Лингвистическая история Руси. 5

Александр Чакиров
Беловодье — Белая Русь

Суть, существовать — исходить от воды.

Аксу переводится как «Белая вода» или Беловодье. В русской истории белая вода это святая земля, где текут прозрачные реки, где человек свободен, честен в своих помыслах и поступках, верен христианскому учению. Истоки легенды о Беловодье на Руси связывают с путешествием инока Марка из Архангельской губернии в Сибирь, Гоби, Китай и в Японию. Датируется путешествие 18-м веком. В 1898 г. уральские казаки совершили путешествие через Константинополь в Японию и Китай.

 Там, кстати, они заинтересовались белым цветом воды  моря при впадении в него реки Янцы (Чжанцзян). По другим данным, русские ходоки считали Беловодьем озеро Лобнор. Именно там река Аксу «Белая вода» – исток Тарима. Там имелся русский поселок, люди пахали землю, общались на казахском языке, усвоенном еще на Алтае.
Интересно и то, что ранее Русь называлась «Белая Россия». Наблюдается тесное сочетание «Аксу» и «Белая Россия» так как «рос» не что иное как «русло» то есть «река». Получается, что Беловодье это и есть «Белая Россия». Таким образом староверы искали,  то что когда-то утратили в лице «Белой России», когда вера и нравы были едины и понятны и притеснений было меньше.

В уже упомянутом "рос" (VI в.) отражено, возможно, индоарийское (праиндийское) рукш, или его диалектный, народный вариант русс. Итальянские старые карты знают на берегу западного Крыма название Россатар, которое мы читаем с помощью древнеиндийских данных как “Белый берег”. Как эквивалент ему – древнерусское Белобережье – известно по соседству, в устье Днепра. Предки индийцев на юге современной Украины! Не слишком ли сильное допущение? Нет, не слишком, потому что наши (славянские, иранские, индийские) общие предки когда-то жили именно где-то здесь. В общих чертах это известно давно. Но науке нужны новые факты…».  С роксоланами) на крымских берегах пытался связать нашу Русь не кто иной, как Ломоносов.
 
Обратил внимание на греческое  «аксиос» - («достоин»). Акксиос и Аксу уж не так далеко друг от друга. Белая (чистая горная)вода действительно достойна многого если не всего в жизни людей и всего живого. Повстречался Аксун Вислоухий. Кто бы вы думали? Варяжский князь. А куда отнести Ассирию? Тоже смахивает на Беловодье.
Великий Лао-цзы утверждал, что нужно селиться ближе к земле и к воде. Вода приносит пользу всем существам, но не бескорыстно. У воды тоже есть свой интерес, - ей нужно двигаться, иначе она потеряет свое предназначение. А двигаться это дело совсем не простое, каждый норовит загородить путь (дао) и его нужно постоянно и упорно расчищать и «бороться с вещами».  Значит нужно действовать, а как же не деяние? Кто действует и борется, тот обязательно совершает ошибки, а это значит, что и вода не без греха. Может быть, она есть самая страшная стихия, унесшая тысячи, миллионы и миллиарды жизней. Вода жизнь, но она и смерть.

По Лао человек должен приспосабливаться к миру и как вода огибать все препятствия. Так оно и есть, Все время приходиться приспосабливаться, уживаться, стараясь при этом сохранить свою сущность и назначение. Человек должен следовать законам земли и «не достигнув предела, вернуться к своему источнику».
«Вода это самое мягкое и самое  слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима  и нет ей равного». Нас постоянно смывает, и мы не успеваем таскать мешки на восстановление плотины по той причине, что в это же время их растаскивают другие. Люди как микробы. Одни бояться воды, другие без нее жить не могут. По утверждению греческого философа Фалеса, вода есть Бог, а текучесть - понятие жизни. Вода у него абсолют, а жизнь природы находится в соответствии одного с другим.

Вода, водка, провод, завод, взвод, вывод, перевод (чик), развод, скотовод, повод, водить, свод, довод, воевода, животновод.   Мыть, варить, стирать – все вода. Слово вода – исходное для всех со смыслом водить. Она суть всего содержания и потому верховодит жизнью. Есть вода – есть жизнь, а нет – кругом пустыня. Человек, как форма жизни состоит на 90% из воды. На Руси слово вода имеет и коми-перьмятские корни: В переводе с коми-перьмятского: Чус-ва (светлая река, или река ущелий (теснин). А есть еще:    Куш-ва, Сось-ва, Сыл-ва, Моск-ва, Кой-ва, Лось-ва, Инь-ва, Усь-ва. Москва, кстати, коровья река. Вычитал, что по мансийски «сос» - «ручей».

