Романтики

Александр Ключарёв
   С рождения я проживал во снах вторую параллельную, фантастическую жизнь. Явь Кавказской природы Черноморского побережья восторгала.
Всё это заставляло увлечённо изучать окружающий мир, прочитывая все имеющиеся в городской библиотеке научно-популярные книги. Был знатоком астрономии, географии, ботаники и геологии, собирая и коллекционируя минералы. Познавал природу окрестностей приморского города Геленджика с изумительным ландшафтом. Живя на берегу уникально округло-замкнутой бухты, много времени проводил на море, плавая под водой. Свои впечатления от ещё богатого подводного мира, описывал в письмах в издательство редакции «Спортсмен подводник», поместившего мой рассказ в первых номерах в 1966 году.
     В 1965 году поступив на учёбу в Новороссийское морское училище, в первый же день записался в городской клуб подводного плавания. Показывая хорошие результаты во всесоюзных соревнованиях по подводному ориентированию, освоил акваланг. Занимался в парусной секции водной станции. С 1974 года создавая в Геленджике яхт-клуб и являясь членом Новороссийского яхт-клуба, начал участвовать в яхтенных походах по Чёрному морю.
     В 1981 году, пока очередной раз находился в яхтенном походе, во двор моего дома ворвался парень, представившись матросом океанского рыболовного флота. Заявил моим родителям о желании принять участие в кругосветном плавании на строящемся мною парусном судне. Известие что я уже в море расстроило парня, но обнадёжило скорым моим возвращением. В яхт-клубе имелись парусные швертботы и небольшие прогулочные яхты, с экипажами увлёкшихся парусами горожан. Появились и яхтсменки эксплуатируемые «морскими волками» для уборки яхт и клубных помещений.
     В 1982 году, подготавливая яхтенный поход по Азовскому морю ещё свободному от пограничных запретов, предложил совместное участие «океанскому рыбаку» и клубной «активистке» стремящимся в море.
Девушка, имеющая строительную профессию и тяжело работая штукатуром-маляром, регулярно посещала клуб, выполняя в нём всю грязную работу, этим вызывая к себе жалость. Закреплённую за мной прогулочную, парусно-моторную пяти метровую яхточку «Коралл», серии «Ассоль», подготовил к дальнему плаванию, усилив парусное вооружение.
     Яхтсменку назначил своим старшим помощником, поручив ведение судового журнала, а явившегося к выходу в море с поломанными рёбрами в драке «океанского рыбака» – матросом, владеющим любимой книгой «12 стульев», единственной им прочитанной.
Дальше морские приключения описывает старпом, а завершает матрос:
Вахтенный журнал яхты «Коралл» начат 10.07.82г. закончен 22.07.82г.
10.07.82г.
5.30 – Портопункт Геленджик. Экипаж яхты «Коралл» в составе капитана, старпома и матроса отшвартовался от причала яхт-клуба и начал поход в Азовское море при грозовой облачности с молниями. Ветер юго-западный 8 м/сек. Волна 2 метра. Паруса; лавировочный стаксель, зарифленный грот.
6.30 – Траверз Голубой бухты. Встречные волны захлёстывают в кокпит.
7.30 – Траверз мыса Дооб. Пересекаем Цемесскую бухту.
8.30 – Проходим маяк на Суджукской косе.
9.30 – Идём к западному берегу порта Новороссийск.
10.00 – На якорной стоянке в яхт-клубе.
11.07.82г.
5.00 – Проснулись под барабанную дробь дождика. Капитан пошёл в посёлок Мысхако оформлять документы у пограничников.
8.00 – Выбрав якорь, вышли из яхт-клуба, намучившись с незаводившимся мотором. Выглянуло солнышко из-за кучевых облаков. Ветер встречный-западный, вынуждает двигаться под мотором. Волны всё увеличиваются, вызывая килевую качку.
14.40 – Траверз мыса Утриш. Солнышко светит, на небе ни тучки. Купаемся, обедаем, продолжаем путь дальше.
