Любовь посреди бури

Наталья Наумова Дель Ветти
«Корсар» – уникальный балет. Это - тот спектакль, который допускает очень разные трактовки. Версий его в мире великое множество. И каждый хореограф представляет своё понимание.

Марийский театр оперы и балета имени Э.Сапаева показал свою версию. В ней воссозданы хореографические сцены Мариуса Петипа. При этом привнесён ряд новшеств. Это помогло ярче обрисовать характеры героев и углубить содержание.

Постановку довелось увидеть во время летних балетных сезонов в Москве в 2016 году. Это подарило незабываемые впечатления от встречи с новой версией любимого балета.

…Рассвет или закат. Но в своих правах тот день, когда что-то должно произойти.

Конрад… Что ему остаётся? Пока что – лишь смешаться с толпой ради желанной встречи с Медорой, любовь к которой овладела его душой. Возможно ли соединение с возлюбленной – он этого не знает. Остаётся лишь надеяться на мимолётные встречи.

Но всё меняется в одно мгновение.

Бедняжка Медора в мечтах о любви и счастье совсем позабыла, что она – всего лишь вещь, которая рано или поздно будет продана.

Вот требует работорговец Ланкедем, чтобы она станцевала для паши. Она танцует – ведь рядом Конрад, и она о нём думает. И пока не подозревает, чем её детская наивность завершится.

Судьба неумолима. Остаётся одно – бросить ей вызов. Бежать.

…Грот, затерянный среди скал – убежище корсаров. Это – новый мир Медоры. Что её здесь ждёт?

В какой именно момент наступил конфликт между Конрадом и Бирбанто – сказать вряд ли возможно. Но в любом случае задолго до того, как Конрад отпустил несчастных невольниц.

Но и тут сложный вопрос: отпустил он несчастных девушек. А что их ждёт дальше? Не исключено, что они попадут в руки других работорговцев. Предугадать невозможно. Поэтому иногда даже благородные порывы могут иметь неоднозначный результат.

Жертвой большой радости стать нетрудно. Медора и Конрад думают лишь о своей любви. И с Медорой сыграла злую шутку её доверчивость. Она спокойно берёт роковые цветы из рук Ланкедема, хотя тот продал её в рабство. Верила, что он раскаялся? Увы, наивность порой обходится дорого. Желание «понять-простить» часто оказывается началом поражения.

…В гареме жизнь идёт своим чередом. Амбициозной Гюльнаре мало мимолётной милости от паши – у неё явно более грандиозные планы.

Ланкедем, приведший Медору, не получил ничего – его вытолкали самым бесцеремонным образом. Потворство заговорщикам не принесло ему никакой выгоды – только сам пострадал.

…Медора танцует с цветами. Но зачем и для кого – не знает. Не задумывается об этом. Она – между сном и явью.

Вновь встреча с Конрадом, которой Медора жаждала, но надеяться не смела.

Как будто мигом повзрослела героиня – она разоблачила Бирбанто. Эта смелость как будто разрушила всю её наивность.

Буря. Чудесное спасение.

И финал. Умиротворённое адажио. Рождает оно ассоциации с некой нирваной. Медора и Конрад вместе. И появляется твёрдая вера, что они жили долго и счастливо. Другое дело, где – на земле или уже в вечности.