Маленький и обаятельный шедевр из Эрмитажа

Алина Алексеева-Маркезин
Francesco Melzi.ФЛОРА (Коломбина). Ок.1520.76x63 см Эрмитаж. Санкт-Петербург

      Есть в Эрмитаже совсем маленькая картина.Вы наверное проходили мимо и не замечали. Это потому так бывает,что имя автора Francesco Melzi неизвестно широкому кругу.Это ученик Леонардо да Винчи и его главный творческий наследник.

         Происходил из благородного рода. Франческо Мельци был знаком с Леонардо ещё с детства. В 1506 г. пятнадцатилетним юношей поступил в мастерскую Леонардо, сопровождал учителя в Риме в 1513 и Париже в 1517. В этой поездке Леонардо сопровождал и кардинал Луиджи Арагонский.

         По его воспоминаниям Леонардо, седовласый старик, уже не мог работать из-за паралича руки, а его миланский ученик (им мог быть только Мельци) писал под руководством Леонардо так хорошо, что его работу нельзя было отличить от кисти великого учителя.

            После смерти своего наставника 2 мая 1519 г. Мельци остался его наследником в соответствии с завещанием от 25 апреля 1519 г. Как следует из записей слуги Леонардо Баттиста де Вилланис от 10 августа 1519 г., до своего возвращения в Италию Франческо Мельци ещё некоторое время состоял на службе у короля Франции.

           В Италию наследник Леонардо вернулся знаменитым и получил приглашение ко двору герцога Альфонсо д’Эсте. Будучи состоятельным человеком, Мельци писал не очень много.
          
               Леонардо гордился мастерством своего ученика и вместе с ним создал несколько полотен.

        Сейчас работа, выставленная в Эрмитаже, приписывается одному из известнейших учеников великого Леонардо - Франческо Мельци. Сэр Клод Филлипс, английский писатель, историк искусства и критик, внимательно изучивший рисунки Леонардо, считал, что это работа да Винчи и называл "Коломбину" головоломкой.
       
       Известные искусствоведы, заложившие основу систематической британской истории искусства, сэр Джозеф Арчер Кроу и Джованни Баттиста Кавальказелле, в своей книге "Новая история живописи в Италии со II по XVI вв." называют автором "Коломбины" Андреа Соларио (1460-1524), а итальянский политик и историк искусства Джованни Морелли считал, что "Коломбина" принадлежит кисти Джампетрино (Джованни Пьетро Риццоли (около 1495 - около 1549)).
   
    В то же время доктор Уильямсон, последний биограф одного из самых известных леонардесков Бернардино Луини (1480/1485 - 1532), в своей книге, посвященной творчеству художника, решительно приписывает эту работу Луини.

     "Коломбина" - оригинал известной картины, которая до 1649 года была в коллекции Марии Медичи, и, сменив нескольких владельцев, приобретена "Эрмитажем" в 1850 году на аукционе нидерландского короля Виллема II в Гааге за сумму 40 тысяч флоринов. Три старых копии картины находятся в частных коллекциях в Англии.

         Картины Мельци в музеях мира чрезвычайно редки. По манере исполнения "Флора"или "Коломбина" напоминает призведения Леонардо: та же мягкая прозрачная светотень-сфумато, моделирующая форму, изысканная сдержанность цветового решения, легкая полуулыбка, таящаяся в углах губ героини.

             В античной мифологии Флора - супруга бога западного ветра Зефира и мать всех растений. Она - та, которая питает и дает жизнь, и потому изображена с обнаженной грудью.
           Камни таинственного грота, в котором она находится, покрыты разнообразными травами и цветами. Грациозно повернув голову, Флора рассматривает аквилегию - цветок, олицетворяющий плодородие.

      Картина пострадала от неудачного переноса красочного слоя с доски на полотно и от нескольких реставраций. Но и в таком состоянии она прекрасна. На картине изображена молодая женщина, вероятно, миланская красавица, идеализированная в стиле Леонардо. Она одета в белое платье, вышитое желтым, с синим плащом, переброшенным через плечо. На коленях у красавицы белый жасмин, а в левой руке она держит цветок аквилегии - водосбора, в Европе называемого "коломбиной", что и дало название картине.

    "Лицо полностью Луини, - пишет доктор Уильямсон, - и напоминает лица его Мадонн, особенно глаза. Положение руки, держащей водосбор так изящно, очень характерно для Луини. Руки и их запястья, разделение волос, платье, падение драпировок, и собранные цветы на коленях - всё это написано рукой художника, но цветы и папоротник на заднем плане, скорее всего, были добавлены другим".

        Эта замечательная картина висит в углу небольшого зала. Группы туристов, проходящие мимо, ведомые гидами, спешат в следующий зал, чтобы столпиться у маленькой, закрытой толстым стеклом Мадонны Леонардо. И редкий посетитель приостановится, чтобы посмотреть на очаровательную молодую женщину, написанную так искусно пятьсот лет назад. Она нежна, красива, а от её загадочной улыбки трудно отвести взгляд. И пусть спорят искусствоведы, кисти какого мастера принадлежит эта работа, а мы будем любоваться ею, как это было задолго до нас, и будет ещё много лет.