17.00 – Анапа. Швартуемся к причалу спасательной станции. Идём к пограничникам оформлять приход-отход, давать домой телеграмму и на почте ставить печать в крейсерскую книжку. Бензина до Анапы хватило одной канистры.
12.07.82г.
4.15 – Проснулись, вскипятили чай, позавтракали. Попрощались со сторожем спасательной станции и его собакой.
5.35 – Отошли от берега под парусами; генуя и грот. Яхта в галфинде правого галса. Настроение чудесное, слушаем по радио спортивные достижения и музыку. Ветер северо-восточный, море спокойное.
7.05 – Ветер стих. Заводим мотор, который как всегда с первой попытки не заводился. Анапа ещё не исчезла из виду. Любуемся панорамой города. Солнышко уже вовсю светит, но ещё прохладно.
9.45 – Проходим банку Мария Магдалина, за нею платформа над морем. Мотор помогает парусам; генуи и гроту.
11.35 – Траверз мыса Железный рог, работает мотор, паруса сняли полчаса назад. На небе солнышко среди кучевых облаков. Сон чередуем загоранием и чтением книжки «12 стульев»
12.35 – Траверз мыса Панагия. Встречные волны вызывающие килевую качку. В бачке ещё плещется бензин. Я уже обгорела под солнцем, да ещё заедают мухи. Матрос спит под генуей, капитан за рулём.
13.00 – Вошли в пролив. Впереди яхты резвятся дельфины.
16.30 – Керчь. Становимся на якорь к береговой стенки у пассажирского причала. Принимая нарядный вид, отправляемся в город к пограничникам, на телеграф и за провизией. Вечером посещаем памятные и исторические места города-героя. Взбираемся на гору Митридат, потом посещаем древнее городище.
13.07.82г.
13.25 – Выходим из Керчи под парусами; генуя и грот. Держимся в галфинде левого галса к северному ветру. Яхта подготовлена к любым условиям плавания по Азовскому морю.
16.30 – Всё ещё в проливе. На небе ни облачка, жара. Решили искупаться. На выходе в море меняем галс и подруливаем к фарватеру, чтобы завести мотор, так как ветер дует по зубам. Погода по-прежнему чудесная.
19.30 – Завели мотор, следуя к выходу из залива.
20.40 – Варзовский буй, место встречи лоцманов. Заглушили мотор. Подняли паруса; грот и топовый стаксель. Ветер северо-западный с левого галса.
14.07.82г.
1.00 – Первый фарватерный буй рекомендованного пути к Бердянску даёт проблески в темноте.
7.00 – Буй зоны разделения уже просматривается на рассвете утра.
8.40 – Вешка прямо на нашем пути. Капитан чётко выдерживает курс яхты.
10.55 – Пятая вешка по счёту. С утра прекрасная погода. Светит солнце, ветер дующий всю ночь, утих, оставив небольшую волну. Наступает пятый день нашего путешествия. Старпом села за руль, а капитан и матрос отсыпаются после ночной вахты.
12.00 – Благоприятный ветер позволил поставить паруса и капитан очередной раз вместо зарядки полез на мачту устранять неисправность, вправляя фалы в шкивы. Спустившись с мачты, капитан объявил о своей душевной слабости при работе с больным матросом и слабосильным старпомом. После завтрака матрос залез в рубку изучать лоцию косы Обиточная и уточнять место нахождения женских санаториев. В полдень солнце светит неимоверно. Жара и мухи утомляют. В дырочку от шверттали швертового колодца засунули свисток, и он посвистывая, смешит нас. Хочется купаться, но пока дует ветер нужно продвигаться к цели. Паруса всё теже; грот и генуя, ветер северо-западный. Идём бейдевиндом левого галса.
14.15 – Ура! Мы видим землю. Яхта в остром бейдевинде левого галса. Ветер западный, солнышко радует нас, облаков нет. Жизнь прекрасна и удивительна…
15.50 – Мы на траверзе Бердянской косы. Паруса; генуя и грот.
