Сюжеты из раннего детства

Юрий Шевченко 3
     Сюжеты из раннего детства
Юрий Шевченко 3

      На волнах памяти.  Всё то, что не вернуть назад. Дорогой детской мечты. Картинки детства
Ю. Шевченко
      

Ну, вот и все… последний вздох… конец земного пути.                Оставив тела груз, устремилась ввысь душа как поплавок на поверхность света волн. Где устойчивый волновой режим сохраняет интерференцию душ стоячих волн как поплавков, ну знаете которые стоят на месте при любом течении.                А перед глазами  жизнь как скорый поезд обратно мчится, и за окном наоборот летят года.

Но вот холодный декабрь 1956. Омск. Женская зона.                Всю ночь свет горит у начальника с заключенной он все беседует да свой совет ей дает, куда следует.

И 13 августа 1957 разница давлений заставила меня вдохнуть и крикнуть:                Я родился!                Снова мир живых. Снова время жить. И снова поезд жизни мчит меня, снова за окном летят года. Ну держись моя жизнь.

*
Однажды в раннем детстве играли в игру, где я играл больного сердцем.               
И вот мне  60. Инфаркт. Ну, вот и все подумал я на операционном столе, глядя на тело сверху. Я умирал. Это я понимал

Перед  глазами уже бежала моя жизнь позднего СССР и России.              Родился в СССР в 1957  при  Хрущеве,   учился при Брежневе,   работал сыщиком при Андропове,  Черненко,  Горбачёве.   Адвокатил  уже в России при Ельцине, Медведеве,  Путине.

Но врача как Бог прислал, и через неделю меня выписали со стентом.               
И все вроде то же, тот же воздух и та же вода... только кажется мне,  это я из параллельного мира.
Мне нельзя пить алкоголь и курить ... Меня устраивает трезвая жизнь.    Я тот же, но совсем другой. Хотя постой, здоровый образ жизни? Такое уже было, когда я родился.
*
Раннее детство,  это когда дом, которого уж нет,  и деревья были большими...    Но когда я вырос, то увидел старую фотографию Никополя, когда деревья клена были еще маленькими...
Деревня Никополь Омской области по форме квадрат, по периметру дороги и дома, а за домами огороды, загаты (изгороди).
Зимой дома до крыши в снегу и соседи откапывали друг друга, помогая друг другу выжить. И я совсем маленький, сидя на теплой лежанке на лоскутном коврике, слышал с улицы скрип снега под валенками.

В одном из саманных домов, с хозяйственными помещениями для угля, зерна, скотины… все под одной крышей, жил и я с бабушкой Шевченко Федорой Ивановной 1910 г.р. и ее сыном Василием 1943г.р.

Бабушка была чистоплотна и аккуратна. В молодости она была горничной у очень богатых людей по фамилии \Бабич\ев\ в Ольгино. Сожительствовала с сыном этих богатых людей и в 1934 году родила дочь Надежду. А Надежда 13 августа 1957 года родила меня. Отца не знаю, но по имени Павел, потому что я Павлович.

Жили, не тужили. Длинными  вечерами бабуля вкусно пекла пирожки с капустой, готовила борщ и молотый холодец... Пекла в русской печи самый лучший, самый вкусный хлеб. Особых лакомств не припомню, окромя повидло в жестяных больших банках,  да конфеты из ее деревянного сундука на Новый год.

Из раннего детства вспоминаю солнечный дождь, радугу, которая начиналась на нашем огороде и я в начале радуги как в начале славных дел.

А за домом рос клен и шиповник, который при сильном ветре безжалостно бил меня своими колючками. Я отчаянно защищался палкой, но шиповник все наносил и наносил как вроде удары судьбы.

Летом, я часто сидел в больших зелено синеватых бурьянах за огородом, над которыми летали большие космические стрекозы. Любопытно, что после армии, в Омске я жил на Космическом проспекте у кинотеатра Космос, как в детских бурьянах.

В центре села в ряд располагались: котлован, речка, магазин, контора. Старый клуб, потом новый в котором взрослые со слезами на глазах все смотрели индийские фильмы «Бродяга» и «Каменный цветок»...

Ах, яблоки!  В центре села  цвел школьный яблоневый сад, а совхозный находился за деревней, а дальше   бригада.
Зимой с Ленькой Новосадом  в саду катались на лыжах, срывая мерзлые ранетки, которые изумительно и вкусно таяли во рту.               
Летом помню собранные в ящиках мелкие яблоки: ранетки, бараний носик, крупных яблок в Сибири не было.

