Адыгагъэ - религия адыгов. Часть 1

Нарт Черкес
… религиозный статус адыгства.
---(начало цитаты)---
  Резонанс адыгства, степень его влияния на сознание и поведение превосходят ценность и значимость любой другой этической категории.
  Заостряя на этом внимание, говорят: Адыгагъэр цIыхугъэм, лIыгъэм, нэмысым нэхъри нэхъинщ, нэхъ гуащIэщ. Адыгагъэм псори къеубыд - "Адыгство сильней даже таких ценностей, как человечность, мужество, почтительность. Адыгство все это собой охватывает".
  Утверждают, что нет ни одного сколько-нибудь значимого события, факта, отношения, которые нельзя истолковать с позиций традиционной этики.
  Подчеркивается вместе с тем, что адыгство идет в ногу со временем, впитывает и осваивает новую информацию, предлагает ответ на любые нравственно значимые вопросы. По свидетельству информанта Ереджиба Бахова, в числе различных суждений на этот счет наибольшее впечатление произвело на него следующее высказывание: Адыгагъэм хэплъхьэ зэпытми хэфэщт - "Адыгство способно вместить (освоить) все, что привносит жизнь".
  В самом деле, это открытая, гибкая система.
  История свидетельствует, что в зависимости от конкретных условий и обстоятельств жизни адыгство настраивалось на различные режимы - за счет изменения приоритетов, усиления тех или иных компонентов. 
  Например, в период феодализма среди всех слоев населения на первый план выдвинулась значимость воинской доблести, что было связано с необходимостью защиты отечества.
  После русско-кавказской войны акценты сдвинулись, возросла ценность таких аспектов мужества, как терпимость, выдержка, толерантность.
  Можно вспомнить также, что система адыгской этики совершенствовалась, заимствуя и по-своему интерпретируя термины других языков и культур, такие, как нэмыс, мардэ, акъыл и др.
  Они наполнились новым, еще более богатым духовным содержанием.
  Это свидетельствует о больших полномочиях и возможностях адыгской этики. Активно приспосабливаясь к постоянно меняющимся условиям жизни, вырабатывая сходные взгляды и привычки, навыки и реакции, она формирует и постоянно воспроизводит основную личность адыгского общества и вместе с тем адыгский этнос и адыгскую культуру.
 С другой стороны, по мере деформации этики распадается, расстраивается этническая идентичность личности, и это представляет угрозу для нормального функционирования и развития этнического социума.
  Обычно в связи с этим говорят: Адыгагъэр кIуэдмэ лъэпкъри кIуэдащ - "Исчезнет адыгство, исчезнет и адыгский народ". Такие высказывания укрепляют позиции этики, служат напоминанием о том, что адыгство является критерием и барометром нравственной силы и энергии личности и общества.
  Особенно показательно, что адыгская этика вовлекает в сферу своего влияния (и даже подчиняет) религиозное сознание.
  И при этом вовсе не оспаривая авторитет религии и важное значение религиозных обрядов, а, напротив, действуя в унисон с чувствами и настроениями верующих. Решающую роль сыграла здесь социальная значимость этики, адыгство было объявлено творением Бога.
  В сознании основной массы черкесского населения - это способ бытия в мире, дарованный народу мусульманским Аллахом или языческо-христианским Тха, подобно тому, как самим Создателем спускаются народам священные писания.
  Поэтому считается, что человек, не соблюдающий заповедей адыгства, навлекает на себя гнев самого Бога.
  Распространены суждения типа: "Когда наши души покинут тело и предстанут перед Аллахом, он спросит с упреком: "Я даровал вам адыгагъэ, чтобы вы жили в соответствии с его законами, почему же вы пренебрегли моим даром?" (Куна Готыжева).
  Другой пример. Я обратился к информанту, активно доказывающему необходимость ислама: "Но как быть поколениям, не обученным азам мусульманской религии, не имевшим возможности пойти в мечеть и т. д.?" И он ответил: "Их вины в том нет, и за это Аллах их не накажет, но лишь в том случае, если в жизни они будут следовать принципам и нормам адыгагъэ и адыгэ хабзэ:  почитать своих родителей и старших, любить и правильно воспитывать детей, сочувствовать и помогать страждущим, быть честными и справедливыми в отношениях с людьми и  т. д."
(Маджид Тешев).

