Мысли о научной картине мира

Геннадий Мельников
 
                Мысли о научной картине мира

          Математическое существование не тождественно физическому.
                Л. Сасскинд.

             Все должно быть по-иному, если все должно стать лучше.
                Г. Лихтенберг.

               Наука есть действительность, переходящая в фантазию.
                Книга УФС.

Современная наука, объясняющая мир исключительно с позиции физики, похоже, достигла предела своих познавательных возможностей. Этот вывод следует из того, что ее теоретические построения достигли уровня, который принципиально не позволяет осуществить практическое подтверждение созданным теориям. С другой стороны многие наблюдательные факты не получают удовлетворительного объяснения в рамках существующих теорий. Это свидетельствует о том, что современная научная парадигма исчерпала свои когнитивные возможности, но не имеет адекватной альтернативы, кроме идеи божественного творения и которая была в свое время полностью отброшена, поскольку являлась препятствием на пути познания. С тех пор знание о мире разделилось на материализм и идеализм, которые, до сих пор, ведут между собой непримиримую борьбу. И эта величайшая глупость пока еще не осознана в научной среде.

Суть проблемы в том, что наука пытается объяснить мироустройство чисто с физико-энергетической позиции, исключая ее психо-информационную составляющую. Между тем это единый неразделимый процесс, потому что мир познается человеком посредством его сознания и в категориях созданных этим сознанием. Поэтому реальный мир и представления о нем для человеческого разума не могут быть ничем иным кроме энергоинформационного (ЭИ) явления.
 
Для наглядности представим окружающее как некую «табуретку», которую мы видим и изучаем только как энергетическое образование или сконденсированную энергию. При этом, все более углубляясь в строение материала нашей «табуретки», мы дошли в ее познании до субквантового уровня. Однако мы полностью исключили из рассмотрения саму форму (структуру) и назначение ее, считая это не существенным. Возник неразрешимый конфликт содержания и формы означающий полное непонимание наукой их естественного единства, которое следует из того что для человеческого сознания любые энергетические системы являются одновременно информационными. Это происходит потому, что наше сознание осознает реальность как зримые формы, а любая форма есть информация.

Поэтому, исследуя нашу «табуретку», мы даже не можем предположить существование комнаты, другой мебели и не подозреваем о наличии ее обитателей и тем более об их целях относительно нашей «табуретки» и нас самих. Именно в таком состоянии оказалась современная наука с теорией относительности, квантовой механикой и созданными на их основе теорией струн и ландшафтами вселенных. Это очень наглядно показано в увлекательной книге Л. Сасскинда «Космический ландшафт», которая отразила полное бессилие чисто физического подхода к познанию действительности на основе случайного отбора и закона больших чисел, и потому неспособного отразить закономерную составляющую эволюции вселенной.

Эта печальная картина складывается на фоне замечательных открытий космологии 20 века, которые путем непосредственных наблюдений частично подтвердили существующие умозрительные теории. К числу подобных открытий можно отнести теорию Большого Взрыва, которая показала, что Вселенная не стационарна, а непрерывно расширяется. Другим открытием является подтверждение инфляционного периода в ее истории, когда она экспоненциально (почти мгновенно) расширилась до известных размеров, и этот период предшествовал этапу горячей Вселенной и процессам звездообразования. Очередным достижением было открытие реликтового излучения оставшегося со времени Большого Взрыва, а его исследование позволило определить степень кривизны пространства Вселенной. При этом пространство на масштабах 10 – 20 миллиардов световых лет оказалось плоским, а, следовательно, истинные размеры Вселенной значительно больше видимых размеров.
 
Самым важным из всех открытий является то, что космологическая постоянная, формально включенная в уравнения ОТО, имеет не нулевое значение, хотя и близкое к нулю. Это означает, что вакуум или пространство является не «пустотой» с нулевой энергией, а некоей субстанцией с минимальной положительной энергией. При этом в нем происходит так называемая «квантовая дрожь» или рождение и исчезновение пар виртуальных элементарных частиц. Эта энергия носит название «темной энергии» и является источником вселенского гравитационного поля, которое и создает ускоренное расширение Вселенной. Наиболее интересной особенностью вакуума является то, что он имеет постоянную плотность энергии, которая сохраняется при процессе расширения. Получается, что при расширении Вселенной пространство возникает из ничего или пространство клонирует само себя, что близко к мистицизму. Кроме того величина этой космологической постоянной сохраняется с очень высокой точностью, и тем обеспечивает возникновение и эволюцию жизни во Вселенной.