Но однажды в совхозном саду мы с мальчишками рвали яблоки, и мне посчастливилось сорвать очень большое пребольшое яблоко.
На меня большое яблоко произвело очень сильное впечатление. Я не стал собирать даже мелкие яблоки, а побежал домой. Бабуля сказала, что я сорвал свою судьбу. Этот судьбоносный случай я не забываю по сей день.

Рядом с яблоневым садом стояла старая школа с классическими партами под углом. Потом построили красивую новую школу на высоком фундаменте с зелеными партами в классах.

Помню первую учительницу элегантную Лошкареву Александру Федоровну.    Она сказала будущим первоклассникам, утром 1 сентября 1964 года прийти на линейку. И я, не зная значения слова линейка, пришел с настоящей линейкой.

А еще гербарий из детства помню я и наш самый классный класс.   
Когда учитель, вызывая к доске, называл фамилию Шевченко, то вставали три ученика: Шевченко Зоя, Шевченко Галя и я, Шевченко Юра.

Потом все эти три фамилии невероятным мистическим образом повторялись каждые 20 лет. И не только эти, а практически все фамилии односельчан, которых я с большим теплом вспоминаю.

Помню, Ванька Лоренец хорошо соображал по математике, так он и стал директором школы.
Спортивный Витька Лоренец, здорово бегал прыжками как снежный барс, но когда играли в пятнашки он не смог догнать Юру Лошкарева, который  семенил ногами как робот.

А еще я помню,  как кричит о чем - то звонко с косичками девчонка из безоблачного детства моего… ну вы знаете.

А мы с соседом Ванькой Пляшко не могли поднять железный блин даже вдвоем, но этот же блин отрывал от земли его шестилетний младший брат Сергей, потом он серьезно занимался борьбой в Омске.

Зато я хорошо рисовал. Бабуля настраивала рисовать, а я старался и наивно верил, что когда ни - будь мои родители, которых я никогда не видел, узнают своего сына по рисункам.

Умение рисовать мне пригодилось. Однажды нарисовал портрет преступницы со слов свидетеля, так была раскрыта серия краж в Ростовской области, где я работал сыщиком.               
Но, главная картина все же мной еще не нарисована.

А еще бабуля гадала на игральных картах.               
- Погадать?
- Это же игральные карты!
- Это ещё лучше! Вся жизнь игра! -  смеялась бабуля.

Мне все дорога выпадала. Я и правда часто менял города. Ветер перемен мотал меня по дороге жизни, как курай – перекати – поле по степи за деревней детства.

Школу - интернат  я заканчивал  на  Украине в  Никополе в 1974 году.
   
Интернат, это когда не всех детей забирают домой по выходным. Потому что некоторые растут без родителей и живут в интернате  вчера, сегодня, завтра.  Каждый день, днем и ночью бок обок,  вместе  и в радости и в горе.

Затем учился на киномеханика в южном Чимкенте.

В 1975  служил в холодном Свердловске, потом в Удмуртии, в 1978  в  милиции Омска, а школу милиции закончил в Елабуге.

Москву впервые увидел на Олимпиаде 80, охраняя общественный порядок.

В 1981 по направлению прибыл  работать сыщиком в г. Волгодонск Ростовской области,  но я уже знал, что когда - то я уеду из этого южного городка.

В 1991 году развалился СССР, сложил полномочия Горбачев.                И в 1993 я купил Москвич,а  в  1995 переехал в Московский район холодного Питера. Затем переселился в двух минутах от Московского вокзала.
И в 1998 году переехал в Москву, где  купил квартиру у женщины по фамилии Горбачева.   

А в 2019 сын уехал жить в Испанию.
И я понимаю, что это не просто переезд, а часть Божественного плана свыше.
Когда - то  и мои предки переехали с южного  Херсона в холодную Сибирь.

Ведь  не секрет, что волны света несут изображения  вероятных событий и движутся волнами... верх низ, тепло холод...

Так частые переезды волнами с холода на юг и наоборот, смена обстановки, а это новые люди, новые знакомства и множество общения,  воспитали во мне умение встраиваться в новые обстоятельства.
*
Я родился в рубашке.
Однажды в детстве дядя Вася - бабулин сын, приехал домой на гусеничном тракторе, посадил меня в кабину, а сам пошел обедать. А заведенный трактор тронулся с места, но не свалился в большую яму, а перепрыгнул ее, затем через загату и в огород.  Дядя выскочил из дома, на ходу заскочил в кабину и остановил трактор.

Случаи, когда я мог погибнуть были не раз и в детстве и после детства.               Но Бог меня берег. Почему? И я выдумал, что  спасенье в предназначении.

