Кауфманн Исидор - художник иудаизма

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

КАУФМАНН Исидор (1853, Арад,  – 1921, Вена), еврейско-австрийский живописец.
Исидор Кауфман (1853–1921) родился в городе Арад  ( Венгрия, ныне Румыния) в ассимилированной семье и не получил практически никакого еврейского воспитания и образования. Отец его был австрийским офицером. Свой жизненный путь Исидор Кауфман начинал  банковским клерком, но проявлял тягу к рисованию. Ничто, казалось, не обещало человечеству превращения его в выдающегося живописца, тем более еврейского. Губернатор Арада при содействии графа Андрасси, в 1874 году отправляет Исидора учиться в рисовальную школу в Будапеште, затем в 1875 году - в Венскую академию изобразительных искусств, которую Исидор сначала посещал как вольнослушатель.
Два года он брал уроки у известного в то время портретиста Й. М. Айгнера; в 1878 году он был зачислен в Академию и окончил ее в 1882 году.
Принято делить работы Кауфмана на два периода.

Начинал он с модного буржуазного реализма, специализируясь на сентиментальных и комичных венских сценах. Тогда же появились и первые работы на еврейские темы, которые вполне соответствовали этому сентиментальному шаблону. Картины снискали немалую популярность у ассимилированного австрийского еврейства, но не только в этой среде.
Кауфманн знакомится с известным венским торговцем картинами
Ф. Шварцем, и по его заказу написал множество небольших жанровых картин, которые охотно покупали.
Ранние произведения Кауфманна написаны исключительно для заработка.

В конце 1880-х годов  Кауфманн перешел к жанровым картинам в голландском стиле: «Вдевание  нитки в иголку», «Оформление сделки».
В это же время появились первые работы Кауфманна на еврейские темы, созданные в рамках академической традиции. Персонажи Кауфманна вполне соответствовали сентиментальному стилю, который был принят в искусстве 19-го  века при обращении к еврейской теме, например «Прибыль»  или «Визит рабби ». Написанное в 1886 году полотно «Визит рабби » было приобретено императором Францем Иосифом для венского Музея изящных искусств («Визит рабби», около 1886 г., частная коллекция, Англия).
С 1886 года Кауфманн регулярно участвовал в ежегодных выставках венского Дома художников, был также участником многих крупных выставок за пределами Вены.
В 1891 году художник был награжден Государственной серебряной медалью Австро-Венгрии.

В 1894 году в творчестве Кауфмана произошел перелом, вызванный «припаданием к корням». Отправившись за новыми впечатлениями в Восточную Европу, Кауфман открыл для себя подлинную еврейскую жизнь. С тех пор он «ходил в народ» ежегодно, отправляясь то в Словакию, то в Галицию, то на Украину, то в Польшу, делая этюды с натуры, на основе которых затем писал картины, полные жизненной достоверности.
Сентиментальная несколько безличная жанровая живопись Кауфманна на еврейскую тему сменилась сценами реальной жизни реальных людей. Присущая ему тщательность проработки деталей сохранилась, и это придавало особую достоверность его образам.

Кауфманн создал галерею портретов религиозных евреев. Он писал композиционные портреты, в которых человек был органичной частью еврейского мира. Тщательно выписанная одежда, орнаменты и другие детали делают эти работы Кауфманна не только художественными произведениями, но и ценными этнографическими документами («Портрет молодого хасида», Музей искусства в Тель-Авиве; «Портрет рабби», Еврейский музей, Прага;  «Портрет рабби перед занавесом Торы», коллекция Фурман, Сантьяго, Чили; «Портрет мальчика в Суккот».
Портрет женщины в праздничной одежде», собрание Дж. и А. Фурман, Сантьяго, Чили.)

Поздняя живописная манера Кауфманна изменилась: соотношения цветов определялись колористической    гаммой     изображаемых предметов иудаики  теплые желтовато-коричневые тона старого дерева, палевые или глубокие фиолетовые и темно-красные оттенки тканей и вышивок, тускло мерцающая бронза подсвечников. 
Жанровые композиции Кауфманна после 1894 г. представляют собой сцены религиозной еврейской жизни, в основном, в интерьере синагоги или жилого помещения («Йом Кипур» или  «Еврейский Новый Год»).

Кауфманн был далек от авангардистских идей искусства своего времени, но некоторые его поздние произведения, несмотря на тематику, говорят о несомненном влиянии художников Венского Сецессиона («Молодой раввин», 1910 год).
Для понимания творческого метода позднего Кауфмана полезно будет процитировать мнение Ричарда Макби: «Согласно модернистской догме начала ХХ века, реализм мертв, а традиционной религии не место в современном рациональном мире, где господствуют свободные индивидуальности. Ортодоксия подавляет человека и не оставляет места для активной внутренней жизни. Картины Кауфмана с помощью реалистического метода и современной живописной композиции опровергают это мнение.<…> Он воссоздал в своих картинах, по сей день вызывающих в нашей душе отклик, живую реальность внутренней жизни религиозных евреев».
В 1917 году художник писал: «Поскольку мое убеждение состояло в том, что сила любого художника коренится в его народе, я стал художником иудаизма. Я стремился передать его красоту и благородство и пытался сделать его традиции, говорящие о великой преданности религии, доступными также и нееврейскому миру».
Возможно, именно эта «отстраненность » позволила художнику стать чутким наблюдателем уходящего мира. Некоторые наглядные свидетельства о жизни восточноевропейского ортодоксального еврейства сохранились только благодаря Кауфману и подобным ему художникам-реалистам. Подробные изображения одежды, синагогальных интерьеров и прочих этнографических деталей делают многие работы Кауфмана незаменимыми антропологическими документами.
В 1899 году Исидор Кауфман создал в Еврейском музее Вены инсталляцию «Субботняя комната» при помощи подлинных, привезенных из восточноевропейских местечек, а также специально для нее изготовленных предметов быта и культа, демонстрировавшую малознакомым с традиционной еврейской жизнью посетителям, как живут и принимают царицу-субботу их «экзотичные» соплеменники.
В 1925 году, уже после смерти художника, был издан альбом репродукций 16 лучших работ Кауфманна с предисловием главного раввина Вены. Одновременно была выпущена австрийская серия почтовых открыток, где воспроизводились эти произведения.
Сын Исидора Кауфмана, Филипп Фридрих (1888 – 1969) также был художником, пользовавшимся скромной, но устойчивой репутацией салонного модерниста в Австрии и в Англии, куда он эмигрировал в 1938 году, после аншлюса.