Регата

Александр Ключарёв
В 1984 году на немагнитной лаборатории института «НИПИокеангеофизика», парусном безмоторном катамаране «Солнечный ветер», закончились работы по тестированию полевых магнитометров.
Директор дал добро на участие катамарана в регате на кубок «Чёрного моря».
В прошлом году я один ходил на катамаране по Балтийскому морю. Сейчас работаю с помощником.
Подготовил яхту к дальнему плаванию, пополнив оборудованием и снаряжением. Принял на борт пятерых яхтсменов Геленджикского яхт-клуба и продовольствие на семь человек. Пятого августа вышли из Геленджика на Сочи.
Экипаж осваивает работу с парусным вооружением, обживая четыре каюты. Разделились на две вахты по шесть часов, определив кока.
К Сочи подошли сработавшейся командой. Ошвартовались в гавани яхтенного учебного тренировочного центра. На старт собрались более сотни яхт с побережья Чёрного моря, с Днепра и Дона.
Многокорпусные суда представляем только мы, самая быстроходная яхта в стране, до пятьдесят километров в час. Организаторы решили украсить нами регату, позволив стартовать последними вне зачёта.
Закончились приготовления с оформлением документов.
В назначенный день старта, сочинский рейд запестрел разноцветьем мечущихся парусов. Сигнал подан и яхты, группа за группой, срываются, уходя к горизонту. Мы стартуем в гордом одиночестве на порт Керчь.
Экипаж, с азартом бегая по палубе, настраивает четыре поднятых паруса.
Наша копна парусов стремительно несёт катамаран, острыми носами вспарывая море. Пролетев сквозь сотню сгрудившихся яхт, через час оставили их за горизонтом. Погода свежая. Есть ветер, умеренная волна, солнечный день и звёздная ночь. Сутки, проведённые в море, заканчиваются ночным входом в Керченский пролив.
Под парусами лавируясь в узостях проходим финишное судно, разбудив его экипаж взрывом звуковой ракеты. Швартуемся к стенке набережной морского вокзала. Яхты начали подходить к полудню, выскакивая на мели Керченского канала.
Время стоянок у причалов среди скопища судов, тревожно. Необходимо следить за якорным концом и навалами соседей, празднующих морское «братство».
Поступила команда на выход к стартовой линии. Несогласованный отход судов приводит к запутыванию якорными концами и к столкновению корпусов.
Мы это наблюдаем со стороны, не торопясь. Стартуем в Одессу последними. Летним жарким днём в курортном море можно искупаться, держась за фал, отданный с кормы. Вся парусная флотилия сзади, уже вне видимости.
На траверзе Феодосии замечаю торчащий из воды прут. С мыслью подобрать потерянную удочку, прохожу рядом. Матросы, ухватившись, вытягивают за антенну цилиндрический двух метровый буй с датчиком эхолота, установленный на якорном тросике. Вспомнив наставление пограничников, что это возможно самовзрывающий шпионский разведывательный буй, приказываю выбросить его.
Матросы, – научные работники, нехотя выполняют команду. Вплотную проходим крутое горное побережье, огибая Крым, встречая юго-западный штормовой ветер. Оставив на мачте лавировочные паруса, несёмся вдоль волны со скоростью сорок километров в час. Пролетаем Ялту, оставляя позади Фороский мыс.
Пора уже рифить паруса, но это удаётся с трудом и риском порвать паруса или сломать мачту. Берём курс на остров Змеиный.
По условиям гонки мы его должны обойти на пути в Одессу.
Стабильно штормовой ветер поднял встречную волну до восьми метров, о чём сообщило судно, обеспечивающее безопасность плавания. Мы идём по грани порога дна моря с перепадом глубин с шестидесяти метров до километра. Это создаёт высокую, но пологую волну.
Пока трудности только для меня в бессменной вахте за штурвалом.
Ночью бесконечная борьба с волнами приводит к отупению с опасным срывом яхты с курса. На вторые сутки шторма, взобравшись на волну, получили сильнейший удар гребня по рулям. Двух метровый румпель левого корпуса катамарана разлетелся вдребезги.
Подняли из воды перо руля, закрепив фалами. Продолжаю удерживать яхту на курсе одним рулём. Нас окружают горы зелёной воды пенящихся на гребнях. Все члены экипажа держаться мужественно, поругивая кока за антисанитарное состояние камбуза. Но это простительно при сумасшедшей качке.
     Через трое суток беспрерывной штормовой погоды, показался низменный берег. Пеленгование радиомаяков указало на подход к устью Дуная.
Морская вода глинистого цвета, приобрела вязкость киселя.
Развернули яхту на Одессу, продвигаясь вдоль берега. Волна с ветром в корму облегчает плавание, но и шторм начал утихать. Проходим траверз румынского города Сулина, опасаясь встречи с иностранным кораблём.
Остров Змеиный оказался небольшим холмом над морем.
К Одессе подходим оморяченным, сплочённым экипажем. Швартуемся к волнолому пустынной гавани яхт-клуба, привлекая внимание аборигенов необычной для Чёрного моря конструкцией судна. Принимаюсь за ремонт сломанного руля.
Нахожу брус, вырезая новый румпель. Гавань заполняется прибывающими яхтами. Несколько яхт потеряв в шторм мачты, буксируются в порт.
Я терпеть не могу собрания людей, но вынужден при стечении яхтсменов, получить грамоту самой быстроходной яхты. Отдыхаем, шляясь по берегу. Будучи курсантом мореходного училища, проходя практику, делал рейсы на танкере в Одессу. Сейчас вспоминаю набережные и парки приморского города.
Пребывание на берегу закончилось. Вышли в море прямым курсом на Ялту, получая удовольствие от спокойного летнего яхтенного плавания.
Моя задача капитана гасить ссоры членов экипажа.
У кого-то носки давно не стираны, кто-то втихаря высосал банку сгущёнки, а больше всего достаётся коку. Это обычное поведение людей в замкнутом коллективе, а нам рядом находиться двадцать дней.
Я капитан, отсиживаю свою вахту за штурвалом и выхожу на всю ночь контролировать судовождение. Днём урывками отдыхаю.
Подойдя к Крыму, погуляв по Ялте, на выходе попали в шторм с юга.
Не уменьшая парусности, мчимся со скоростью сорок километров в час вдоль высокой пологой волны, временами вырывая наветренный корпус из воды. Это лихачество к неудовольствию экипажа прекращаю. В сплошной пелене дождя врываемся в Керченский пролив, получив удар молнии в мачту.
Швартуемся всё к той же набережной с розарием. Прогулки по городу и снова в путь. Мой экипаж в море не употребляет спиртное, за исключением кока скрывающего что-то под подушкой. Но у него сложные обязанности, ведь матросы всегда недовольны чем-то. Институт снарядил нас большим запасом продовольствия и перед нами стоит задача поглотить оставшиеся деликатесы. Подходя к Новороссийску, встречаем родной крепкий ветер с норд-оста. Измучившись в лавировках против ветра, швартуемся во внутренней гавани к береговой стенки у морского вокзала.
Короткий переход в Геленджик завершил наше двадцати дневное участие в парусной регате.
Мы познакомились с яхтами Чёрного моря, показав всем способности нашего быстроходного катамарана. Получили удовольствие от общения с родным Чёрным морем.