Любая война заканчивается миром

Миттель
      Любая война заканчивается миром, поцелуй браком, ночь – утром. Кто сказал, не знаю, но , видимо, так и должно быть.
      Время от времени включаю ток-шоу, и вот уже четвёртыё год Украина – Россия, Россия – Украина, и все четыре года крики, остервенение, истерики. Мы и они, они и мы…  Я не делю ИХ и Нас ни географически, ни политически, я делю по времени: Они и МЫ – Мы и наши дети и внуки – это мы их вырастили, их воспитали и направили, внушая им свои мечты и заблуждения, а они пошли дальше и пришли…
      Киев был моей мечтой. Раза два или три наш хор студентов ЛЭТИ,  под управлением незабвенного Александра Ивановича Крылова, руководившего одновременно и хором Технологического института, в летние каникулы встречался и « спевался» с политехами Киева по их приглашению.  Незабываемые встречи и пение до утра на Владимирской Горке долго были предметом воспоминаний и дальнейших планов. Я же, не помню почему, ухитрилась ни разу в этом не участвовать, но не оставляла мечту, когда-нибудь увидеть этот город. После нескольких поездок за границу, когда из окон вагонов раскрывалась незабываемая картина золотых куполов Киево-Печерской Лавры и  Днепра, я, наконец-то, отправилась (по профсоюзной путёвке, заметьте) в путешествие от Киева до Одессы. Киев был таким, каким я его намечтала, а если учесть , что в первый же вечер пребывания в городе я приобрела верного рыцаря, сопровождавшего меня потом до самой Одессы, представившего меня по пути в Днепропетровске своим родственникам (щедрое украинское застолье, вообще, незабываемо), то сказать, что Киев и всё путешествие были сказочными – не сказать ничего.
      Прошло несколько лет, и я снова в Киеве на конференции в Университете. В вестибюле в книжном киоске очаровательный старичок, непринуждённо завязывается разговор, и собеседник любезно предлагает мне,  достав из-под прилавка,  «И это всё о нём» В.Липатова – бестселлер того времени. Так вот просто и дружески. А потом я гуляю по Крещатику, захожу на какую-то боковую улочку в кондитерский магазин и вдруг на противоположной стороне вижу Русский Драматический театр и «Варшавскую мелодию» на афише. А это уже отдельная история!
      Много-много раз я смотрела эту пьесу в разных театрах, в исполнении разных артистов. Это была и моя «мелодия», и слова:  « Границы времени, границы пространства, границы государств. Границы наших сил. Только наши надежды не имеют границ» - не были для меня пустым звуком, и в Кракове я просила Святую Ядвигу…
 Да, так вот о «Варшавской мелодии». Самое неизгладимое впечатление на меня произвела Алиса Фрейндлих.
Так получилось, что я с промежутком в неделю дважды смотрела этот спектакль в Ленсовета у Владимирова, и оба раза Алиса в заданных рамках была другой! Но эта такая скромная и полная достоинства пани заставила плакать не одну меня. Некоторое время спустя, на сцене Пушкинского (теперь, как и когда-то Александринского) театра шли гастроли Киевского Русского Драматического театра и Ада Роговцева играла Хелену (Гелену) .  О, как блистательна была героиня в исполнении Ады Роговцевой! Она меняла наряды почти как Элизабет Тейлор в известной «Рапсодии», рассказывала анекдоты на польском языке – всё было по-украински ярко, щедро, «бахато» (возможно , последнее слово воспроизвожу с ошибкой). Но я не плакала. И вот теперь я снова вижу на афише знакомую пьесу и ту же Аду Роговцеву, и я снова иду на спектакль. То ли прошло почти десять лет и талант актрисы стал более зрелым и мудрым, то ли это была просто домашняя, не гастрольная, постановка, но я снова плакала.
 В последний вечер в Киеве в замечательном старинном здании филармонии, почти на берегу Днепра, я слушала Моцарта и Гайдна.
      И вот теперь я жду и верю, что любая война заканчивается миром, поцелуй браком, ночь – утром.  А разве может быть по-другому?!