Снова в лодке

Татьяна Пороскова
И снова мы в лодке. В этот раз за вёсла сел Василий. Он направил плоскодонку к острову, чтобы обогнуть его и вернуться к маленькому пирсу, где гостевые домики.
Лодка шла медленно. Разговаривали только мужчины. Они вспоминали прошлое. А я слушала.

- А помнишь? Здесь стояло наше гумно, а там …
И они наперебой вспоминали эти гумна  вдоль берега. Ведь у каждой семьи был свой овин.

И снова они мальчишками бегут за родителями. Там важная работа. Редко и кино показывали.  В темноте сидели на соломе.
Электричества никогда не было. На вечернюю работу ходили с фонарями.
 Они говорили между собой и видели то, чего  я  не видела там, на берегу, заросшем деревьями.

А  мне открывались другие  картины…

Мужики пришли к озеру. Брели они долго с Новгородской земли. Воли хотелось. Было их трое. Разделились, когда блеснуло светлое озеро. И сказали:
- Се место свято.
И озеро Святым назвали. Двое тут остались.

А третий мужик дале пошёл, продирался через гущу лесную, медвежий рёв не остановил. Болота прошёл. КраснО на болотах клюквы насыпано. На маленьких озерцах гуси жируют. Рыба плещется.

И пробрался Протас, так его имя было, к другому озеру. Оно подковой лежало перед ним.  Поклонился до земли. Умыл потное лицо, зачерпнул в ладони большие воды и испил.
Вкусна вода показалась.

- Тут жить буду. Лес окорчую вон на том берегу. Я нашёл озеро. Пусть и зовётся Протасовским.

Не один век прошёл.
Вижу черные огненные смерчи вьются столбами в небо.
Пожарище. Головёшки летят. Дети плачут.

Все взрослые ушли на дальние покосы. В деревне остались малые да старые. Мальчишки  глупые стащили курево у батьки, взяли  спички, пошли курить. Занялось лихо! Начался ад!

Я была одна,  и мне виделось всё это, потому что какая-то информация дошла и до меня через многие годы. А озеро, накопившее её, словно делилось со мной. Оно было прекрасно. Также тихо плескались волны, шуршал у берега камыш. Склонились над водой берёзы и рябины. И мирно качались под синим небом белые лилии.

Я очнулась и сказала Василию и Борису:
- Двое в лодке, не считая, женщины…
Вы так увлечены воспоминаниями.
- Сударыня, - улыбнулся Василий виновато.
 Они были там, в той красивой и зажиточной деревне, которой уже нет на карте.

Потом, когда мы  разъедемся в разные стороны, когда Василий будет в своём подмосковном доме, я спрошу его:
- Сколько же тебе было тогда лет?

фото автора
продолжение следует