Лиса, заяц и петух

Владимир Федорович Токарев
Книга в планах написания и издания

ЛИСА, ЗАЯЦ И ПЕТУХ
Русская народная сказка
В обработке А. Н. Афанасьева

Жили-были лиса да заяц.

Судя по выбору героев для сказки нам, скорее всего, будет представлен классический конфликт субъектов, у которых разные взгляды на жизнь, разные ценности, разный цвет шкуры (а у некоторых героев даже есть перья!), наконец, и разные пристрастия в питании.

У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная; пришла весна красна — у лисицы избенка растаяла, а у зайчика стоит по-старому.

Судя по всему, автор намекает на давно ожидаемое потепление климата Земли. Современная конфликтология рекомендует — не следует спешить при разборе конфликта — сначала нужно найти его причины, а не торопиться разбирать последствия. Как видим, в дальнейшей трагедии героев виноват, скорее всего, человек со своими неугомонными желаниями жарить на открытом огне на природе шашлык, безжалостно сжигая кислород, и держать водочку в холодильнике с фреоном, то есть портить, т.о., земную атмосферу.

Лиса попросилась у зайчика погреться да зайчика-то и выгнала.

Да, судя по всему, мы отгадали. Действительно сказка о конфликте. Напомним классику — конфликт возникает тогда, когда есть некое целое — неделимый объект (здесь лубяная избушка), и есть как минимум две стороны (здесь лиса и заяц), которые на этот неделимый объект претендуют одновременно. Это конфликтная ситуация. Но конфликт происходит тогда, когда к конфликтной ситуации добавляется еще инцидент, в данном случае — это когда лиса прогнала зайца.

Идет зайчик да плачет,

Но, однако, для конфликта необходимо, чтобы у одной из сторон появилось понимание — что не просто невозможно решить проблему, а есть виновный в этом — другая сторона. В данном случае, заяц ошибочно причину своих невзгод связывает не с потеплением климата на земле, а именно с лисой. В таком случае возникает такое психологическое явление, как фрустрация. Отметим, что фрустрация бывает двух видов — реальная (когда действительно вторая сторона является виновной). И воображаемая. Причем воображаемая причина, как видно из сказки, может, в конце концов, послужить развитию уже вполне реального конфликта.

а ему навстречу собаки: «Тяф, тяф, тяф! Про что, зайчик, плачешь?»

Как видим, появляются новые герои сказки — собаки. При этом предположительно, что собаки обладают большим эмоциональным интеллектом (FI) — понимают эмоции зайца. Напомню, что эмоциональный интеллект предполагает такие качества, как понимание чужих эмоций, с одной стороны (собаки жалеют зайца), и с другой стороны понимание своих эмоций (собаки возмущены поведением лисы, но понимают ли они свои эмоции?), но главное все таки — это понимание эмоций партнера по коммуникации (собаки понимают, что заяц горюет по своей избушке). Однако эмоциональный интеллект предполагает также умение управлять своими эмоциями. Так ли это узнаем дальше.

А зайчик говорит: «Отстаньте, собаки! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она ко мне да меня и выгнала». — «Не плачь, зайчик! — говорят собаки. — Мы ее выгоним».

Как видим, с управлением эмоциями у собак в сказке не очень. Вместо того, чтобы успокоить зайца, они без раздумий готовы на конфликтные действия — «Наших бьют!». Причем, вместо того, чтобы выслушать вторую сторону (кто знает, быть может, лиса еще больше обижена на зайца, ведь покинув избушку он оставил лису голодать, хорошо ли это? С точки зрения лисы, думаю, что почти что безнравственно. Тем более, что судя по описанию заяц — самец, то есть мужчина, а лиса — самочка — то есть слабая женщина (речь в сказке не идет про лиса, а именно про лису, и не про зайчиху, а определенно про зайца).

Представьте, если бы по приходу в суд одной стороны судья сразу выносил бы решения. Я уж не говорю о том, что лисе нужно было зачитать ее права, в частности, лиса могла пригласить в качестве адвоката знакомого волка. Мы же наблюдаем сплошное нарушение процессуального кодекса. Ну да ладно, посмотрим, что будет дальше.

— «Нет, не выгоните!» — «Нет, выгоним!» Подошли к избенке: «Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон!»

Как видим, собаки, вместо того, чтобы разобраться в ситуации объективно, отправляют лисе так называемый конфликтоген («Тяф, тяф, тяф» — что означает — «Сам дурак!») — который, несомненно, приведет к соответствующему конфликтогену другой стороны, что мы и наблюдаем, обмен конфликтогенами обычно приводит к эскалации конфликта.

А ведь можно было начать разговор по умному — сделать лисе комплимент — похвалить ее шкурку, например.

А она им с печи: «Как выскочу, как выпрыгну — пойдут клочки по заулочкам!» Собаки испугались и убежали.

Налицо развитие конфликта, где лиса выбрала стратегию принуждения (напомним, что еще есть стратегии компромисса, уклонения от конфликта, уступки и разрешения конфликта к радости обеих сторон). Известно, что в случае выбора такой стратегии выигрывает только одна сторона. Однако такую стратегию управления конфликтом можно применять, если вторая уверена в своем превосходстве. Как видим, лиса соразмерно учла свои возможности — она вышла победителем.