17.00 – Ветер свежеет, прекращаем чтение вслух. Уменьшаем парусность большой генуи, на лавировочный стаксель, так как сильно кренит, и летят брызги. Лавируемся, подбираясь к основанию косы Обиточная. Уже часа три перед нами мельтешит какая-то яхта, они тоже лавируются. Ночь решили провести на рейде пляжа города Приморска.
23.00 – На траверзе Приморскому пляжу стали на якорь.
15.07.82г.
10.00 – Подольше отсыпаемся, завтракаем, делаем уборку и уходим в город на надувной лодке. Так как яхта стояла на рейде, то все продукты пришлось перевозить на надувной лодке, которую подбрасывало на волнах и захлёстывало водой. Мне это особо не понравилось, так как я вся «искалечилась» при посадке.
19.30 – Покидаем город Приморск и держим курс на восток в Бердянск. Вышли под парусами, пока не скис ветер. Пришлось капитану, терзаясь, запускать мотор.
22.15 – Вошли во внутреннюю гавань Бердянского порта, став на якорь к пирсу, у городского яхт-клуба. После небольшого ужина легли спать.
16.07.82г.
8.00 – Проснувшись, позавтракали и пошли в город посетить памятные и мемориальные места необходимые для обоснования морского похода по социалистической стране. Сходили в кино. Вечером состоялась встреча с бердянскими яхтсменами, прославляющими нашего капитана за выдающиеся плавания в этом море.
17.07.82г.
5.10 – Проснувшись, выпили рассольника.
6.30 – Вышли из Бердянского порта. Паруса; грот и топовый стаксель. Ветер северо-восточный.
9.00 – Ветер свежеет, меняем топовый стаксель на лавировочный, идём полный бейдевинд левого галса. Матрос на вахте у руля. Мы с капитаном, наиболее уязвимые от спиртного, отсыпаемся после вечернего застолья.
10.30 – Огибаем поворотный буй
11.00 – Ветер всё более встречный, вынудил запустить мотор. Волнение моря пять баллов выматывает качкой. Приходится выруливать каждую волну. Крутые волны тормозят яхту, не давая продвигаться к цели.
15.30 – Усиливающийся ветер увеличивает волны до двух метров. Держаться против волны невозможно, мотор заливает водой. Ставим лавировочный стаксель и с зарифленным гротом продвигаемся к берегу.
18.00 – В километре от мелководного, обрывистого берега стали на якорь. Отдохнув от качки и приготовив еду, в один приём завтракаем, обедаем и ужинаем. Затем под мотором следуем на восток вдоль берега.
21.00 – Отдали якорь на траверзе села Новопетровка. Сменяясь, несём ночную вахту.
18.07.82г.
6.00 – Побудка экипажа. Капитан, ругаясь, лезет на мачту и делает там физзарядку, вправляя фалы. Матрос откачивает бензин, пролившийся от качки в ахтерпике. Завтракаем, заводим мотор и выбираем якорь. Продолжаем путь в районе артиллерийских стрельб.
7.15 – Ветер северо-восточный, волнение моря 3-4 балла. Направляемся в Жданов.
10.30 – Огибаем косу Белосарайскую, кушаем бутерброды с вареньем, читаем нашу книгу.
11.30 – Смена рулевой вахты. Впереди виднеется какая-то яхта. Матрос ведёт наше судно, тряся по кочковатым волнам, отвлекаясь на мух и дополнительную еду.
17.00 – Входим в гавань Ждановской водной станции. После встречи с местными яхтсменами осматриваем город, оформляем документы печатями и по человечески насыщаемся в столовой. Вечером матрос, где-то приняв на грудь, не хочет идти смотреть салют в честь дня  Военно-Морского флота. Вышли на берег с капитаном.
19.07.82г.
10.20 – Уходим из гавани Ждановской водной станции при слабом ветре. С причала слышится свист и крик. Возвращаемся. Оказалось, и здесь нашёлся поклонник нашего капитана, пришедший попрощаться.