   Адыгство, как мы видим, универсальная, самодостаточная концепция жизни, сопоставимая с национальной религией. И причем не в метафорическом, а в прямом смысле слова, учитывая, что содержит в себе, в своем собственном "теле", все черты религии и религиозности, выделенные еще   Дж. Локком:
1) вера в высшее существо;
2) идея его почитания;
3) концепция почитания через добродетель и благочестие;
4) комплекс греха, подлежащего искуплению через раскаяние и благодеяние;
5) мысль о воздаянии и будущей жизни на небесах (Локк 1988).

  Очевидным становится это при детальном рассмотрении категории "псапэ", как составной и неотъемлемой части адыгства.
  В понятии "псапэ", как мы убедились, слиты воедино идеи благодеяния, благочестия, воздаяния, это ценность, прямо противоположная греху.
  Считается, что объем совершенных благодеяний зачитывается человеку на том свете, и в рай попадает лишь тот, кто совершает множество добрых дел - псапэ и мало греховных - гуэныхь.
 При этом именно Бог -,Аллах или христианско-языческий Тха - определяет, какие дела человека являются греховными, а какие добродетельными, кого наделить своей милостью и на кого обрушить свой гнев.
  Идея  богоизбранничества очень популярна, и в этом смысле адыгская этика напоминает протестантскую.   Обычно в связи с этим говорят о "добром глазе или взгляде" Бога, которым он "касается" или награждает своих избранников - "алэхьэм и нэфI зыщыхуа".
  Есть мнение, что моральные абсолюты изначально религиозны (См. напр.: Parsons 1966: 11; Шрейдер 1994: 16-17). На этих позициях стоял еще Кант, доказывавший, что мораль строится на принципах, которые арriori определяют и  делают необходмым все наше поведение и тем самым получают статус божественных.
  Для массы черкесского населения у нас в стране и за рубежом  адыгство - символ, наделяющий человеческое существование определенным смыслом. Жить в соответствии с принципами этики, полагаясь во всем остальном на Бога, на его благосклонность, - такова традиционная формула бытия, господствующая в адыгском обществе.
  Адыгство внушает людям, что никому не дано знать, какова его участь или судьба, что этот вопрос находится всецело в ведении Бога. Человеку остается только неуклонно исполнять свой моральный долг - в надежде, в полной уверенности, что Всевышний оценит его благочестие и будет к нему благосклонен. (Такая же аргументация лежит, как было показано М. Вебером, в основе протестантской этики).
  Единство морального и религиозного долга и превращает адыгство в абсолютную ценность.
Исполнение основных заповедей адыгства (человечность, почтительность, благоразумие, мужество, честь) приобретает особый, возвышенный смысл, а правила адыгской этики воспринимаются в виде божественных предначертаний. Повышается вместе с тем чувство ответственности за соблюдение этих правил, соединенное с убеждением в неотвратимости наказания за их нарушения.
  Можно понять, почему адыги легко воспринимали мировые религии.
  Во-первых, они ложились на благодатную почву развитого и чрезвычайно лояльного религиозного сознания, каким является адыгство.
  Во-вторых, - и это, пожалуй, самое главное, - во все времена господствовало убеждение в том, что никакая религия не способна поколебать устои национальной религии - адыгагъэ.
  Вспомним в этой связи, что популярное среди верующих адыгов понятие "мусульманство" - муслъымэныгъэ возникло на адыгской почве.
  Оно строится по той же модели, что и адыгство, и  остается под его влиянием и контролем.
 Мусульманство - это соблюдение принципов адыгской этики, сопровождающееся знанием корана, исполнением исламских обрядов и ритуалов. В традиционном общественном мнении обладающий мусульманством - культурный, интеллигентный  и благочестивый человек, входящий, благодаря этому, в элиту адыгского общества.
  Такие  отношения с исламом обогащают адыгскую этику, снабжают ее новым, еще более богатым  духовным содержанием. Адыгство становится высшей реальностью и конечной целью бытия.
  "Создатель на небесах и дарованное им адыгство на земле" - таков традиционный символ, веры адыгского народа.
  С другой стороны, это создает почву для утверждения гуманистического ислама, в котором доминирует культура мира, согласия, взаимопонимания.
---------- (конец цитаты) ------------------

