Перевозчик

Вадим Светашов
                Перевозчик.

          Старый рыбак, которого я часто вижу проходящим мимо моего дома с одной или двумя удочками, остановил меня на улице в полдень.
          — Вы ведь Вадим Кузьмич? – и не дав мне ответить продолжил, -- я слышал, что Вы разбираетесь в птицах и видел в музее коллекцию птичьих яиц, собранную Вами, где и узнал, как Вас зовут. Я почему Вас остановил? На прошлой неделе, кажись в среду, ходил на рыбалку на нашу речку и ушёл далеко за железнодорожный мост. Елец уже отметался и начал клевать, вот я и хотел  свою старушку обрадовать жарёхой из ельчиков. А там есть небольшая красивая полянка, которая полого выходит к самой воде и к речке два омутка, где ельцы задерживаются…
          Я попытался остановить поток его слов и сказать, что перерыв на обед у меня не резиновый, но он отмахнулся…
          -- Не суетитесь, я быстро… Иду через этот лужок, а из-под ног птица вылетает, да к речке, да над водой так и улетела. Ещё кричала так резко и звонко «тидидиди»,  «тидидиди». Я–то знаю, что это кулик, а вот название запамятовал. То ли возчик, то ли подвозчик.
          -- Спина у него какого цвета? Серая или чёрная?
          -- Скорее тёмно-серая, даже как бы немножко буроватая. А снизу точно белое и полоски белые на крыльях и хвосте. Только шея вся серая. А зачем это спрашиваешь?
          -- Чёрная спина у кулика-черныша, а тёмно-серая  -- у кулика-перевозчика. Они одинакового размера, и повадки схожие. Только цветом спины разные, и гнездятся по-разному. Черныш норовит на дереве старое гнездо дрозда занять, а перевозчик на лугу гнездится под какой-нибудь кочкой…
          -- Вот, вот, я пошто Вас и остановил! Наклонился я, а на земле яйцо пестренькое лежит. Хоть и около кочки, но никакого  гнезда и в помине нету. Так просто на сухой травке и лежит. А рядом ещё метёлка конского щавеля стоит. По ней я место заметил, думаю, пойду обратно и подберу яичко. Да только не получилось. Ельчик на удивление хорошо клевал, дак я постепенно вниз по течению спустился. А про яйцо забыл совсем. Сейчас Вас увидел и вспомнил. Я что предложить-то хочу: завтра утром опять пойду, дак сходи со мной, посмотри сам. Я ведь вижу, Вы рано встаёте! А до работы точно успеете…
          -- Нет, завтра не получится, рано утром уезжаю по району. Давай на послезавтра.
          -- Хорошо, договорились! Только если дождя не будет, а то в дождь елец не клюёт..
          Мы попрощались, а в назначенное время бодро шагали вдоль речки. Солнце только-только показалось над макушками деревьев, под ногами шуршали прошлогодние сухие листья, а вокруг распевали зяблики.
          -- Знашь, я всё хочу спросить, отчего такое смешное название у куличка – «перевозчик»? – первым нарушил молчание дедок, -- кого он это перевозит?
 (Ого! Мы, оказывается, перешли на «ты»!)
          -- Это чисто русское народное название. Люди заметили, что встревоженный кулик, часто перелетает с берега на берег низко над водой, как бы предлагая здесь переправиться, вот поэтому и назвали перевозчиком. А ещё, он в отличие многих других куликов хорошо плавает и даже ныряет, добывая со дна корм в неглубоких ручьях.
          -- Он что же, рыбой питается?
          -- Нет, рыбу он не ловит, но маленьких мальков, которые выбрасываются на берег, когда их гоняет щука или окунь, кулик обязательно подберёт. А в основном он питается околоводными насекомыми, червями, моллюсками, паукам и различными личинками.
          Вот и обещанная лужайка. Остановились на краю.
          -- Видишь вон бурая метёлка конского щавеля ближе к берегу? – показал рукой рыбак. – Налево от неё, в шаге, кочка, только её не видно отсюда. Под ней и посмотри, а я подходить не буду, вдруг там правда гнездо.
Медленно пошёл чуть правее кустика щавеля. Кочку заметил, яйцо – нет. Мелькнула мысль, что за прошедшее время его могли найти и оприходовать по своему усмотрению, ведь кроме лесных жителей сюда не только бездомные собаки, но и бродячие коты добираются. Повернулся и подошёл к кочке. Внимательно вглядываюсь в нависшую с кочки сухую траву. Кажется, что-то под ней маслянисто блеснуло. Раздвигаю руками траву. Точно, гнездо! Хотя то, что я вижу, гнедом-то назвать сложно. На вытоптанной, слегка углублённой площадке лежали острыми концами внутрь четыре яйца желтовато-оранжевого цвета, покрытых многочисленными резкими красно-бурыми и расплывчатыми тёмно-серыми пятнышками. И всё же я обратил внимание, что под яйцами лежало несколько сухих листьев и стебельков трав. То есть была попытка выстилки гнездового лотка..
            Я помахал рыбаку, подзывая его, вытащил записную книжку, мерную клеёнчатую ленту, замерил и описал гнездо и кладку. Когда дедок подошёл, я показал на яйца, сказав при этом, что у всех куликов четыре яйца это обычная полная кладка и сейчас птицы приступят к насиживанию. Поэтому  подходить к гнезду нежелательно.
             -- А я и не собираюсь! – заявил мой спутник. – Тем более, что елец вот-вот скатится в пруд и здесь уже никакой рыбалки не будет до июня, когда зацветёт шиповник и начнёт клевать окунь. Скажи мне вот ещё что: самец самку подкармливает, когда та сидит на гнезде.
          -- Нет, -- ответил я, и видя разочарование на его лице, улыбаясь добавил – они же насиживают попеременке.
          Через некоторое время я повстречал старого рыбака на улице и поинтересовался, как там поживают наши перевозчики. Тот ответил, что уже в тот день, когда мы расстались, елец клевал плохо и он в ту сторону больше не ходил, предпочитая рыбачить на пруду, где клёв был намного лучше.