ОЯиоДуше!

Михаил Попов 3
 

                О  "Я"  и  о  Душе !         

       Asmita (асмита) -  эгоизм. В  прямом переводе с санскрита означает «не сметь».  В контексте психотехнической процедуры, о которой идет речь, термином «асмита» обозначается состояние чистого бытия, при котором «Я»  пребывает в нераздельном единстве с буддхи (интеллектом),  в абсолютном подчинении Разуму, которым и обусловлено  проявление  нашей индивидуальности, т.е. нашего Эго.
(В Мире все происходит в рамках всеобщих неравновесных взаимодействий, а каждая материальная форма – есть разрешение конкретного неравновесного момента, в том числе и каждый из нас.)
     В онтологической системе йоги asmita рассматривается как первая стадия трансформации  фундаментального и всепронизывающего сознания (karana citta), которое реализует себя  через сознание-следствие карья читта (karya  citta). Таким образом асмита наряду с десятью органами чувств и соответствующими психотехническими способностями, манасом и  жизненной силой (праной) выступает исходной качественной определенностью  сознания-следствия (карья читта).
  Неодушевленное сознание означало всеобщее, не индивидуализированное сознание пракрити (prakriti), но  впоследствии  пришло понимание мировой души в форме  (mahat, Buddhi), являющихся трансформацией пракрити (первоматерии). Всеобщее, включающее в себя  и пракрити, и Буддхи стали называть Пурушей.  Пуруша (Всеобщая Мировая Душа)  есть способность  абсолютного знания, а Буддхи – инструментальная способность видения. Потому и учил Будда: «Взращивай Ум свой как все пространство».
    Сознание  всеобщая функция движения и возникает из опыта бытия. Душа же постоянный результат трансформации этого опыта, поэтому в мире (пространстве) нет ничего неодушевленного. В то же время необходимо осознавать, что всякая форма сознания и материи, возникая, продолжает свое существование по инерции, т.е. бессознательно. Ее распад (энтропия), а вместе с тем и трансформация,   происходит тогда, когда инерция заканчивается, а освобожденная энергия-движения проявляет себя в новой форме или растворяется в прадхане, которая не растворяется ни в чем, так как лишена свойств инволюции.