Балтика

Александр Ключарёв
В мае 1983 года, схожу с трапа самолёта доставившего меня в столицу Латвии город Рига.
На электричке добрался до посёлка Гарупе.
Здесь в сельском мебельном цехе «Царникава» строится крейсерский парусный катамаран для Геленджикского предприятия «Южморгеология».
Конструктор Алдис Эглайс, являясь заядлым яхтсменом, организовал серийное производство лёгких гоночных катамаранов, своей оригинальной конструкции.
Его многокорпусники самые быстроходные, (до пятьдесят километров в час), не имеют конкурентов в стране. В эллинге стоят два судна.
Одно из них, собранное немагнитными материалами, моё.
Прибывшая из Геленджика автомашина доставила всё необходимое снаряжение и оборудование. Устроился жить в недостроенной яхте при температуре воздуха около ноля градусов. Достраивая оба корпуса катамарана, изучаю конструкцию сделанную латышами необычайно качественно и добротно.
Окрашиваю корпуса в жёлтый цвет, нанося название «Солнечный ветер».
Его воздействие на землю изучает лаборатория моего института.
В середине июня корпуса вывозятся на берег реки Гауя.
С судостроителями собираю детали плавсредства в цельную конструкцию двенадцати метрового катамарана, общей шириной семь метров.
Устанавливаем тринадцати метровую мачту в виде обтекаемого крыла.
Вес судна четыре тонны. В корпусах четыре каюты, салон, камбуз, гальюн и два отсека для парусов. Подъёмным краном ставим катамаран на воду реки.
Наполняем его оборудованием и снаряжением. На борт поднимаются судостроители. Безмоторный парусный катамаран взят на буксир рыбацкой фелюгой и выводится по излучине реки в Рижский залив. Подняты паруса и ветер помчал необычайно лёгкую конструкцию к устью реки Даугава. По реке лавируясь под парусами, поднялись к Рижскому речному вокзалу. Базируясь у стенки яхт-клуба Болдерай, готовлю катамаран к морскому испытанию в парусной регате на кубок «Балтийского моря». Из Геленджикского института прибыли трое сотрудников.
В экипаже примет участие тройка латышских яхтсменов. Одного из них, – брата конструктора, Вилниса Эглайса, уговорил стать почётным помощником капитана. Эта группа опытных катамаранщиков знает лоцию Балтийского моря, окажет большую помощь в передаче опыта управления этим необычным судном и судовождению в заливах со сложной навигацией. Погружено продовольствие для семи человек экипажа и катамаран вышел по реке к морю.
В Рижском заливе взят курс на Таллинн. Экипаж разделён на две шести часовые вахты по три человека. Я капитан, присутствую во всех вахтах.
Балтийская погода с пасмурными, дождливыми днями и холодными ночами, с обжигающей водой моря, вынуждают меня круглые сутки не снимать фуфайку и ватные штаны. Спокойные воды залива позволяют разобраться, в яхтенной оснастке. Натренировать экипаж в работе с парусами и освоить ходовые качества судна. Из Рижского залива выходим через узкий пролив Вяйнамери между побережьем Эстонии и островом Сааремаа. Подавая сигналы, к катамарану подходит сторожевой корабль. Аккуратная швартовка с проверкой судовых документов, проходят в культурно-европейских традициях со снятием обуви на яхте – удивительна. На Чёрном море корабли давят маломерные суда.
Четыре дня проведённые в море сплотили экипаж. Латыши оказались приятными людьми и хорошими яхтсменами. Ранним утром подошли к порту Таллинн.
Зайдя за волнолом, ошвартовались к бетонному пирсу Олимпийского парусного центра Пирита. Экипаж отдыхает в прогулках по городу. Я нашёл место уединения на старинном кладбище под стенами разрушенной кирхи, через дорогу от яхт-клуба. Цветущий шиповник умиротворяет благоухающими запахами.
Мы ждём подхода 150 крейсерских яхт участников регаты, стартовавших четвёртого июля из Ленинграда. Международная регата собрала команды яхтсменов из ГДР, Дании, Норвегии, ПНР, Финляндии, ФРГ и Швеции. Первыми финишируют, подходя к причалам, пять многокорпусных яхт. С большим отставанием швартуются быстроходные килевые «Цетусы». В течение суток подтягиваются остальные яхты, заполняя причалы лесом мачт.
     Среди этой массы различных плавсредств, выделяются иностранцы ухоженностью снаряжения, высокой морской и парусной культурой.
Наши яхты увешаны тряпьём для просушки. Мы, – советские, одетые в «рубища», завалявшиеся в сундуках, в том же духе поддерживаем непорядок на палубе и в отсеках. Оформляем документы, знакомимся с инструкциями правил гонки.
Шестого июля, яхты вытягиваются на Таллиннский рейд.
Многокорпусные суда стартуют последней группой.
