыт работы окажется вдвойне более ценным, когда ты приобретаешь не только своим стремлением к дальнейшему профессиональному усовершенствованию и не только силою обстоятельств,…  а ещё и потому что твой начальник умело руководит вверенными ему войсками. И передаёт подчинённым все свои знания. С.92.

РОЛЬ ТРАДИЦИЙ

…Воспитание на основе боевых традиций хорошо влияет на повседневное отношение к делу у всех военнослужащих. С.195.

ПЕРЕМЕНА МЕСТ СЛУЖБЫ

Любой военачальник, меняя место службы и врастая в новую обстановку, сразу же набирается свежего практического опыта, ибо несовпадающие условия моментально заставляют изыскивать другие пути решения, сходных по типу военных задач. Вот почему так важно, чтобы командиры не засиживались на одном месте. С.120.

СТАЛИН

…И.В.Сталин высоко ставил откровенность и прямоту. Я…не раз убеждался в этом. С.167..

…Практически ни одна военная или военно-экономическая проблема, стоявшая перед страной, не решалась без прямого участия Генерального секретаря ЦК ВКП(б) (Сталина). С.168.

….В некоторых книгах у нас получила хождение версия, будто И.В.Сталин руководил боевыми операциями «по глобусу» Ничего более нелепого мне не приходилось читать. За время войны, бывая в ставке и кабинете Верховного главнокомандующего с докладами, присутствуя на многочисленных совещаниях, я видел, как решались дела. К глобусу И.В.Сталин тоже обращался, ибо перед ним вставали задачи и такого масштаба. Но вообще-то он всегда работал с картой и при разборе предстояших операций, порой, хотя далеко не всегда, даже «мельчил». Последнее мне казалось излишним. Жизнь, боевая практика учат тому,что невозможно распланировать весь ход событий до конца.  Важно было наметить общее русло действий, а конкретные детали предоставить вниманию нижестоящих командиров, не сковывая заранее их инициативу. (…) Даже в стратегических военных вопросах И.В. Сталин не руководствовался ориентировкой «по глобусу» Тем более смешно говорить это применительно к вопросам тактическим, а они его тоже интересовали и не мало. С.380.

Сталин предпочитал обращаться с людьми, когда это было возможно,  лично. Мне представляется, что делал он это по трём причинам. Во-первых, в ходе личной беседы можно лучше ознакомиться с делом. Во-вторых, Сталин, любил  проверять людей и составлял себе мнение о них из таких встреч. В-третьих, Сталин, когда он хотел этого,  умел учиться у других. В годы войны это качество проявлялось в нём очень часто. Думаю, что командующие фронтами, сотрудники Ставки, Генштаба и другие военные работники многому научили Верховного главнокомандующего с точки зрения проблем современной войны. Соответственно, очень многому научились у него и они, особенно в вопросах общегосударственных, экономических и политических, Относится это и ко мне. С.381.

ЛИНИЯ МАННЕРГЕЙМА

Собственно военных сведений было маловато, особенно о нацеленных (курсив - С.П.) на Ленинград финляндских военных сооружениях на Карельском перешейке, известных под названием линии Маннергейма. С.171.

ЕСЛИ ЗАВТРА ВОЙНА

Большинство (людей) полагало так: если завтра война, то она принесёт все беды только противнику. Мы будем воевать на его территории ти малой кровью разгромим врага могучим ударом. Правда, это мнение, владевшее умами широких масс советских граждан и усиленно пропагандировавшееся, не казалось столь безусловным всему руководству РККА. С.196.

Приходится констатировать наши промахи и в том, что мы плохо знали наши кадры. С.205.

В мирное время невозможно предусмотреть все комбинации, которые могут возникнуть после начала войны, особенно когда сама война идёт не так, как предполагают. В таких случаях нужно проявлять максимальную оперативность и перестраивать планы в соответствии с конкретными обстоятельствами. С.213.

ВОЙНА ВНОСИТ КОРРЕКТИВЫ

…Стало ясно, что разумнее, удобнее и целесообразнее иметь нам в качестве высших оперативных объединений больше фронтов, меньшие по протяжённости, чем направления, они позволяли управлять войсками более гибко. Наконец, при такой организации неудачи какого-то одного фронта могли быть компенсированы успехами другого. С.250

ВЕРА В ПОБЕДУ

Вера в победу помогала нам действовать и бороться, вливала свежие силы, звала на подвиг. С262.

ОШИБКИ

Ошибки имеют ту ценность, что на них можно учиться. С304.

ПРЕДВИДЕНИЕ

Когда военачальник планирует операцию, он не только понимает, что будут человеческие жертвы, но и предусматривает примерно возможные потери, так как не хочет просчитаться с понести потом  в результате недооценки ряда факторов ещё большие потери. В этом состоит одна из особенностей военной профессии. Для спасения миллионов бросаем в бой десятки тысяч людей, зная при этом, что многие тысячи погибнут. С.322.

БОГ ВОЙНЫ

Артиллерии – «богу войны» - я всегда уделял особое внимание, и … это окупалось сторицей. С.351.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ НЕДОСТАЮЩЕГО ЗВЕНА

К корпусам я всегда питал слабость. Их ликвидацию в своё время считал ошибкой, так как жизнь свидетельствовала, что без этого промежуточного звена между армией и дивизией дело проигрывает. С.359.

ЗНАТЬ СИЛУ И СЛАБОСТЬ ВРАГА

…Силы врага знать нужно. Однако вы никогда не одержите победы,  не зная его слабостей. С.423.

ПЛЕН

Плен давит на человека морально, заставляет о многом задуматься, поразмыслить, задать себе сотни вопросов и самому ответить на них. Одна лсшь мысль  о том, что ты в плену, угнетает больше всего. С.450.
      
…В этом тяжёлом и мучительном явлении «плен»  кроется нечто постыдно-удушающее в общечеловеческом смысле данного слова. Даже самое безнадёжное положение пленного не может лишить его возможности сопротивляться. С.450-451.