Часть 7. Вадим и Адель, Лермонтов и Столыпина

Владимир Конюков
Часть 7.  Вадим и Адель, Лермонтов и Столыпина.


     Бум 60-х прошлого века, в среде граждан живо интересующихся литературными загадками прошлого, тайнами биографий известных писателей.
Кто – то проводит экспертизу – эксперимент, мнение…, Андроников через «самиздат», только тебе одному, секретно. Не афишируемая, не для широкого круга в виде сплетни, информация…
Содержание. Действия или бездействия девушек, женщин, получивших послание от «знакомых» парней, мужчин, написанных кровью… Как у Есенина строки восьмистишия.
 
 До свиданья, друг мой, до свиданья.
 Милый мой, ты у меня в груди.
 Предназначенное расставанье
 Обещает встречу впереди.

 До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
 Не грусти и не печаль бровей, —
 В этой жизни умирать не ново,
 Но и жить, конечно, не новей.                ‹1925›

     Реакция девушек. Большинство – с отвращением, с ужасом пугаясь, сопровождая: псих…
Вывод. Есенин, таким образом, отбивал охоту у приставучих девушек, охочих до него, всякое желание к продолжению знакомства, порвать связь…

     Аналогия с восьмистишием «Прощай, немытая Россия», спор со второй половины 19 века и как его разрешить…
«Лермонтоведы» Андроников, Андреев – Кривич, проводили опросы в гуманитарных институтах, на университетских факультетах… А кто кроме них? Всё на догадках, не афишируемые темы, почти секретные.
И не понять, преподаватель предлагает тест по филологии, раздел синонимы.
«Немытый» и «грязный», употребление в текстах.
Девушки студентки голосуют за «немытый» в подавляющем большинстве.
Юноши студенты голосуют за «грязный» в подавляющем большинстве.
Женский, мягкий и мужской, грубый, разный подход к значению слов. Такие тесты были для разных других слов, спор 19 века «немытый – грязный» вставляли под общее задание.

     Вывод. Современные высказывания, в Союзе не было проблем с такими темами, их просто не знали, не совсем верно. Был более ограниченный круг, действительно интересующихся загадками прошлого. Использовалось зарубежным «тамиздатом», а такое вмешательство пресекалось, поэтому сейчас о таком явлении помнят немногие возрастные люди. Тогда это была их юность, в том числе, активная студенческая.

     Андреев – Кривич С.А. нашёл черновые записи Столыпиной Марии Аркадьевны, перед самой своей кончины в 1973 году. Они не прошли государственную регистрацию (предположение), их ему принесли... В тех заметках была разгадка многого…
Сообщение о записях прошло через советский «самиздат», одна из загадок наследия поэта.

     «Бартеневу лермонтовский роман (Вадим, с рисунками Лермонтова, авт.), был передан 7 ноября 1872 года…».
«Вадим — Незаконченный юношеский роман. Название, данное роману Лермонтовым, неизвестно, так как начальный лист рукописи не сохранился. Редакторские заглавия: «Горбач— Вадим. Эпизод из Пугачевского бунта (юношеская повесть)»; «Вадим. Неоконченная повесть». Датируется 1833—1834 гг, на основании свидетельства Меринского, учившегося в это время вместе с Лермонтовым в юнкерской школе: «Раз, в откровенном разговоре со мной,— вспоминал Меринский,— он мне рассказал план романа, который задумал писать прозой, и три главы которого были тогда уже им написаны...;Не помню хорошо всего сюжета, помню только, что какой-то нищий играл значительную роль в этом романе... Он не был окончен Лермонтовым...» Роман о пугачевском движении (1773—1775 гг.), охватившем в летние месяцы 1774 г. ряд волжских провинций, в том числе Пензенскую губернию и ряд северных уездов (Краснослободский, Керенский, Нижнеломовский), имел в своей основе материал устных преданий, легенд, воспоминаний старожилов. Многое Лермонтов почерпнул «из рассказов бабушки» — об этом он сам говорил Меринскому».

