Пять лет на Проза. ру

Анетта Сочиняйкина
Пять лет на Прозе.ру

Вот и пролетели они, парам-парам. Как один день. Хотя нет, не так. Вообще-то это были долгие пять лет, полные знаменательных событий в стране, мире, в моей личной жизни.

Я изменилась. Стала старше, взрослее, да что там лукавить, я постарела. На эти самые пять лет. Молодой азарт угас, вдохновение помахало ручкой. Я стала недоверчивой и ранимой одновременно. Ранимой и обидчивой настолько, что даже умудрилась несколько раз удалить негативные отзывы на свои произведения, хотя раньше была категорически против этого и обязательно вступила бы со злобным критиком в продолжительную перепалку. Да, я очень изменилась за эти годы, тем более, что если быть точной, прошло не пять, а пять с половиной лет моего заключения на нашем всеми обожаемом сайте.

Перечитывая свои первые заметки о Прозе.ру, написанные в самом начале, я улыбаюсь, потому что теперь я готова поспорить почти по каждому пункту собственных утверждений.

Во-первых, я уже не так молода, как пять лет назад, и поэтому пожилые авторы стали мне чуточку ближе и понятнее, и уже не кажутся старыми занудами. Или почти не кажутся.

Во-вторых, новички… Когда я только зарегистрировалась на Прозе, я ужасно обижалась на местных старожилов за то, что они игнорируют новеньких, таких, как я. Теперь, сама став «старенькой», начинаю их понимать. Что, собственно, должны авторы, которые обитают здесь уже давно, тем, кто только прибыл? Взять под опеку, ввести в высшее рейтинговое общество, рекомендовать уважаемым коллегам? Детский сад, если честно.

Сужу по себе, когда новенький автор приходит на Прозу.ру, он мнит себя чуть ли не гением, уверен в собственной исключительности и ждёт  всеобщего признания. А не получив этого, он бесится или разочаровывается. До новенького не сразу доходит, что таких, как он, здесь тьмы и тьмы.

Новичок сидит и дуется, ждет оваций, пишет слезные резюме, где просит или даже требует писать ему отзывы,  критиковать (читай: хвалить), что без всего этого у него опускаются руки. Читать чужое и писать рецензии на прочитанное – это простейшая мысль не сразу приходит в его гениальную голову.  Обидевшись на местную публику, новичок пробует себя в роли критика, начинает бродить по сайту и громить в пух и прах «бездарных писак» из рейтинга и очень обижается, когда его отзывы удаляют. Как так, ему зажимают рот, мешают нести «луч света» в «темное царство». Правду обиженного невниманием автора. Я сама была такой. Теперь мне смешно.

В-третьих, кликуши, боты. Да, бесят, но если разобраться, что на них особенно злиться-то? Есть не просят, наоборот, платят регулярные взносы за вход на наши странички. Никто читать их не заставляет. Если подумать, то какая разница, кликер к нам заходил или просто автор, который заглянул на страничку и тихо удалился? Будьте уверены, не-кликер тоже почти наверняка вас не читал, он тоже просто кликнул, но вручную, скажем так, не в промышленных масштабах. Или прочитал, но не захотел с вами пообщаться. Значит, так и надо, пусть уходит, держать не станем.

В-четвертых, отзывы авторов друг дружке. Вот мы и подошли в самому порицаемому явлении на Прозе. Ты – мне, я – тебе. А так ли это плохо? Так ли ужасно, если люди находят единомышленников, авторов, которых интересно читать, с кем приятно общаться? Спустя годы на Прозе я начинаю думать, что это замечательно.

Хорошо, что есть люди, которым ты интересен, кто ждет твои рассказы, стишата, заметки. Кто думает о тебе. Да, скорее всего, таких дружественные авторы закроют глаза на некоторые недостатки наших произведений… А что если  мне не нужна критика? Я не планирую издавать книги, не хочу стать великим писателем? Если это просто мое развлечение, отдушина?

___

Многое произошло за эти пять лет. Сначала сайт разрубил на две части Майдан на (в) Украине. Бывшие друзья возненавидели друг друга, многие ушли, закрыв страницы… Потом Крым, всплеск патриотизма, гордость за страну, мгновения оптимизма. Кровавые бои «ватников» против «майдаунов», «кремлеботов» против «либероидов, либерастов»… Новое разочарование в свете пенсионной реформы. Люди мечутся между «умными» и «красивыми», стремясь в каждом амплуа стать звездой.

А кто-то молчит, опустошенный, не понимая, где правда, а где полу-ложь.
Я все чаще молчу, потому что со временем научилась экономить силы, эмоции, время. Все это мне нужно для семьи, работы, внешнего мира.

Я смотрю на свою страничку, и она мне не нравится. Она меня напрягает своей статистикой, а именно, некрасивой разницей между полученными и написанными рецензиями.

Так было не всегда. Раньше я писала много отзывов, пропуская прочитанное через себя, влюбляюсь в творчество некоторых авторов. Когда я находила интересного, талантливого, симпатичного автора, я читала его запоем, писала ему десятки рецензий. Пока не понимала, что этому автору я сама как личность и всё, что я пишу, безразлично. Мои восторженные отзывы охотно принимались, но сама я, как автор, не представляла никакого интереса. Раз за разом, автор за автором, и я остыла. Осознание того, что самые интересные и привлекательные для меня личности не считают меня достойной их внимания,  порядком опустило мою самооценку, отбило всякое желание сочинять свои истории. Зачем что-то писать, если это никому не нужно?

Я получаю рецензии, если их можно так назвать, но большинство из них пусты и бессмысленны. Люди или стараются меня уколоть, съязвить по поводу прочитанного, или просто бросают несколько малопонятных фраз. Я пытаюсь понять, что движет эти людьми, задаю им вопросы, но чаще всего не получаю никакого ответа. Или же кто-то лениво открывает мои рассказы или стишата, а потом натыкается на папку с заметками о Прозе.  И человек рассыпается в восторгах. Люди любят читать о Прозе.ру, все остальное не представляет для них интереса. При этом они желают, чтобы я читала их романы. Парадокс… Или заходят, пишут несколько снисходительно-презрительных слов по поводу того, что я пишу, и тут же просит почитать их… Я чувствую себя в таких случаях обманутой.

А количество полученных растет и растет, а вот смысла в них все меньше и меньше.

Да, мне не нравится моя статистика, она выглядит высокомерной и эгоистичной, я сама бы не стала писать такому автору, как я… Но люди, будьте людьми, думайте, прежде чем писать отзыв, поставьте себя на место автора. Ведь он живой человек, пока еще.

Люди уходят с Прозы, дорогие мне люди. Кто-то на другие сайты, у кого в реале дел невпроворот. Кто-то в небытие… Многие из моего списка избранных молчат уже давно. По разным причинам, но молчат…

И я тоже молчу.

Вот и весь итог.