Помимо космологической постоянной в теории есть много других констант требующих высокой точности исходных факторов и тонкой настройки  вселенских процессов. Вся совокупность таких настроек заключается в антропном принципе организации Вселенной. Суть его в том, что фундаментальные параметры Вселенной и процесс ее эволюции  должны быть таковы, чтобы на некотором этапе ее существования допускалось возникновение разумного наблюдателя. Это означает закономерное возникновение и эволюционирование Вселенной, происходящее в формах относительно случайных вероятностных явлений.
Более того, в книге С. И. Сухоноса «Масштабная гармония вселенной» убедительно показано, что живая клетка и человек по своим размерам располагаются в масштабном центре вселенских форм. Этот факт означает, что вся эволюция Вселенной была закономерно направлена на возникновение жизни и разумных живых существ. Из этого следует, что «иерархическое устройство нашего мира имеет строго упорядоченный, периодический характер, что во Вселенной действуют удивительно красивые законы подобия микро-, макро- и мегамиров». Это открытие сделано в 80-хгодах прошлого века, но не замечено ортодоксальной наукой и не имеет научного истолкования, хотя оно является прямой иллюстрацией всеобщности антропного принципа самоорганизации Вселенной.
По Ф. Хойлу «в природе нет слепых сил заслуживающих внимания». По С. Лему «законы природы осуществляются не вопреки случайностям, но через случайности. Вселенная – невероятно расточительный вкладчик, растрачивающий начальный капитал на рулетках галактик, а роль исполнителя, вносящего регулярность в эту игру, берет на себя закон больших чисел». Таким образом, антропный принцип отражает закономерную составляющую неизбежного эволюционного процесса, в котором заключается единство энергии и информации в качестве двух сторон реальности, какова бы она ни была в виде моделей создаваемых разумом. Именно в этом непризнании закономерности эволюции заключается тупиковый путь современной физической теории, стремящейся всеми способами обойти антропный принцип самоорганизации ЭИ Вселенной в форме концепции космического ландшафта.

В настоящее время среди известных моделей вселенной явное преимущество получила инфляционная модель эволюции вселенной, в которой ранняя эпоха ее представляется как мгновенное экспоненциальное расширение, происшедшее скалярно при постоянной плотности энергии. Инфляционная модель позволяет убрать пресловутую сингулярность, переводя ее из точки в некую область, постулирует несколько типов вакуума и поле инфлатона. Однако, это всего лишь замена понятия Большого Взрыва на подобное ему понятие Инфляционного периода, который по завершении переходит в состояние известной и подтверждаемой модели горячей вселенной.

Процесс инфляции при этом представляет собой флуктуацию или спонтанный переход из состояния с большей плотностью энергии к состоянию с меньшей, а выделившаяся энергия преобразовалась  в тепло и элементарные частицы, которые в свою очередь почему-то породили материю, а далее звезды и галактики. Однако если это явление просто фазовый переход энергии, то, что же направило ее на структурирование упорядоченных систем вопреки термодинамическим процессам. В неспособности объяснить это явление и проявляется ущербность подобных аналогий и однобокость представлений, не учитывающих информационную составляющую процесса инфляции. Очевидно, что в этом явлении скрыта закономерность, связывающая в единстве энергию и информацию и совершенно не рассматриваемая теоретиками.

На основе инфляционной модели и теории струн Л. Сасскиндом и другими была создана теория «Космического антропного ландшафта», по которой вселенная предстает как некий огромный самовоспроизводящийся фрактал, состоящий из множества частей (карманных вселенных). Одна из них оказалась пригодной для возникновения жизни и разума на основе чисто случайных сочетаний фундаментальных констант и закона больших чисел.

Толчком к появлению данной теории послужила необходимость объяснения очень точной «настройки» основных космологических констант, которая требуется для объяснения антропного принципа организации нашей вселенной. При этом сам принцип ландшафта заимствован Сасскиндом из физики и химии больших органических молекул, в которых есть понятие молекулярного ландшафта, и в котором при увеличении числа атомов в молекуле  экспоненциально растет число условных состояний молекулы, зависящее от взаимного расположения атомов. В этом случае число потенциальных энергетических состояний молекулы измеряется миллиардами. Например, ландшафт обычной 1000-атомной молекулы содержит порядка 10 в 100-й степени состояний или степеней свободы.

В современном чисто математическом понимании теория струн разрешает существование не менее 10 в 500-й степени вселенных. Это позволяет представить множественный эвереттовский Мегаверсум в виде многообразия вселенных, в котором одновременно реализуются все 10 в 500-й степени версий возможной реальности, фактически ведущие только к одной действительно существующей вселенной, которая бесконечно клонирует саму себя. Главное упущение в такой аналогии в том, что вселенная не является атомом и не молекулой, а есть абсолютно иное  по качеству образование. Поэтому такое уподобление является совершенно некорректным упрощением, указывающим на тупик данного подхода.

