Яхтсмены

Александр Ключарёв
Наступившие семидесятые годы двадцатого века ознаменовались проникновением парусного флота на Черноморское побережье Кавказа.
Изредка, в бухту заходили парусные суда; «Товарищ» и немагнитная шхуна «Заря». В портовом городе Новороссийске, с середины шестидесятых годов, существовала парусная секция водной станции, оснащённая преимущественно гребными ялами с парусом – разрезной фок.
Несколько малых швертботов доставались счастливчикам.
Первую крейсерскую, стальную двенадцати метровую яхту, сконструировали и построили на судоремонтном заводе, работники предприятия, в конце шестидесятых годов. В это же время, житель Крымского города Евпатория, Вадим Сухин, приобрёл списанный четырнадцати метровый деревянный беспалубный корпус морского мотобота.
Их эксплуатировали после войны в бухтах Чёрного моря. Тридцатилетний Сухин, работая на приборостроительном заводе, приобрёл навыки конструирования, приёмам слесарных и столярных работ. Имея философский склад ума, пришёл к мнению жить вне общества строителей чего-либо. Довольствоваться малым, но зато на пляже тёплого моря. Не угнетать себя и близких людей семейной жизнью. Любитель изобретать и конструировать, все силы приложил к переоборудованию, а вернее постройки парусного судна. Помощь ему оказывали братья. Сменив корпусный набор и обшивку бота, установив балластный фальшкиль, палубу и две мачты с трёх метровым бушпритом, получил собственное двадцати тонное судно с дизелем двадцать пять лошадиных сил. Частную собственность не допускал социализм, и судно зарегистрировалось как яхтклубное, а владелец получил статус тренера клуба. Началась работа с детьми. Содержание такого большого судна, оказалось не по средствам клубу, и Сухин перегнал парусник в город Туапсе на содержание пароходством. Эта выдающаяся на побережье Кавказа парусная шхуна «Таврида» обеспечивала проведение яхтенных регат и обучение детей парусному делу.
     В 1973 году Новороссийское пароходство переманило владельца вместе с судном в свой строящийся на Малой земле яхт-клуб. К этому времени Сухин стал первоклассным воспитателем детей, а так же грамотным судоводителем – яхтенным капитаном.
     Я, являясь одним из создателей яхт-клуба в городе Геленджике и будучи другом Сухина, с 1974 года принял участие в походах на шхуне в качестве старшего помощника капитана. Каждое лето ходили в плавания вдоль побережья от Керчи до Сухуми. Я регулярно доставлял на шхуну приобретённое мной снаряжение и оборудование, принимая участие в ремонтных работах. На территории клуба Сухин своими руками построил базу для обслуживания судна в виде причала, домиков-бытовок и мастерских. Много детей с увлечением занимались у этого капитана, обучаясь вождению швертботов.
Выходили в море на большом, изумительно оригинальном паруснике. Судно на много лет обеспечило место проживания хозяина. Время морских походов на шхуне влилось в мой стаж яхтенного капитана. В штормовых условиях, работая с огромной парусностью гафельной шхуны на двадцати метровых мачтах, получил парусное мастерство. В восьмидесятом году яхтенный капитан и замечательный тренер Вадим Абрамович Сухин был приглашён возглавить яхт-клуб в посёлке Щёлкино на Крымском мысу Казантип. Я имел свою яхту. Шхуна, оставшаяся под присмотром случайных недобросовестных людей, была сожжена. Но в это время в яхт-клубы начали поступать спортивные крейсерско-гоночные яхты для подготовленных нами яхтсменов.
Мы были первыми и создавали парусный мир для себя, мечтая об океанских походах. Я, имея яхтенный стаж с 1965 года по 2016 год, управлял крейсерскими яхтами.
Вся жизнь прошла на яхтах.