Загадки 17-го километра

Загадки 17-го километра
(отрывок из главы 21 книги "Предыстория Артёма. Кн. 2". Рабочий вариант)
...

Маленький посёлок (в основном китайские матязы) существовал к 1929 году и на 17-м километре. Первоначально он был расположен рядом с шахтой № 4, то есть, предположительно, в районе улицы «Дорожная» на северном берегу реки Орловки (См. главу 12). Однако в 1926 году начались работы по оборудованию в этом районе новой шахты № 4-бис. Ещё в апреле возле неё стали строить девять матяз. В августе к ним добавилась ещё одна;. В сентябре сюда был перевезён и сложен заново деревянный дом заведующего шахтой . Где же находились эти новые шахта и посёлок? В существующих на сегодняшний день источниках точных сведений об этом нет. Нет их и в известных нам воспоминаниях старожилов. Конечно, они могут быть найдены в архивах, но для этого нужно знать, что искать. Попробуем выяснить это логическим путём, хотя без доли разумной фантазии здесь тоже не обойтись.

Для начала определимся с тем, где мог находиться посёлок. Ответ на этот вопрос подсказывают названия улиц на 17-м километре. Между улицей Кирова (она же - шоссе Владивосток – Находка) и железной дорогой целых десять из них носят название «Рудничная». При этом счёт их парадоксальным образом начинается не от развалин шахты № 6-6-бис, а наоборот, с восточного конца бывшего шахтёрского посёлка. То есть самой дальней от шахты оказывается улица 2-я Рудничная, причём идёт она не как все остальные - в направлении к линии шоссе, а параллельно ему, утыкаясь на западе в поперечную ей 3-ю Рудничную улицу. Логично предположить, что это и есть самая ранняя из всех существующих здесь сегодня улиц.

И тут возникает вопрос: а где же 1-я Рудничная улица? Ведь именно она по логике и являлась самой 1-й улицей посёлка шахты № 4-бис. Наверное, она должна была следовать в том же направлении, что и другая старейшая улица этого района - 2-я Рудничная. Но параллельны ей только улицы Железнодорожная и Кирова (шоссе). Первая из них явно совпадает с линией старой дороги «времянки», шедшей от Углового до Шкотово вдоль рельсового пути со времени его строительства и взбиравшаяся порой на железнодорожные мосты при пересечении рек. Итак, остаётся улица Кирова. Именно она могла быть той самой 1-й Рудничной. «Шоссейку» в 1934 году просто «проложили» в этом месте по уже подготовленному пути.

А теперь постараемся решить новый вопрос: Почему первые две улицы посёлка шахты № 4-бис («17-й километр») располагались именно в этом направлении? На этот раз, ответ подсказывают архивные документы. Они говорят нам, что во 2-й половине 1926 года к шахте был подведён железнодорожный тупик;. Он мог быть проведён только от разъезда «Озёрный ключ», поскольку других в районе Артёма тогда просто не существовало, а ставить стрелку на перегоне запрещено правилами, тем более, если рельсовый путь всего один. Таким образом, длина тупика должна была составлять не менее четырёх вёрст и проходил он в том самом направлении, в каком располагались первые улицы посёлка «17-й километр». Где же именно пролегала эта дополнительная железнодорожная линия?

Снова взглянем на карту. Первоначально линия Сучанской железной дороги проходила через Артём вдоль нынешних улиц Вокзальная, Некрасова и Достоевского. Последние две являлись отклонением дороги на север, в обход пересекающих путь истоков реки Орловки и её многочисленных сбегающих с сопок правых полноводных притоков. После этого стальной путь снова приобретал прежнее направление, совпадая здесь с нынешней линией железной дороги. Между тем, железнодорожный тупик в 1920-е годы, ради экономии дефицитных тогда рельс, должен был быть проложен к шахте по кратчайшему направлению, то есть по прямой.

На карте мы видим, что линия улицы Вокзальной, после перехода её в улицу Некрасова, раздваивается, причём южная её ипостась, тоже под названием «улица Некрасова», через 200 - 300 метров обрывается, утыкаясь в поперечное дорожное полотно. Однако по другую сторону этого полотна буквально через несколько метров начинается удивительно прямая земляная насыпь, которая почти в точности повторяет направление улицы, пересекая долину речки Орловки и прерываясь лишь в  местах сближения с руслами впадающих в неё ручьёв, после чего продолжается на другой их стороне.