У Мамина-Сибиряка есть рассказ, где упоминается деревня Сосуны, названная по реке Сосьва. Усьва – самый крупный приток Чусовой.
Тут же прочитал, что туломы – участки реки заваленные камнем. Это я к тому, что уральские наименования перекликаются с мурманскими. Заполярная река Тулома точно трудно проходимая. Обратил внимание на слово «сущность». Примечательно, что начинается с  тюркского «су» - вода. Так и есть – в основе всего вода. И в песне Эдуарда Хиля, где провожают пароходы, поется: «Вода, вода, кругом вода...».
Вода нас окружает со всех сторон: Суд, Судно,  Судьба, Сукно, Суждение Суздаль Сулейман, Султан Суматра,  Суоми, Сурожь Суры, Сунны Сусло (пиво), Сутки, Сухум (сухой) Сучан, Существо, Суэц....... Сунниты. Не попечители ли воды? Хотя  нет, сунна — сборник рассказов. Схоже с нашей библией.  Сукселайнен — финский премьер.

Речка Судома впадает в Шелонь. Суздальская земля не отличалась особым плодородием, удобством для торговли,но зато ее пересекало множество рек. Здесь, видимо, и родилось слово «посудина» - то что движется по воде, слово посуда этих же корней - для жидких блюд.
А Сувар, город фактория в Булгарии ,— это ничто иное как Чуваш. Сегодня этих людей называют чувашами (су ва чи) или сучи. Чуваши предки гуннов. Не исключено, что и местечко Суук-Су в Крыму тоже гуннских корней. Там находится детский лагерь отдыха Артек, про который песенка веселая была сложена: «У Артека на носу приютилось Суук-Су». Не исключено, что у известной чешской биатлонистки Суукаловой, тоже имеется гуннская кровь.

 Есть версия, что слово Волгарь произошло от Булгарь. А как перевести известную фамилию Суворов — тот кто ворует воду? Сударь — тот, кто ее дарит. Из этой же категории — Сутырин. А сугроб — хранилище воды. Все может быть. Только турецкие «сувари» - это офицеры в кавалерии. А что же тогда государь? Может главный даритель воды?
Сумрак — не иначе как водянистое и мрачное состояние. Не зря древние китайцы называли наш северный край «страной полуденной». Понятно каждому, что слово сосуд связано с водой. Слово сутолока, наверняка, означает толочь воду в ступе, или что-то похожее. А вот как перевести фамилию Сусанин? Вопрос. Санно (осанна)  — это что-то божественное.

Вот еще интересное. «Суур-Суоми» - означает «Великая Финляндия». Суурсари   -  остр. Гогланд. В Финляндии выходит газета «Ууси Суоми». Как переводится, не знаю.  Что точно, то слово шурпа связано с водой. Шурпа — это суп, отвар из мяса на востоке, в который ничего кроме соли не кладется
Река Москва с финско-угорского переводится как «Темная вода». Интересно, что у китайцев черное тоже «мо». Так, одно из названий Амура — Мохэ (Черная река). мошуй — чернила. Как только вспомнилось китайская вода «шуй», так сразу и подумалось, что ее разные названия: - су, чу, шу, шуй, как-то взаимосвязаны.
Саамское название острова — суело (suelo). Близко к нему и финское — саари. Надо признать, что древние люди чаще всего в целях безопасности, селились на островах. Может, отсюда и пошло название — суело - село.

Откуда пошла чухна, чудь белоглазая? По Бубриху Д.В. «Древние славяне еще в те времена, когда они находились на территории между Карпатами и Средним Приднепровьем были в контакте с древними германцами, от них было заимствовано слово «Тьюдоо», что означало «свой народ, свои люди». Славяне же переделали  в «чудо» и придали ему значение «чужой народ, чужие люди». Позднее этот термин  распространили на северные народы, прежде всего эстов, а затем на всех прибалтийских финнов, оказавшихся в системе русского государства и определенно было связано с водой - «Чудо-юдо рыба кит....».