Я мог бы крутить кино… в 1974-1975 в Чимкенте учился на киномеханика и как отличника меня  направляли в институт кинематографии.

Я мог бы дослужиться до больших  звезд военного ...в 1975 – 1977 Свердловск, Ижевск – служба в армии, где мне предложили продолжить службу и поступить в военное училище.
Я мог бы стать пожарным… я закончил пожарную учебку в армии...
Я мог бы стать политиком, я был комсоргом в училище и в школе милиции...

Но все это в параллельных жизнях, где я связующее звено времён, событий, мест, а в этой реальности я должен разыскать свою мать и неважно, почему она тогда сделала выбор – оставить сына.                И, невероятно, литературный Шерлок Холмс привел меня, как  и многих мальчишек в  сыщики.

Жизнь в интернате, училище, армейской учебке, школе милиции, где все однотипно по режиму, пролетела как один день. Везде учился с отличием и с мыслями все это бабуле и где - то где - то в мыслях там ей … матери, которую никогда не видел.

А как мать нашел так с полиции и уволился, охладел к работе. Лица матери так и не увидел... не успел... умерла.
               
А что бабуля и ее сын?               
Василию в 1963 году предлагали продолжить службу в КГБ в Москве.               Но ему казалось, что без трактора и деревни он жить не сможет. И теперь бабуля вынуждена предпринять очередное  путешествие через всю страну в степи Казахстана, чтобы быть со своим сыном.

Я часто писал ей письма и ежегодно приезжал к ней в гости, чтобы отчитаться, как ее внук  -  сыщик борется со злом и выразить  свою любовь и привязанность дорогому мне человеку.

Летом 1988 года  перед отъездом как - то долго тянулся день, долго с бабулей пили чай, долго говорили о том, о сем, как бы оттягивая минуту прощания.
Но вот долгий поцелуй в бабулин лобик и ….
Это потом я понял, почему прощание было долгим, потому что наша встреча с бабулей была последней.
*
В личной жизни не представлял жизнь без детей, поэтому  узнав, что любимая  бездетна, вернулся в исходное состояние холостяка.

А когда в 1989 году застал новую жену в постели с другим, словно не было любви.  Я испытал шок и не столь изменой, а предательством матери своего шестилетнего сына, сидевшего рядом у  постели.

Я долго не мог прийти в себя. И только понимание того, что маленький сын верит, что его папа не такой уж и плохой, заставило меня не эффектно хлопнуть дверью и уйти, а стараться изо всех сил, чтобы сын получил достойное образование и диплом по профессии.

И вновь я холостяк.
Однажды  жарким  летом я зашел в кабинет к крупному чиновнику… Оперуполномоченный РУБОП представился я … Чиновник в дорогом изысканном костюме в лакированных туфлях  демонстративно долго  изучал меня,   разглядывая  прошлогодние потрескавшиеся сандалии… простенькие брюки...видавшую виды рубашку … даже присесть не предложил….
А завтра чиновника задержали за взятку. У же в следственной камере чиновник, увидев меня проронил: Я Вас недооценил...

Зато оценила будущая жена.  А на первом волнительном свидании с ней на площади у фонтана символично целовались голуби….  вот она несёт свою тугую грудь навстречу алым парусам ... а когда я ее привел, под ногами качнулся пол... ну вы знаете... и теперь у меня в женах Дева.
*
Так и вырос без родителей. 
Однажды увидел синяки на теле тещи. Понимая что происходит,  рядом со старшим сыном тестя, на берегу речки как он хотел, я купил ему дом с высокими потолками,  летней кухней, баней, виноградником,  малиной  сливами, орехами …  представляя того как бы своим отцом.
*
Продолжу, дрогнул от нахлынувших воспоминаний.             
Наверное, нет человека на земле, который бы не  слушал хаотичные воспоминания  предков, ну  знаете  последнее живое поколение.               
А теперь и сам вспоминаю так же хаотично, перескакивая из одной истории  в другую.

И все же разглядывая свою жизнь, уловил  повторяемость событий и фамилий через каждые 20 лет, меняются только декорации, одежда, возраст….

Так в 60  в очередной раз сменил место жительство, зарегистрировался как писатель на литературном портале Проза ру  и Вы не поверите! Вновь третьим по счету Шевченко.

А еще из детства помню зимний морозный узор на оконном стекле и солнечную весеннюю капель с крыши дома. Бабуля с утра  лопатой расчищала ручеек, и я запускал бумажный кораблик.               
И думал, что также и люди плывут по реке жизни, то быстро, то медленно, то их закручивает жизнь, то они оказываются за бортом жизни и пропадают в пучине, то неожиданно возникают вновь.