Из теории космического ландшафта следует, что все эти карманы ландшафта, кроме одного нашего, не допускают существование жизни в известной нам форме и практически доступны лишь как объекты чистого воображения. Поэтому вполне логично предположить, что такое теоретическое построение отражает не свойства действительности, а только многомерность нашего разума и способности его воображения. По Е. Фурса «На самом деле никаких многих классических миров нет. Есть только один мир, этот мир – квантовый, и он находится в состоянии суперпозиции. Лишь каждый из компонентов суперпозиции по отдельности соответствует тому, что наше сознание воспринимает ее как картину классического мира, и разным членам суперпозиции соответствуют разные картины. Эти различные проекции создаются сознанием наблюдателя, тогда как сам квантовый мир существует независимо, от какого бы то ни было наблюдателя».

Поэтому изобретение множественных миров, которые принципиально недоступны, является всего лишь игрой воображения досужих теоретиков, играющих в математические игры. Это прямой выход на мистику, поскольку в мире бесконечных возможностей возможна вселенная, созданная «сверхинтеллектом». Выражаясь более наукообразно, вселенная возникшая на основе единого организационного принципа (антропного), то есть «Божественная Вселенная». Подобная вселенная, несомненно, получает эволюционное преимущество в континууме случайных вселенных космического ландшафта. Таким образом, для человека в действительности существует только одна реальная вселенная, которая такова какова она есть. Объяснение мироустройства возможно только совместно с позиций физики и метафизики, а его суть скрыта в соотношении между ними выражаемым понятием информации. Она является волновым объемным ЭИ явлением, следующим закону музыкальной гармонии, то есть является голографическим гармоническим осциллятором.

Поиск сути вселенского процесса возможен только как поиск грани Меры между физикой и метафизикой. Это поиск соотношения между двумя крайними абсолютами Законом и Случаем, которые есть две стороны одного и того же ИЭ явления. Изучение каждого по отдельности ведет в тупик мистицизма или тупой механической игры чисел и означает предел миропонимания основанного на дуальной логике. Примером этого является концепция метастабильности вакуума в теории струн. Метастабильными считаются системы, способные очень долго находится в стабильном состоянии, но иногда без видимых причин мгновенно и радикально изменять свою конфигурацию. Как обоснование этого явление введен несуразный термин эмерджентность, означающий возникновение пространства и времени из ничего, и которым объясняют закономерное явление, возникающее на основе якобы случайного поведения большого числа тех или иных микроскопических составляющих элементов. При этом к эмерждентным явлениям относят образование снежинок и других кристаллов, гравитацию, эффект сверхтекучести и вообще возникновение жизни.

По сути метастабильность есть научная версия божественного творения, поскольку она выражает собой всеобщее стремление к внезапному появлению закономерной организации в случайном процессе. При этом теория не дает ответа, каким образом актуализировалась возможность именно нашей вселенной и, по сути, является очевидным нарушением принципа Оккама, изобретая бесконечное число сущностей для единственного истолкования одной единственной из них. Создав сложнейшую, но принципиально не проверяемую теорию наука вернулась к своей исходной позиции о сути мироздания сформулированной еще Платоном утверждавшим: «Я знаю, что ничего не знаю». Это смысловой тупик, показывающий крайнее несовершенство наших теоретических представлений и неполноту фактических знаний.
 
Из этого следует, что на данном этапе познания материалисты и идеалисты правы одновременно, но каждый по-своему. Это означает, что бога как личности нет, но существует Информация – единый упорядочивающий организационный принцип, как мера соотношения случайно – закономерного в каждом природном явлении, а подтверждением является антропный принцип мироустройства в целом. С позиции информации как всеобщей связи явлений, Вселенная реальна только тогда, когда имеет Наблюдателя. Только Он выделяет ее своим сознанием из Мировой Суперпозиции всех волновых альтернатив. По эвереттовской теории Мир Суперпозиции неразделен, а значит, в нем нет, ни энергии, ни информации, а лишь потенциальное «нечто, которое есть все», и которое давно известно, как пресловутая «вещь в себе». Это означает, что не существует вселенной без антропного принципа и наоборот только разум делает вселенную антропной. Именно сознание – разум выделяет собственно информацию из единого ИЭ паттерна условного теоретического Мегаверсума.
 