И не зря авторитет - Черняков З.Е. утверждал, что чудь — водники, жители рек, озер, болот (саамское  - «чадзь», «чудзь» - вода). Саамы всех иноземцев именовали чудинами, или чудью. Скорее всего, это было связано с тем, что пришельцы приходили водным (морским) путем. Так, Татищев вел происхождение русских от чуди. Только интересно, что он в это понятие вкладывал?
Залив, заводь реки ( «ухо») по фински — корва, саам. - пелля, пиэлле. Может, от этого пошло слово -  плесы. По-норвежски плес — суванто (вода-озеро).  Что примечательно, по-фински словом суо «suo» обозначается болото. Болота, реки. Вспомнилась присказка : «Ехал грека через реку......».  Греки, реки....И опять же, грек-грех-смех.....В этом что-то есть.

Саамское слово суенн — заливные покосы, суон — осоковое болото. В некоторых говорах карельского языка..... начальный звук «с» «s”  мог звучать как «ш». Тому пример можно взять реку Шушь в Сибири. На севере: Шуоникюля, р. Шуонийоки, озеро Шуонияур. Шуони - значит поросшие травой (осоковые). А как  интересно переводится название города Шуя? С финского  - «Большое озеро».
Как уже отмечалось,  «элосы»  с греческого - "озеро". По-китайски озеро - «ху». В 89 г. до н. э. шаньюй Хулугу, одержав крупную победу над ханьскими войсками, направил к императору У-ди посла с письмом, в котором говорилось: «На юге есть великое государство Хань, а на севере — могущественные хусцы». То есть, народность сюнну или хунну, называли себя хусцами. Что в это понятие они вкладывали? Может тоже «озерные»? Надо разобраться.


Усу

Не суйся в воду


Изучая материалы, касающиеся службы деда Чакирова в Туве, обратил внимание на название реки Усу. Рек таких в России много. Например, Уса - большой правый приток Печоры. Во многих тюркско-монгольских странах  усу - су - это вода, с финно-угорского ус (приток, приточная река). Йокисуу — устье реки. Вспомнил и свою службу на реке Уссури, и пограничный пост Усучжэнь, напротив нашей станицы Казакевичева.
Китайская императрица У Ху правила в 7 в. н.э.. В то время дельта реки Янцзы называлась «у». Не отсюда ли пошло Усу? В Китае «у» - это «пять», что означает и «много». Чему подтверждение, в устье реки, как правило, растекаются на много проток. С «у» - Улянхай (Урянхай), что наверняка, означает «Много длинных озер». Где «лян» - длинный», а «хай» - озеро.

Вспомнилась тувинская легенда, которую рассказывали жители Турана: «Давным-давно, насупротив Енисея, по ручью  поселилась странница одна – Устиньей звалась. Чего делала она там одна, никто не помнит; только,  кто из зверовщиков, бывало, встретит ее, то уж домой не ворачивался, а коли вернется, сам не свой со страху, редко выживал. Не будь зверья много там, никто не польстился бы; нужда заставляла уж. В ту пору народ стал скудеть, особенно из тех семей, мужики которых зверовать ходили. Невзлюбили они Устинью и, как ни на есть, решили извести. Собрались оравой – мужиков двадцать, - месяца полтора ходили, а все ж таки решили ее. А домой пришли, сами смерти не миновали: так один за другим и посыпали. Потом уж и никто не ходил туда, - трусили. А ручей мельчать стал, да и совсем скоро высох – одна падь глухая осталась. А у устья ручья-то долина широченная сделалась – Устинной ее прозвали потом».

Зять коллеги, пограничного комиссара Норвегии Тремборга, по национальности итальянец имел фамилию  Джузеппе Уса. По Библии, правнук Ноя Ус основал город Дамаск.
Сочетание «ус» присутствует и в словах  «русло», «русалка», «русский». Вот тогда и возникло предположение, что корни руси (русских) связано с водой и их как полян, можно назвать - водяне .  Есть мнение, что союз среднеднепровских племен, выразившийся в слиянии двух групп славянских племен – руси (бассейн Роси) и полян (Киев и Чернигов). Это слияние отразилось в летописной фразе: "Поляне, яже ныне зовомая Русь".

Там же: «Поиски того времени, когда "Русская земля" в узком смысле могла отражать какое-то реальное единство, приводят нас к одному-единственному историческому периоду, VI-VII векам, когда именно в этих пределах распространилась определенная археологическая культура, характеризующаяся пальчатыми фибулами, спиральными височными кольцами, деталями кокошников и наличием привозных византийских вещей.
Это культура русско-полянско-северянского союза лесостепных славянских племен, образовавшегося в эпоху византийских походов, в эпоху строительства Киева. Неудивительно, что о народе РОС прослышали в VI столетии в Сирии, что князя этого мощного союза племен одаривал византийский цесарь, что именно с этого времени киевский летописец эпохи Мономаха начинал историю Киевской Руси.