«… в начале романа Лермонтов, как упоминалось, дает следующую характеристику Ольге: «Это был ангел, изгнанный из рая за то, что слишком сожалел о человечестве»
«Вадим не сводил глаз с этого неземного существа», где упоминание об Ольге…
В диалоге с Ольгой Вадим говорит о том, что у нее «небесные очи». 
В другом месте Лермонтов пишет об Ольге, что «ее небесные очи были неподвижны».
«Ольга, ты мой ангел утешитель», — говорит Юрий Ольге».

     Сцены диалогов, поведение Ольги на страницах рукописи, всё это бродило молвой от «самиздата» начала 70-х прошлого века, как участие в написании романа двоюродной тётки Лермонтова,  Марии Аркадьевны Столыпиной. Стало известно из найденных Андреевым – Кривичем черновых записях Столыпиной. «Самиздат» без рекламы, прочитали, другие авторы кроме Лермонтова никому не были нужны, в то время, ни другам, ни недругам. Забыли.
Был бум на Лермонтова, весь литературный народ разгадывал тайну убийства поэта все 60-е, особенно начало 70-х прошлого века.
Призыв, брошенный в народ «Преступник будет найден» по названию книги А. Ваксберга, рассказы о криминалистике. О дуэлях Пушкина, Лермонтова рассуждали, как запланированное убийство, домыслов не счесть.

     Естественно, все события вокруг поэтов. Вокруг, вековое понятие, шерше ля фам – ищите женщину, Мария Столыпина, к тому же, тётушка премьер – министра российского правительства начала века. Появление её, двоюродной тётки поэта и некое влияние на творчество Лермонтова, подогревало интерес к ней, как литератору. Сопоставлялся уровень мастерства писателя с остальными, что окружали его, женщины в особенности.
… Позже в публикациях, стиль, даже женскую линию романа «Вадим», относили к надуманному (клеветническому) образу Лермонтова, продолжали развивать демонизм писателя, кто создавал биографию в царское время. Даже придумывали демонические обороты его о любви, простая фраза Лермонтова об Ольге, «её небесные очи были неподвижны»,… не смущаясь объясняли, что – то ведьмино, от демоницы…
Обсуждали по – советски, в основном,  думали в молве, мол, вражеский «тамиздат» чернит поэта.

     Линия любви в романе «Вадим» не Лермонтова. Юношеский его роман, первая проза…
Сомнения, не всё его, особенно женское…  Поэтому тёткино, столыпинское явное…, суждению в молве, особо не перечили.
«… на даче близ Петергофа у отца. В августе 1832 года там впервые Мария Аркадьевна увидела своего двоюродного племянника М. Ю. Лермонтова (ему было 18 лет), только что приехавшего из Москвы с бабушкой Е. А. Арсеньевой».
Начало, когда Лермонтов начал писать роман. Дача, замкнутое пространство, общение.
Девочки, которые, как минимум, взрослеют раньше парней на 3-5 лет. По определению критика Белинского В.Г., в 12 лет она уже невеста. Был 19 век…, религиозно воинственный, в то же время романтический.
Девица в… женских мыслях и её стремление к равенству с 18-летним Лермонтовым… Вне сомнения.

     Ей 13 лет, она на 5 лет младше…
Беседы, разговоры на природе, даче…, в общем – то девочки Марии, беседующей с парнем.
Казаться старше. Он и она. Он похвастался, что пишет роман. Она, живейший интерес и… желание поучаствовать.
Реконструкция. Судим по себе, взрослым, но вспоминаем свою юность. Было, было и такое…
Родственники, граница есть во всём, кроме суждений.
У ней много подруг, общительна, абсолютно всё записывает в дневник. Девичий, потайной, секретный – любовь, страдания. Рассказы подружек о любовных похождениях, приключения.
Рассказывает парню, ведь, не её, о своём стыдится, а вот о бойких подругах, можно. Навязывает юноше Лермонтову, к его книге о горбуне Вадиме, Ольгу с «небесными очами», любовь и страсти в её развитом понимании.