11.00 – В безветрии запускаем мотор. Курс 220 градусов на Керчь по зеркальному морю.
15.45 – Кончился бензин, используем остановку для обеда.
19.10 – Двигаемся под мотором курсом 200 градусов. Матрос на руле раскачивает яхту на небольшой волне. Старпом пишет, капитан читает лёжа в рубке и задрав ноги, отдыхает перед ночной вахтой.
22.00 – Старпом на руле, подсвечивая компас, точно выдерживает курс. Ветер восточный с берега. Паруса, закреплённые экипажем, несут яхту на левом галсе. Ночь безлунная, звёздная.
20.07.82г.
2.00 – Вахта на руле сдана капитану. Качка умеренная, ветер ровный.
7.00 – На рассвете приближаемся к холмистому берегу с Еникальским маяком у входа в Керченский пролив.
10.00 – По всему проливу продвигаемся под парусами. Мотор запустили при подходе к Керченскому порту, так как ветер повернул на встречный.
12.00 – Стали на якорь к береговой стенке у пассажирского причала. Рядом ошвартована яхта «Миф» из Ростова на Дону. Их не выпускают в Чёрное море и к вечеру они отправляются обратно домой. Старпому надо возвращаться в Геленджик, проводить гостившую, уезжающую сестру. Капитан разрешил покинуть экипаж. Вечером пошли к пограничникам оформить разрешение на выход в море. Заявляем, что третий член экипажа покидает яхту по уважительной причине. Пограничники, подозревая уголовные отношения в команде, опрашивают старпома – не обидел ли кто. Приходится долго объяснять.
21.07.82г.
5.00 – Побудка. Старпом уходит в кассу за билетом. Судовой журнал передан матросу для ведения. Капитан и матрос готовят яхту к переходу в Анапу.
7.00 – Старпом убывает на «Комете» в Геленджик. Приехавший на мотоцикле пограничник отправляет нас в море.
7.15 – Под парусами выходим из порта, продвигаясь к мысу Панагия.
11.00 – В безветрии спускаем паруса и запускаем мотор.
12.30 – На траверзе Железного рога, при северо-восточном ветре, ставим паруса.
14.00 – Под генуей и гротом идём от банки Мария Магдалина на Анапу.
18.00 – Анапский залив в безветрии. С канистр слили остатки бензина в стеклянную банку для питания мотора.
18.30 – На остатках бензина подходим к причалу яхт-клуба. Отдав якорь, определили нулевую глубину со скалистым грунтом. Выбрав якорь, под парусами перешли к спасательной станции. Капитан потопал за город к пограничникам.
21.30 – Матрос приобрёл канистру бензина за пять рублей. Приготовил в чайнике картошку с мясом и салат из капусты. Спим до утра.
22.07.82г.
6.00 – Подъём. Кипятим чай. Отходим от причала под парусами при северо-восточном ветре. Волна небольшая с берега.
8.30 – Траверз мыса Утриш с наблюдательной пограничной вышкой.
9.15 – Траверз мыса Утришёнок с выступающим мелководьем. Идём под гротом и генуей. Слабый ветер из горных щелей толчками продвигает яхту. Запущен вспомогательно мотор.
11.00 – Пересекаем вход в Цемесскую бухту. Мыс Дооб закрывает ветер, идём по зеркальному морю под мотором.
13.00 – Яхта в акватории Геленджикской бухты пришвартована к мёртвому якорю напротив территории яхт-клуба. Окончен яхтенный морской поход по двум морям. Судовой журнал предъявлен капитану.
Я, Ключарёв Александр Владимирович являясь капитаном, благодарю матроса и прибывшего старшего помощника за благополучный рейс.
Мне – профессиональному яхтсмену, придётся всю жизнь провести на парусных судах.
Мои попутчики, сойдя на берег, осознали, что на пляже романтики больше, чем в утлом судёнышке, болтающемся круглые сутки на морском просторе.