В последующее время "русью", "русами", "росами" называли и славян, жителей этой земли, и тех иноземцев, которые оказывались в Киеве или служили киевскому князю. Появившиеся в Киеве через 300 лет после первого упоминания "народа РОС" варяги стали тоже именоваться русью в силу того, что они оказались в Киеве ("оттоле прозвашася русью").
Наиболее богатые и интересные находки "древностей русов" VI-VII веков сделаны в бассейне рек Роси и Россавы. Вполне вероятно, что первичное племя росов-русов размещалось на Роси и имя этой реки связано с названием племени, восходящим по Иордану по крайней мере к IV веку нашей эры.

Первичная земля народа РОС находилась, во-первых, на территории славянской прародины, во-вторых, на месте одного из наиболее значительных сколотских "царств" VI-V веков до нашей эры. В-третьих, она была одним из центров Черняховской культуры "трояновых веков". В VI веке нашей эры союз жителей Роси с Полянским Киевом и северянским Посемьем (по реке Сейм) стал ядром зарождающегося государства Русь с центром в Киеве. Как видим, спор о месте рождения русской государственности – на новгородском севере или на киевском юге – безусловно и вполне объективно решается в пользу юга, давно начавшего свой исторический путь и свое общение с областями мировых цивилизаций».

Под Хабаровском есть река Хор. Хор, в бурят-монгольской фонетической вариации "гол" имеет значение "главный", "сердцевина", "центр жизненной энергии", "основное русло реки", "река". На Дальнем Востоке река Хор, в Заполярье Кола, на Урале озеро Колды. И потом, колдуны, откуда они взялись эти "центры жизненной энергии".
Слово гол в значении река, по-видимому, связано с тюркским хол "озеро". Тувинское "хем" похоже связано с самодийским(селькупским) языком и означает  "кровь Земли" -  Земля-Мать, как некий живой организм, а реки омывающую ее кровь. Просматривается связь с латинским gema "кровь" и аптечным гематогеном.
В.О. Ключевский писал: «По большим рекам, как главным торговым путям, сгущалось население, принимавшее наиболее длительной участие в торговом движении, рано здесь завязавшимся; по ним возникали торговые сосредоточения, древнейшие русские города.... По этим бассейнам рано обозначились различные местные группы населения, племена, на которые древняя летопись делит русское славянство 9-10 вв.»  Река становилась символом страны.  … Название рек, как правило, намного древнее многих других топонимов. В этом отражена особая роль, которую реки играли в жизни наших предков.

Слово русь, если исходить из распространения тюрско-угорского и монгольского усу, ус, родилось не на скандинавской и финской земле, а пришло туда из далеких азиатских окраин, не исключено, что через Хазарию по той же воде, по Волге, а потом спустилось по Днепру. Для нашего предка, как и для варягов, говорить с гласной буквы было неудобно и потому он стал не «усский», а «русский». Звук «р» у нас широко распространен, не то что в Китае, где он совсем отсутствует. Кстати, есть город Усу в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР. Город много национален, кроме ханьцев в нем проживают казахи, уйгуры, хуэйцы, монголы и другие национальности. И вот еще одно небольшое открытие. Город, как выяснилось, получил свое название от имени Великого Пророка Усу (!). В китайском (не в мусульманском) варианте представлен перевод с монгольского языка — «вода». А что значит усугубить? Не иначе как принять на грудь немного водочки. Вот вам и пояснение.

Китайская река Усун протекает недалеко от Шанхая, приток Хуанпу ( по другому Сучжоу). Это я к тому, что наименование мест «усу», связанное с рекой,    является широко распространенным в Азии. Название китайской династии Хань дала одноименная  река, в районе которой до победы укреплялся ее основатель Лю Бан.. Возникает вопрос. Почему это не могло случиться и с Русью?
В книге Л. В.Успенского (фамилия, кстати, на «ус»») «Имя дома твоего» утверждается, что кочевники-тюрки называли Днепр – Узу. Правильно. Дон это тоже «Узу), в смысле река. Греки его назвали Тан, персы - Дон. Население на нем проживающее,  называли — танцы (донцы), а  с переводом  на тюрское произношение — они стали узские, то есть русские.  Посмотрел в Интернете, что значит туры-донованы. Так звали тюрков – речников.