Море скрылось под цветными пятнами парусов растянувшиеся до горизонта. Стартовав, подняли дополнительные паруса. Оставив вахтенных на палубе, свободные от дежурства отдыхают перед ночным плаванием. К заходу солнца многокорпусники отбросив далеко позади килевые яхты, ведут борьбу между собой. Борьба заключается в выборе оптимальной парусности, правильной настройки парусов и внимательном удержании судна на курсе.
Моя задача капитана и владельца яхты, сдерживать экипаж от перегрузки мачты чрезмерным несением парусов. Сводить риск судовождения к минимуму.
Меня не возбуждает престиж занятого места в гонке.
На первом месте сохранность судна предоставившего мне интересную работу. Благоприятная, свежая погода вывела нас к маяку Свенска Бьёрн.
Обойдя его, с усилением ветра, рванулись в Ирбенский пролив.
Судовождение на маломерном судне примитивно.
Местонахождение в море определяем по сигналам береговых радиомаяков, для приёма используя транзисторный бытовой радиоприёмник. Вычисления координат и направлений осложняется безобразной качкой, водой стекающей с непромоканца на карту, падающими предметами и тусклым освещением. Пройдены 360 морских миль. Финиш в устье Даугавы и проход по реке в Ригу, первыми заняв лучшее место у стенки набережной. Я капитан, судно моё и все заботы о нём мои. Живу на яхте, ухаживаю за ней, сберегаю её целостность.
13 июля старт гонки по тридцатимильному олимпийскому треугольнику в Рижском заливе. Напросились к польской яхте на буксировку.
Мой катамаран безмоторный, все остальные яхты имеют вспомогательные двигатели. Река Даугава заполнена выходящими судами. День маловетреный и весь внешний рейд покрыт парусами плотно движущихся яхт.
Интуитивно определяю поворотные буи, избегая столкновений и навалов, срезающих гоночные баллы. Такой парусной феерии больше никогда не увижу. Круговерть закончилась победой экипажа в экстазе комбинирующего паруса, работая со шкотами и рулями. Возвращаемся на прежнее облюбованное место на речном берегу. Уже месяц живу с туристическим питанием, без бани, не вылезая из ватников. Содержание судна на воде требует постоянного напряжения, пребывание на палубе. Я молод, но силы не безграничны, испытываю усталость. 14 июля, очередной раз выходим в залив, стартуя в Таллинн.
Начало лета не приносит на Балтику тепла. Промозгло и  сыро.
Ночной холод проникает под непромоканец, фуфайку, свитер и множества нательного белья. Работать с носовыми парусами приходится на междукорпусной сетке по пояс в воде. Неподвижное сидение за штурвалом также не согревает. Весь запас одежды мокрый, высушить его негде. На газовой плите постоянно кипит вода для безмерного потребления кофе. Продуктов много и по советским меркам они превосходны, но в рот не лезут. Пройдя Ирбенский пролив, сразу берём курс на Таллинн. Этот переход всего 250 миль, но проходит в штормовых условиях. У экипажа ещё сохраняется настрой на первое место в гонке. Горизонт чист, весь парусный флот оставлен далеко позади. Свинцовое море, свинцовые тучи и душу оттягивает свинец усталости. Из туч вынырнул военный вертолёт, покружив над мачтой, скрылся. Хорошо, что не сбросил бомбу. Социалистический народ недолюбливает романтику передвижений на пространстве Земного шара. Яхтсменам в основном такие регаты дают возможность совершать дальние плавания. Но что за удовольствие получают эти люди в море?
Я вижу свою судьбу в слиянии с земной природой, а это в основном океан воды. Мне так не хорошо в обществе людей. Это даёт силы терпеть невзгоды от плохой погоды. Смена вахт и беспрестанная работа с парусами, приводит нас 16 июля к рейду Таллина. Финиш, бетонный пирс и песок на старом кладбище с пахучим шиповником. При подсчёте всех баллов мы заняли третье место в группе из шести многокорпусных яхт. Не обкатанный катамаран со сборным «случайным» экипажем обошёл балтийских парусных ассов.
Бумажная грамота стоила ли затраченных сил?
Но видения и ощущения пережитого впишутся в бесконечность потустороннего существования.
Прощаясь навсегда с эстонским Таллином, погнали яхту в Ригу нахоженным курсом. Глаза впитывают на долгую память холодное Балтийское море.
Швартуясь в Рижском яхт-клубе Болдерай, с благодарностью прощаюсь с членами экипажа. Оставаясь в одиночестве, занимаюсь разборкой катамарана поднятого на берег. Изготавливаю сварочными работами из стального лома, стащенного с окрестностей, два кильблока для корпусов. На четырнадцати метровый автомобильный кузов закрепляю корпус яхты с мачтой, для перевозки в Геленджик. Второй корпус будет увезён следующим рейсом.
Меня с этой прекрасной яхтой ждёт Чёрное море.