     Фантазии в любви 13 - летней девочки на даче возвышенны, настырны и убедительны, её строки о ней, Лермонтов включил в будущую книгу, сам не озаглавил, издатели позже назвали  «Вадим». В 1834 году Марии 15 лет, «распустившаяся»,  созревшая окончательно, невеста тех лет, девятнадцатого столетия. Подготовленная «по – женски» взрослыми подругами, влиятельные родственники «выводили» в свет ко двору и сразу царём, положившим глаз на красивое создание, присвоил ей титул фрейлины.
Ой, как понравилась пышущей развитой молодостью и всей мужской части до царского окружения!
Так «взбурлила» двор, что дед Мордвинов срочно организует сватание к будущему мужу богатому Беку И.А. от греха подальше.

     … Незаконченный юношеский роман, рукопись хранилась у неё, Марии Столыпиной. Она бесценные листы передала издателю Бартеневу П.И. в 1872 году. Вместе со своим  восьмистишием «Прощай, немытая Россия». Ласковым, нежным, никого не обижающим, по – женски назвала, «немытая».
Не мужским жёстким и грубым пошлым синонимом, «грязная»…

     … Она вела записи рассказов похождений своих подруг, всех приключений с девочкиного девчачьего возраста. Создала реконструкцию любовных похождений Адель в будущем своём романе «Письма и записки Оммер де Гель» с их рассказов «по секрету».
Исследователи «ломали» голову, с какого возраста начались невероятные любовные похождения Адель Оммер по книге. Решили, с 15 лет…
Чуть не угадали, Мария, брала начало от своих виртуальных приключений –  девчачьих чужих любовных секретов уже с 13 - ти лет. Рассказы старших подруг о ней, о… всёпоглощающей, сначала, юношеской любви. В 15 лет её описание любовных сцен, как опытной всё повидавшей девушки, женщины.
Включила в своё повествование Лермонтова! Он её в чём- то слушался… Она подражала ему…
А Лермонтов, в своём романе о горбуне Вадиме, использовал «опыт» юной Марии, послушался и написал «про любовь».
Она росла на глазах, он взрослел на своём опыте, первом юношеском романе, где восстание, народ, любовь. Не закончил, Марии исполнилось 15…

     Загадку на века создал для исследователей его юношеский роман, подозрение…, ни его стиль, ни  его обороты фраз по поводу женской линии книги, образа Ольги. Ни его, где «про любовь»…
Столь же загадочный ответ спустя 100, а то и больше лет, в словах потомков премьер – министра Петра Столыпина, его дочери,
«… одна тётушка моего отца настолько его не терпела, что так до смерти и не согласилась с тем, что из-под пера этого «невыносимого мальчишки» могло выйти что-нибудь путное:..».
Вне сомнения, парадокс, но… Безжалостное время взросления Марии. Девичество, первое замужество. После, её жизнь поделилась надвое, до 1847 года одна, после второго замужества совсем другая…
В первой половине был двоюродный племянник  Лермонтов, которого она учила «путно» писать и про любовь.
Вторая половина, куча детей от первого и второго брака, семья клана Вяземских, с их политизированной литературой, при полном отсутствии романтического в век романтизма.
Постоянного неприятия семейством  её родственника, поэта Лермонтова.

     1832-1834 годы, юная Мария учила писать немного старше себя, юного Лермонтова. Ей 13 лет в 1832 году, развитая смышленая девочка, понимающая толк в любви по завлекательным рассказам старших подруг.
Всё в дневник, любовь к литературе привила семья.
Он, в 18 лет писал роман! А какие стихи…
Оба развитием намного выше сверстников, единение взглядов, отношение к литературе.
На них не в полной мере сказывалась родовая вражда, не воспринимали отчуждение по национальностям, тем более, древним. Они были в юношеском оптимистическом возрасте.
Она даже учила родственника целоваться «в засос»,  кто скажет, что нет?
Учила всему  «путному»…


Конец 7 части.
Продолжение следует.