Азия - это племена асиев (асканов), принадлежащих к скифским племенам Asian – термин иранский. Как полагает С.И.Вайнштейн племя аз/ас (далее в тексте – ус) в XIII в. проживало в  Туве, в долине р. Ус и находилось в брачном родстве с кыргызами. Племя получило название от р. Ус. По существующему у них обычаю, в первой декаде шестой луны закалывали белую лошадь, быка, барана, поливали землю кумысом и все омывались в реке Ус-мурен. Таким образом, совершали жертвоприношения богу реки. Объясняли это тем, что из реки вышел их предок. То что голубое связывали с рекой говорит и персидское название реки Нил (нилан – голубой). Что же, так и есть ведь вода частенько бывает голубой. Интересно другое, согласно преданиям, тюрки пошли от племени ашина (с хотано-сакского) — asseina “синий», «голубой». При этом имена основателей Тюрского каганата — Бумын и Эштеми — тюркскими не являются.

В одном из словарей Усу - это место слияния рек. По-монгольски усу это река. Цого – усу означает «Вкусная вода». Цаган -усу «Белая вода», есть такое урочище, по которому следовал к Джунгарии путешественник Грум Гржимайло. На Цаган-усу находилась ставка местного вана (князя). Там же ему встретился монастырь «Цаган-сумэ» и река Манас, в верховьях имеющая название Хуста (Хосутай). На ум сразу пришла Хоста на Кавказе, где отдыхал папа.
А вот еще из записей Гржимайло.  «Ущельем Боростая мы прошли километров шестнадцать и остановились на ночлег несколько выше устья реки Нилхи (иначе Чакыр-су)....После полудня 8 ноября 1890 года прибыли в Кульджу.»
Выяснилось, что в древнем Китае была императрица У Ху (7 в. до н.э.). В то время по древнему языку дельта реки Янцзы называлась «У». Не отсюда ли пошло Усу? У китайцев «у» обозначает цифру «пять» и одновременно «много». Дельта реки, это, как правило, несколько потоков воды. Возможно «усу» первоначально обозначало — многоводие.

Еще про киргизов. В средневековой этнонимии тюркских народов Центральной Азии племена или роды под названием «сак» обнаруживались в составе средневековых тюргешей – согэ, кераитов – сакыят, бахринов (баарин) – сукат, тяньшаньских моголов – сокы. Данный этноним получил широкое распространение среди современных тюркских этносов у башкир – сагит, туркменов – сакар, сары уйгуров – сокалык, тяньшаньских кыргызов – соколок, сакы, казахов – сакау, шага, кара калпаков – саку, ногайцев – шаукай, алтайцев – сагат, теленгитов – сакал, хакасов – соххы, сагай, якутов – уранхай-саха и т.д. Отметим, что в структуре кыргызов этноним «сак» входит в число широко распространенных. Его можно встретить в составе племени саруу (сакоо), кыпчак (сакоо кыпчак), багыш (кыпчак-соку или сочу), мундуз (сокучу), мунгуш (соколок), монолдор (согу), басыз (байсогур), нойгут (сакы). А не от сасанидов ли все они? А может от воды "су"?   Вот что я вычитал про енисейских киргизов. У них:

Кизир (Кизир Упса) – режущая река (Упса).
Казыр (Хазыр Упса) – бурная река (Упса). Река, приток Тубы.
Амыл (Амыл Упса) – спокойная река (Упса). Выходит, они «уса» переделали на свое «упса». Если не ошибаюсь, в Швеции есть такая река и населенный пункт.
Знаменитый город Устюг стоит на реке Сухони. Вычитал такое соображение: « ...необычна сама река Карасу, так как окончание (корень) "су" в тюркских языках присваивается только тем особенным рекам, которые несут своими водами не только шум от быстроты потока, но и нечто, что требует еще изучения..». Что бы это значило?
 В варианте с «усу» - «вода» есть логика, так как все, что связано с Севером, связано с водой, с реками и озерами, которые образовались после ледникового периода. Южнее были степи и пустыни, а еще ниже — горы. Северные люди селились на реках (озерах), по ним передвигались и ими кормились. Где еще столько сказок про водяных, про чертей, которые в «тихих» омутах водятся?  И как, интересно, перевести пословицу «не суйся в воду»? Вода — тоже «су». Может, «не лей воду на воду»?