  Это цитата не из одной из моих статей.
  Нашим крупным, известным и уважаемым учёным, которому принадлежит авторство на приведённую цитату является Бгажноков Брасби Хачимович. В цитате полное содержание Раздела 8.3  его книги «Адыгская этика». Книга (монография) вышла в 1996 году. Книга выполнена в русле нового научного направления, названного автором "этической антропологией".
  Для тех, кто делает вид что знают научный путь Бгажнокова Б.Х.(уроженца г.Баксан, КБР) , упрощу жизнь и  приведу кратко данные по его научной биографии: Родился 1 ноября 1947 года. В 1970 гг.  окончил КБГУ; в 1973 гг. окончил аспирантуру Института языкознания АН СССР. С 1974 по 1987 гг.  преподаватель кафедры педагогики и психологии КБГУ. С 1985 по 1988 гг.  старший научный сотрудник отдела этнографии, а с  1988 по 2003 гг. заведующий отделом этнологии КБИГИ, с 2003 по 2007 гг.  ведущий научный сотрудник, а 2007 г. директор КБИГИ. В 1974 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Психолингвистические проблемы общения». В 1984 г. в ИЭ АН СССР защитил докторскую диссертацию на тему «Культура общения и этнос». Он автор четырех сугубо научных монографий и более 120 статей, часть из которых опубликована в шести странах за рубежом. Сфера научных интересов:  История и этнография народов Северного и Южного Кавказа; культура общения адыгов, народов Северного Кавказа.
  Очевидно, что его исследование проводилось после практически 98 лет насаждения научного видения мира, насаждения коммунистического мировоззрения, жесточайшего преследования всех религиозных проявления во всех народах Советского союза (включая адыгов), под лозунгом «Религия – опиум для народа».
  До этих антирелигиозных 98 лет, народ адыгов прошёл через известные испытания и истязания войны, которая длилась более 150 лет, было и экономическое и военное удушение. С начала 17 века религия адыгов была в равновесном синкретизмом с Исламом, до этого с православием, до этого с католичеством, ещё ранее с религией античный греков. При таком религиозном давлении со стороны разных, причём более крупных стран, от  обычной религии вообще не должно было ничего остаться, однако религия адыгагъэ оказалась жива.
  Исследование Бгажнокова Б.Х. не было посвящено поиску или изучению религии адыгов, которая в настоящее время находится в упадке, или как говорят «утекает как песок сквозь пальцы». Тем не менее, из книги видно, что ученый, талантливо раскрывая структуру и содержание адыгской морали и нравственности, используя общепринятые методы научного познания, обнаружил истинный статус адыгагъэ – «религия», о чём прямо и написал (см.выше).
  После начала «перестройки», о том, что «адыгагъэ – религия» время от времени вскользь говорили  многие известные личности, но они не были специалистами, учёными, они делали такие утверждения сугубо на основе своих внутренних убеждений, полученных в результате воспитания по адыгагъэ, а не по результатам научных исследований.
  Были и другие учёные и иные исследователи, которые называли древнюю религию адыгов всякими ужасными названиями, как то "Традиционная  религия", "Язычество", "Друидизм" и т.п.
  Поэтому научные выводы Бгажнокова Б.Х.  это первый грандиозный шаг в вопросе изучения «адыгагъэ» в его истинном, основополагающем статусе и под его собственным названием.
  Однако, за последовавшие годы, в изучении «Адыгагъэ-религии» более не сделано существенного прорыва, который должен был последовать вслед за упомянутой книгой.
  В этой связи необходимо заметить, что далее спрос не с учёных-атеистов.
  Для ученых-атеистов и учёных-иноверцев изучение угасающих религий адыгов не представляет ценности.
  Поэтому далее действует принцип – «Спасение утопающих дело рук самих утопающих».
  Проблема изучение религии «Адыгагъэ» теперь целиком задача самого народа, если он желает сохранить своё древнейшее духовное учение в своей религиозной упаковке, сохранить свою натоптанную духовный путь развития. А исследовать там есть что, хватит и нам и нашим потомкам. Всё в ней сложно и интересно устроено, причём эту простую истину «адыгагъэ – религия», нельзя понять, если не анализировать её в более развернутом виде «Адыгагъэ – осколок древнейшей Нартской религии Кавказа».
  Но об этом, более подробно, мы будем говорить в следующих статьях.

  Нарт Черкес. Написано и впервые опубликовано 18.09.2018г.