Зайчик опять идет да плачет. Ему навстречу медведь: «О чем, зайчик, плачешь?» А зайчик говорит: «Отстань, медведь! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась она ко мне да меня и выгнала». — «Не плачь, зайчик! — говорит медведь. — Я выгоню ее». — «Нет, не выгонишь! Собаки гнали — не выгнали, и ты не выгонишь». — «Нет, выгоню!»

Что мы наблюдаем? Классическое развитие событий. Когда конфликт не разрешен, стороны начинают подключать к своему конфликту все большее число участников со своей стороны В конце концов, вместо конфликта двух личностей мы наблюдаем конфликты между группами и даже иногда между странами, причем разных конфессий. В сказке, правда, наблюдается другой феномен — на первой стадии конфликта зайчик подключает к конфликту не большее число участников, а все более крупных по размеру участников.

Пошли гнать. Медведь: «Поди, лиса, вон!» А она с печки: «Как выскочу, как выпрыгну — пойдут клочки по заулочкам!» Медведь испугался и ушел.

Правда, подключение медведя не привело к созданию группы конфликтующих, вероятно по причине острой болезни, известной в народе как медвежья.

Идет опять зайчик да плачет, а ему навстречу бык: «Про что, зайчик, плачешь?» — «Отстань, бык! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась она ко мне да меня и выгнала». — «Пойдем, я ее выгоню». — «Нет, бык, не выгонишь! Собаки гнали — не выгнали, медведь гнал — не выгнал, и ты не выгонишь». — «Нет, выгоню!» Подошли к избенке: «Поди, лиса, вон!» А она с печи: «Как выскочу, как выпрыгну — пойдут клочки по заулочкам!» Бык испугался и ушел.

Да, бык тоже оказался не очень умным и выдержанным — сразу встал на тропу войны, поверив зайцу на слово. А ведь можно было бы не спешить, спросить у лисы документы на жилплощадь. Быть может, по договору найма (заяц же пустил лису погреться добровольно) лиса имела все права и дальше проживать в лубяной избушке зайца (к слову, прописку никто не проверял не только у лисы, но даже у зайца).

Идет опять зайчик да плачет, а ему навстречу петух с косой: «Кукареку! О чем, зайчик, плачешь?» — «Отстань, петух! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась она ко мне да меня и выгнала». — «Пойдем, я ее выгоню». — «Нет, не выгонишь! Собаки гнали — не выгнали, медведь гнал — не выгнал, бык гнал — не выгнал, и ты не выгонишь». — «Нет, выгоню!»

Петуху, судя по всему, также не известна современная технология разрешения конфликтов с помощью третьей стороны. И потому вместо поиска вариантов примирения конфликтующих сторон он также решил использовать принуждение, выступив со стороны зайца.

Подошли к избенке. Петух: «Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!» А она услыхала, испугалась, говорит: «Одеваюсь…»

Где Вы видели, чтобы лиса боялась петуха? Судя по всему, просто у лисы истек срок договора найма лубяной избушки (наверняка он был, и заяц «заливает», что лиса вела себя не честно) и она решила, как и положено, исполнить условия договора со своей стороны

Петух опять: «Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!» А она говорит: «Шубу надеваю».

Как видим конфликт исчерпан — лиса решила оставить помещение в пользу зайца.

Петух в третий раз: «Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!» Лисица выбежала, а он ее зарубил косой и стал с зайчиком жить да поживать.

Вот тебе сказка, а мне крынка масла.

Батюшки! Где это видано, чтобы за захват помещения, да еще на небольшой срок было такое неправомерное наказании?

Как видим, описанные в сказке события похожи не на заслуженное наказание, а на убийство по заказу (заказчик — заяц). Расплата с киллером-петухом (автор сказки нам с самого начала намекал, что петух был с косой, понятно, с чем ассоциирующейся) произошла, как видим, бартером — предоставлением последнему помещения для проживания.

Надеюсь, что после публикации данной интерпретации сказки прокуратура России заинтересуется этим делом, произошедшим в русском лесу.

Вместо заключения

Как часто мы предполагаем за других то, что они думают, и в большинстве случаев ошибаемся. Именно так поступил в сказке заяц, обвиняя лису в неблагодарном поведении — он ее пустил в свою избушку погреться, а она его самого из избушки выгнала.

А давайте рассмотрим ситуацию с другой стороны. Смотрите, дело происходит в голодный период ранней весной — лиса замерзла (а звери замерзают, когда они голодные).

Заяц пустил лису погреться. Лиса отогрелась, и само собой, могла бы беззащитного зайца слопать. Она же, в качестве благодарности за приют, «выгнала» зайца — чтобы он мог спрятаться и, т.о., остаться живым.

Спрашивается, почему бы лисе самой не уйти из избушки, когда она отогрелась?

Здесь все просто — лиса уже знала место жительства питательного зайца и понимала, что если она уйдет сама, то когда инстинкт голодного зверя сработает, она все равно вернется к избушке, подкараулит зайца и съест его. Заяц же, предполагая со стороны своего компаньона только худшее, лишил лису самого ценного — жизни.

Вот так и происходит большинство конфликтов — от недопонимания.

И потому рекомендация сказки топ-менеджерам — чтобы уменьшить число конфликтов, задавайте вопросы — не стесняйтесь узнать истинные мысли своих коллег по общению.