ЖСТЛ 6

Владимир Федорович Токарев
ТЛ — творческая личность
ЖС — жизненная стратегия
ВО — внешние обстоятельства
ДЦ — достойная цель творческой личности
УРВ — усиленный расход времени

126. Не дай Бог наследство — тоже очень плохо по ЖСТЛ.

Эта глупость без комментариев.

12в. Все для достойной цели — ДЦ — глаголет ЖСТЛ.

Возникает вопрос о смысле жизни. Если все бросить для ДЦ, то смысл жизни просто теряется. Человек становится не просто фанатом, но еще и машиной, рабом ДЦ. Для меня такая «ДЦ» перестает быть достойной.

14а. Все дела по дому делаем сами — это плохо.

Кто бы спорил, но не буду я ждать мастера с 8 до 17—00. Делая сам, я меньше потеряю времени. Другое дело, что нужно менять ситуацию в сфере услуг — чем не ДЦ!

14в. Снижение потребностей.

Это очень хороший ход (это же игра в шахматы с ВО), но только для… ненормальных, поскольку противоречит законам развития общества.

ЖЕНЩИНЫ

15а, 15в. «Женщины. Не ввязываться по крупному, помня о необходимости работы над целью» — цитирую по книге.

Итак, любовь побоку. И это ради ДЦ?

15г. «Поиск «Склодовской».

В ЖСТЛ женщина (или мужчина, если ТЛ — женщина) рассматривается что-то наподобие ночного горшка — только для пользы дела, чтобы не было препятствий для ДЦ.

Приятно, что по шагам 12—15 у меня нет ничего похожего.

16а. Одиночество.
16в. Работа заменяет общение с друзьями.
16г. Поиск единомышленников.

Наблюдается противоречие — мы ищем единомышленников. Но конечно они тоже должны быть ТЛ. Но это предполагает Одиночество и сбор вокруг себя таких же одержимых ТЛ и т. д.

Если кратко — то человек, по модели ЖСТЛ, действительно становится рабом ДЦ. Достоянная ли цель после этого?

17а. «Спасительный голос родных и близких
176. Полный разрыв.
17в. Работа заменяет родительский дом.
17г. «Окончательная замена „природного“ окружения на „искусственно созданное“ по признаку общности (или близости) цели (а не по принципу психологической совместимости „нравится — не нравится“).» — цитата по тексту книги «Как стать еретиком/Как стать гением».

Что-то мне это напоминает. Вероятно сродни творениям социалистов-утопистов.

18а. нет денег:
18в. «Сниженные ранее потребности требуют небольшого заработка».
18г. Сокращение потребностей до предельного минимума.

Маслоу со своей пирамидой потребностей отдыхает.

Цитата из книги — ИТОГ: Победа за Творческой Личностью, если выбрана Достойная Цель и состоялся переход к Миттельшпилю.

Мой анализ «итога» — победила ДЦ, а не личность, личность становится рабом «достойной» цели».

Словарик ЖСТЛ (дополнение)
УРВ — усиленный расход времени

Итак, я продолжаю по шагам анализ модели ЖСТЛ Г. Альтшуллера со товарищи, пересказывая модель своими словами.

19а УРВ на основную работу

Это рассматривается, как «очень плохо». Я же за то, чтобы человек, получивший образование, сделал полезные вещи для общества.

196. «Потери времени в связи с вступлением в коллектив»

Здесь снова отрицается модель Маслоу — о потребностях, которые можно удовлетворить только в коллективе.

19в. Ответ ТЛ — поиск работы, которая бы давала много свободного времени (ночным сторожем).

Эх, как бы ТЛ не ушла в запой — общество на такой работе может этому способствовать.

19г. Выбор службы, максимально полезной для достижения ДЦ.

Вместо того, чтобы творить на работе (в любой работе есть творчество) — любая работа не по ДЦ рассматривается как зло.

20а. УРВ на быт
20в. Преодоление бытовых расходов времени за счет сниженных потребностей.

Кран течет, но чинить его не будем. Забавно.

21а. Работать «в стол».

Бывает и так. Вот я написал несколько книг в стол. Но нужно не писать дальше в стол, а понять причины и преодолеть их.

21г. Высока вероятность, что еретическую работу не удастся сразу внедрить.

Но здесь нужно не принимать как факт, а знать — во-первых, пользу от сопротивления новому. А затем — учиться управлять таким сопротивлением.

22а. Интриги. Нелюбовь начальства и коллег.

Спрашивается, где встречаются интриги? Я их встретил в вузах, где работал, факт.
В нормальном НИИ начальство меня тоже чаще не любило, но, отношения с подчиненными были отличными (когда я поменял лабораторию,  часть группы ушла со мной).