Поэтому появление человека закономерный этап динамики Мировой Информации, а сознание столь же необходимая составляющая мира, как и материя. Информация управляет энергией, выражаясь в формах структур и систем на основе физических законов, точно также как сознание управляет материей, формируя ее по законам отражения внешних и внутренних процессов. Поэтому можно сказать, что Энергия – это Вещество, а Информация – это Существо, которые неразделимы в физической жизни. По-другому информация есть тень сознания, причем она не материальна, а идеальна и потому обладает свойствами всеобщности, мгновенности и условности. Именно эти свойства информации проявляются в виде квантовой нелокальности, а в мире людей, как экстрасенсорные способности, телепатия и другие «чудесные» явления.
 
Существующая модель кванта, рассматриваемая в зависимости от результата измерений, то, как волна, то, как частица страдает неполнотой, хотя и дает прекрасные результаты при математическом моделировании. Это чисто энергетическая модель, выдуманная как приближение к непостижимой действительности микромира и без подлинной информационной составляющей она неполноценна. Любое измерение на основе этой модели по сути таковым не является, а есть условный информационный обмен между квантовым объектом (вещью в себе) и «измерительным прибором», включая Наблюдателя. При этом мы «измеряем» только нашу модель квантовой реальности, а не ее как таковую. Поэтому в ней проявляются загадочные и непостижимые свойства, когда в так называемой «суперпозиции» условный квант находится одновременно во всех состояниях. Все это не свойства реальности, а свойства наших «измерений».

С точки зрения живого существа из множества мировых альтернатив существует только одна обеспечивающая его оптимальное выживание в данном мире, а ничего другого нет и быть не может. Таким образом, неразделенный мир есть потенциальный или не существующий мир. Разделение есть существование, а любое существование есть появление вещества и существа, то есть двухстороннего мира, имеющего условное направление и движение. В свою очередь направление и движение уже являются закономерностью в виде иерархии «эмерджентных» явлений, в которой сразу проявляется информация в виде усложнения вещества. Отсюда следует, что Инфляционный период и расширение Мегаверсума, возможно имеют более информационную, нежели энергетическую природу. Их можно представить как некую трансформацию тонкой структуры вакуума, которая для нашего сознания выглядит как объемный волновой эффект, подобный волнам на поверхности водоема.

Поэтому мгновенная инфляция столь же мгновенно создала не только иерархию вещества, но и соответствующую ей иерархию существа. Попросту, в инфляционный период возникло не только первичное вещество, но и всеобщий принцип его дальнейшей самоорганизации. Для верующих можно сказать, что в Начальный Момент одновременно возникли материя и Бог, который ей управляет. Запустило же этот процесс флуктуация неизвестного исходного состояния и можно только предположить, что оно противоположно  разделению и движению и представляет собой Великую Единую Неподвижность и Сверхупорядоченность, которые скрыты в тонкой структуре «вакуума», и которые способны порождать волновую картину мира.

По предположению С. Сухоноса существует некое единое масштабное поле Вселенной, которое представляет собой максимонную среду (эфир) с размером частиц порядка планковской длины имеющее высокую упорядоченность и порождающее  Волны Устойчивости, наблюдаемые как единая иерархия размеров вселенских объектов. Они представляют собой гармонические колебания в четырехмерной среде, которые и порождают наблюдаемые трехмерные объекты, являющиеся узлами стоячих волн. Эта гипотеза  пока не имеет фактического подтверждения, но, по крайней мере, указывает направление научного поиска.

Р. Пенроуз утверждает: «Я твердо убежден, что в современной научной картине мира отсутствует один очень важный ингредиент… Научное мышление, которое на глубинном уровне не желает иметь ничего общего с проблемой сознательного мышления, не может всерьез претендовать на абсолютную завершенность. Сознание является частью нашей Вселенной, а потому любая физическая теория, которая не отводит ему должного места, заведомо не способна дать истинное описание мира». Причем он считает, что сознание, проявляющееся в осознанном мышлении, имеет невычислимые составляющие. Кроме физического представления и математической логики в нем присутствуют вера и интуиция. Это обусловлено тем, что сознание-разум не механическое отражение реальности, а результат длительной эволюции живых существ. В итоге этой эволюции простые сигналы восприятия превратились в эмоции и дополнились логикой. Из этого следует, что нельзя создать научной картины мира на основе только физики и математики больших чисел. Необходим синтез вычислимого и невычислимого, выражаемого поэтической гармонией, которая постигается только интуитивно в творческом процессе познания.

            Литература

1.Мельников Г. А.  Универсальная философская система ч. 1.
2.Сасскинд Л. Космический ландшафт.
3.Сухонос С. И. Масштабная гармония Вселенной.
4.Фурса А. Е. Мироздание – мир волн, резонансов и …ничего более.