У того, кто пройдёт по этой дороге, а затем и по насыпи, не останется никакого сомнения в том, что это и есть железнодорожный путь к шахте № 4-бис. Насыпь неожиданно обрывается прямо посреди полей, не достигая ручья «Быстрый», но если приложить к её линии на карте линейку и провести черту далее, то по ту сторону ручья она упрётся в начало идущего в том же направлении необычайно прямого переулка, пересекающего подряд восемь улиц и «застревающего» на улице Рылеева. Продолженная с помощью линейки, линия этого переулка выходит точно на улицу Кирова (то есть 1-ю Рудничную), почти повторяя здесь её направление. Вряд ли можно считать случайностью, что с этой воображаемой линией совпадает направление улицы 9-й Рудничной после её резкого поворота в сторону 8-й. На этой же линии от улицы 11-й Рудничной отходит переулок, точно направленный в сторону шахты № 6, а другой переулок в другом месте подходит к линии от той же улицы, после чего круто поворачивает на восток.

Таким образом, не остаётся сомнения, что улица 1-я Рудничная являлась одновременно и конечным отрезком железнодорожного тупика от разъезда «Озёрные ключи» к шахте № 4-бис. Следовательно, сама шахта находилась в самом начале этой улицы, то есть, видимо, там, где ул. 2-я Рудничная, после своего поворота на юг под углом 90 градусов, выходит к улице Кирова.
Итак, задача решена. Однако данное решение сразу же порождает новую загадку. Если шоссейная дорога была проложена здесь на базе железнодорожного тупика в 1934 году, то это означает, что последнего к тому времени уже не было. Чем это можно объяснить? Только тем, что железнодорожная станция (возможно, сначала просто разъезд) появилась на 17-м километре не в 1936 году, а как минимум на два года раньше. Только в этом случае появилась бы возможность демонтировать за ненадобностью железнодорожный тупик от станции «Озёрные ключи» к моменту прокладки здесь участка шоссе.

Когда же могло начаться строительство станции, а точнее, сначала, видимо, разъезда «Майхэ»? Тогда же, когда и вторых путей бывшей Сучанской железной дороги, то есть в 1930 или 1931 году. Вряд ли можно считать простым совпадением, что именно в 1931 году началась история строительства здесь крупной шахты 6-бис, сразу же объединённой с только что построенной шахтой № 6. Разумеется, решение о создании здесь такой крупной шахты; должно было быть увязано с вопросом транспортировки отсюда больших объёмов угля к железной дороге. И тут снова приходится искать ответ на вопрос: А где находилась эта шахта?

Местонахождение шахты № 6-6-бис, вроде бы не вызывает никакого сомнения. Её развалины до сих пор возвышаются возле самой железной дороги с западной стороны станции «Артём-Приморский 2». Однако вопрос не так уж прост. На карте РККА 1941 года ещё одна шахта отмечена примерно возле пересечения нынешней улицы Казанской и дороги, идущей прямо от старого террикона возле станции в юго-западном направлении на расстояние более 1 километра. Дорога эта до перекрёстка такая же прямая, как и улицы, возникшие на месте железнодорожного тупика к станции № 4-бис. На карте 1941 года она совпадает с идущим к шахте от станции «Майхэ» железнодорожным тупиком.

Никаких других шахт, кроме вышеназванных, в данном районе исторические источники не указывают, следовательно, это либо шахта № 6, либо № 6-бис. Таким образом, можно вполне определённо утвержать, что эти шахты находились на значительном расстоянии друг от друга и были связаны железнодорожным тупиком. Но какая из них располагалась рядом со станцией, и откуда первоначально был проложен железнодорожный тупик?

Поскольку шахта № 6 ведёт свою историю с начатого проходкой в июле 1926 года шурфа № 6 (шахты 4-бис ), логично предположить, что она должна была располагаться рядом с проложенным в том же году железнодорожным тупиком от станции "Озёрные ключи". Линия этого тупика проходила буквально в сотне метров от обозначенной на карте 1941 года шахты, следовательно, именно она и является шахтой № 6. Вряд ли стоит сомневаться в том, что она тоже была подсоединена к этому тупику.

Начало возведение вторых путей на бывшей Сучанской железной дороге в 1930 году изменило планы руководства угольной промышленностью края. Было решено начать в следующем году строительство новой шахты на том же поле, но в непосредственной близости от железной дороги, в расчёте на возможность создания здесь разъезда или станции, от которых можно будет протянуть более короткий рельсовый путь. И эти надежды полностью оправдались. Приблизительно в промежуток времени 1932 – 1934 гг. шахты №№ 4-бис и 6-6-бис были связаны с железной дорогой непосредственно на 17-м километре. Необходимость в ветке от станции «Озёрные ключи», таким образом, совершенно отпала, и она была демонтирована. Этим и воспользовались проектировщики строившейся в это время «шоссейки», включив часть её линии в состав новой автомобильной трассы.
...


Рецензии