226. трудные условия, пример — командировки

У меня это были длинные очереди за продуктами при Горбачеве

22в. «работа в таких условиях. Уклонение от внутриколлективных дрязг»

— в очередях можно было заниматься научной аналитической работой (я любил больше длинные очереди, где много спокойней — пока еще дойдешь до кассы).
Что касается уклонения от конфликтов — то это азы менеджмента конфликтов — нужно учиться ими управлять, а не уклоняться.

Ход 23 пропускаю — там опять лажа про снижение потребностей.

246. Общий катаклизм: волна репрессий, война, стихийное бедствие и т. д.

У нас это было много спокойней, не война, а рядовая перестройка. Но тоже давило — зарплату не выдавали, скушали все, что было в погребе (соленья ели с картошкой, вместо сахара слопали многолетние запасы варенья).

24в. Приспособление… к условиям катаклизма и по мере возможности продолжение работы.
Приведу один эпизод (осень 1992 года) — я перешел в вуз преподом управленческих дисциплин, но тут дело усугубилось — снесли нашу дачку из-за противооползневых работ. На себе (на тележке, авто у нас тогда еще не было, а грузовик не проезжал по грязи) — перевез всю дачку, включая фундамент — на далекое место, куда нанятый грузовик мог доехать. При этом сначала читал лекцию (которую написал ранее) перед новым «рейсом с тележкой», а пока тащил тележку — рассказывал себе вслух свою лекцию, потом проверял — что я забыл рассказать. Так время «работы лошадью» у меня оказалось творческим — не пропало, как и старая дачка.

27а Перспективы продвинуться в карьере

Рассматриваются как хитрая игра ВО - внешних обстоятельств в борьбе с ТЛ

27б Диссертация

Диссертация тоже почти что плохое дело. Правда с оговорками — вот напишу диссертацию, вот уйду на пенсию — то есть рассмотрение диссертации как повода не идти к ДЦ.

27в Отказ от карьерного роста для сохранения времени для ДЦ.

Опять же рассматривается ситуация, когда работа — для заработка, потому всячески от такого роста стоит отказаться.

28а Неприятности — из-за плохой работы на службе
28б Конфликт с близкими — из-за нежелания защищать диссертацию
28в Нужно, согласно ЖСТЛ, все это игнорировать

Цитата из книги — «что предпочесть — нормальную жизнь или творчество?»

То есть диссертация рассматривается как не творчество, забавно.

Известна история, что Альшуллеру предлагали написать и защитить диссертацию, он отказался, чтобы не тратить время. Описание похоже на оправдание.

Поспорим.

1. Ну, во-первых, кто-то из известных сказал, что тоже многое не любит, но предпочитает критиковать, например академиков, будучи сам академиком. С этим трудно не согласиться.

На самом деле:

Что такое высшее образование в России — это приобретение умения работать с книгой, чтобы самостоятельно уметь разобраться с новой темой или профессией. Хорошее высшее образование дает также систему, без которой будет тяжело.

Например, мне, будучи консультантом по управлению, было тяжело работать с парой владельцев бизнеса, которые не получили высшего образования.

Что такое диссертация. Это просто еще одна ступенька в систематизации знаний, а также полезные умения письменно излагать мысли.

Например, мне было легко работать как консультанту с одной группой компаний, куда стечением обстоятельств в руководство этой ГК вошли пара кандидатов наук (автомобильный бизнес).

2. Что касается карьеры, то здесь 2 аспекта. Карьера — это всегда возможность большего влияния на те самые ВО, с которыми борется ТЛ в ЖС. Кроме того, так называемая административная деятельность — это менеджмент, а он пронизывает любую сферу деятельности. И сама работа менеджером — сложная, интересная и творческая работа. Здесь же мы имеем дело с тем, что я обычно называю «наивный менеджмент» — советы на основе «здравого смысла» авторов, не имеющих знаний в сфере, которую они критикуют.

Особенно огорчает в ЖСТЛ неприятности из-за плохого выполнения служебных обязанностей. На самом деле, опыт в любой работе может быть полезен в будущем для движения к той же ДЦ.

Находим первое противоречие в ЖЦ — с одной стороны ТЛ, как я описал в предыдущем посте, по мнению авторов — как мы выяснили — это просто любая Л, но хорошо владеющая менеджментом (в частности в отношении себя).

А с другой — предлагается всячески отлынивать от административной работы (то есть от приобретения практики управления).

Я понимаю, что авторы (и их последователи) ЖСТЛ могли бы предложить разрешить это противоречие методами АРИЗ :)) Но это не тот случай, когда нужно это делать.

ПРИМ. Я отбирал ходы ВО и давал ответы ТЛ не по порядку, некоторые пункты пропущены.

Продолжение следует