И вот неожиданно из деревни детства всплыла краевед Скакун Г.И. и предложила написать короткие воспоминания о Никополе.               
И воодушевленный, я завариваю в турке кофе, беру московские конфеты «Космические», по ходу вкусил ложечку райского варенья «Ранетка» и спешу снова в интернет.
Открываю социальную сеть Одноклассники, где все близко и знакомо, где друг другу ходят в гости без зависти и злости …. ну вы знаете.

И заглядывая в очередное двадцатилетие своей жизни, начинаю листая годы, писать о том же, как в юности мечтал ловить преступников,  в молодости ловил преступников, а сейчас на пенсии описываю как ловил преступников. Меняются лишь время и лица, а суть она всё та же….
*
Работая сыщиком, столкнулся с парадоксом:  каждое преступление оставляет след, но не каждое преступление раскрывается. Порой это связано с государственной тайной или стиранием следов людей, участвующих в программе по защите свидетелей.
 
А порой, что невероятно, полиция натыкается на след внеземного разума. Внеземной след и стал  стержнем, на который  нанизаны мои детективные истории.
               
При этом ни одна запутанная детективная история  не обходится  без вмешательства  жены. И я  свое творчество посвящаю ей,  Татьяне —   женщине, жене, музе,  вдохновившей на написание  детектива, где герои живут своей жизнью, а  фантастика, мистика и выдумка  переплетается с реальностью.
*
А бабулин альбом, где дорогие лица  и я совсем молодой, храню, в детство заглянуть ведь хочется. Смотрю... сейчас... на эти лица… и подступает... к горлу ком...  Ах, как хочется вернуться… Путешествие по воспоминаниям продолжается.

Но по ходу просмотра альбома понимаю, что в альбоме всё то, что не вернуть назад,  детство ушло безвозвратно.

А фото современного Никополя так нигде и не встретил, а может и к лучшему, что - бы не стерлись картинки детства.

Итак, в 60 я перенес инфаркт… выкарабкался,  в 64 перенес ковид… выкарабкался, а вот от старости выкарабкаться не получается.               
Но кто сказал, что 60...70 ... - это конец!?  Я сполна ощутил как, старея молодеют,  заглядываясь на молодых  женщин  представляя  себя молодыми. И в этом трагедия старости, мы считаем себя молодыми.
*
А потом в воспоминаниях прошлого я заметил не только повторяемость, но и зеркальность событий и фамилий.
Как - то в детстве заступился за Светку Соколову, а в 60 хирург  Соколов спас меня от инфаркта.

Теперь  моя жизнь на закате дня и чем ближе к закату все длиннее тень воспоминаний, а  когда - то бесконечной жизнь казалась.

Ах, как кружится голова ... а черная дыра, ну вы знаете, что в центре Вселенной, все раскручивает все и вся как волшебная карусель, увеличивая скорость давление и вес... отчего  растет вселенная, растет планета,  растёт  цена...

Растет и человек, прибавляя года и обрастая потомством и богатством в погоне за наживой и в этом жизни смысл.

Все чаще стал всматриваться в свое отражение. Что со мной происходит?    
 Вижу, как по мере утяжеления уже виснет кожа, теряются зубы, лопаются сосуды от инфаркта и инсульта, изнашиваются  части тела, из памяти уходят имена… мы болеем ... Теперь слезами горю не помочь.

Частенько и мы помогаем волшебной карусели утяжелять  себя тяжелым алкоголем... И, в конце  концов  растущее давление космической карусели как старуха с косой обрывает серебряную нить притяжения и мы умираем, рассыпаясь в прах... а как бы хотелось еще раз влюбиться...

А черная дыра все раскручивает и раскручивает все и вся по кругу спирали повторяя все и вся  ... наверное, поэтому  всех женщин помню  имена ...

Если  история развивается по спирали, то родившись, мы  вновь  проживаем  свою жизнь, по новому витку, прибавляя года, и  может на следующем витке ... былую юность встречу вновь... и снова будет, будет снова звон капели...

Эпилог

Я не робот. Я человек. Умереть, чтобы вернуть жизнь. И в этом смерти смысл.  Жизнь без начала и конца. А может, человек  вовлечен в драму, которую он едва может понять?         
               
Однако, год 1957, человек развил космическую скорость, преодолел земное притяжение  и  поднялся в космос,  чтобы рано или поздно заглянуть в мир Богов, ну помните библейскую легенду о Вавилонской башне высотою до небес.


13.09.2018г. Ю.Шевченко