Дневник и фото - 2011

Георгий Елин
15 января 2011
Весь день с Антошей в Третьяковке. Мальчик совсем не музейный – едва входим, он сразу исчезает, почти бегом осматривает все залы, потом возвращается и с безразличным видом ходит рядом, не задерживая  взгляд ни на чём конкретно,  а чтобы как я в cвоей юности – полчаса  просидеть у какой-нибудь понравившейся картины – этого нет вовсе:  сев рядом,  тотчас достает мобильник и водит по экрану пальцем...

24 января 2011 г.
Совсем незамеченным прошёл в январе этого года 110-летний юбилей Михаила Ильича Ромма. А ведь был он не просто одним из отцов-основателей советского кино – автором таких классических фильмов, как дилогия о Ленине, «9 дней одного года», документальных лент  «Обыкновенный фашизм»,  «И всё-таки я верю...»,  из его мастерской во ВГИКе вышли знаменитые режиссёры Григорий Чухрай, Тенгиз Абуладзе, Василий Шукшин, Александр Митта, братья Андрон и Никита Михалковы, Андрей Тарковский,  Сергей Соловьёв.
Прожив долгую  жизнь в жестокой тоталитарной стране, Ромм сумел сохранить  лицо и, в отличие от многих своих коллег (да и некоторых ныне  живущих учеников), остался нравственным авторитетом.
«Главный твой талант в том, что ты трепло!» – говорила Михаилу  Ильичу жена. Он действительно был замечательный рассказчик – голосом Ромма озвучены «Обыкновенный фашизм» и последний,  оставшийся незаконченным, хроникальный фильм-размышление о Времени и о Мире. И литературным слогом владел виртуозно – его книга  «Беседы о кино»  из тех, которые я регулярно перечитываю.

25 января 2011 г.
В салоне «Дом Булгакова» на Большой Садовой – замечательный вечер  Марии Игнатьевой.  Которая снова  приехала из обжитой Барселоны,  поскольку в Московии  у неё  вышла новая книжка стихов «Памятник Колумбу»,  и авторесса вознамерилась явить друзьям  своё  новорожденное детище.  Вёл Машин вечер Дмитрий  Веденяпин.

28 января 2011 г.
Всеобщее огорчение, что не оправдалась гэбэшная версия, будто домодедовский взрыв осуществил "украинец с головой арабской внешности" – тесты ДНК родственников Раздобудько опровергли такой интригующий вариант.  Ладно, подождём другие разработки, которые явят нам изобретательные силовики.

1 февраля 2011 г.
Всё-таки фейсбук весьма полезная штука:  в три часа ночи замечательный Кирилл Серебренников (я перед ним за "Юрьев день" шапку сниму)  задал друзьям вопрос, не завалялись ли у кого старый ламповый проектор и дисковый телефонный аппарат 70-х.  Написал, что есть и одно, и другое,  однако продавать раритеты для спектакля по Захару Прилепину не стану – с удовольствием подарю. А в качестве благодарности приму  контрамарку на генеральный прогон. На том и поладили: к полудню Кирилл прислал машину за реквизитом, а увидеть его на "Платформе" в МХТ я смогу уже в марте.

8 февраля 2011 г.
Очень смешная вышла нынче «Школа злословия» – ведущие Таня и Дуня ждали компьютерного гения Касперского, а к ним в передачу заявился недалёкий техник по ремонту телевизоров.

10 февраля 2011 г.
Означает ли аннулирование Росохранкультуры признание того, что теперь в России охранять больше нечего?

14 февраля 2011 г.
С опозданием прочтя Открытое письмо Юры Гейко своему бывшему товарищу по «КП»  Вале Юмашеву (равно честное, сколь и самопиарное, с пафосом: «организм понял»), сперва естественно удивился: зачем Юрию Васильевичу вешать его на сайте «Авторадио», когда Валентин Борисович с жёнушкой элементарно доступны и на Фейсбуке, и в ЖЖ.
А потом вдруг подумал,  что само обращение Гейки мне кажется лукавым – я давно знаком с обоими и тоже привык с ними «тыкать» – ну и что?
Не представляю, чтобы Александр Фёдорович Керенский, вспомнив, как его семья в г. Симбирске дружила с семьёй Ульяновых домами,  написал бы Открытое письмо Владимиру Ильичу:  «До чего ты, Вовка, довёл Россию?!..»

19 февраля 2011 г.
Похоже, День смеха  переместится  в календаре с 1-го апреля на 1-е марта,  когда новорожденная полиция начнёт радовать нас новыми словами и аббревиатурами. А вот главному милиционеру Москвы г-ну Колокольцеву совсем не до смеха:  все эти новоязные ПИДР,  ДУР и проч. доведут  до истерики кого угодно.

22 февраля 2011 г.
Прочитал, что через три дня в Берлине будет проходить (до 27-го февраля) Съезд Союза литераторов Европы. Уже ВТОРОЙ – первый, оказывается, состоялся в Сопоте в 2005-м году и Россию на нём представляли...  Юрий Дружников, Лола Звонарёва и Миша Пекелис. Тогда же, собственно, этот СЛЕ и оформлен как международный союз, председателем коего был избран не кто иной, как Михаил Абрамович Пекелис (Пластов).  Ни крыша, под которой эту шарагу залудили, ни источники финансирования не названы (точно что не ПЭН-клуб и не ЮНЕСКО), и очевидно, что этот мыльный пузырь скоро лопнет – наличие здесь Лолы и Миши тому гарантией.
Кстати, последний раз Пегий Лис звонил год назад – спрашивал, какой у меня размер ног. То бишь ему якобы удалось бесплатно обеспечить обувью всех малоимущих московских писателей – двумя парами, летней и зимней.  Я сказал, что купить себе ботинки ещё в состоянии, но Абрамыч был настойчив – размер ноги и номер билета СП  всё же записал,  и на этом его гешефт закончился.  Нужно будет дождаться возвращения Пекелиса из Берлина и спросить,  кого он теперь намерен обуть.

2 марта 2011 г.
Уход Анни Жирардо неожиданным не был (возраст преклонный, а в последние годы из-за болезни Альцгеймера  она даже не помнила своё прошлое). Актрисой же была превосходной:  её рано заметил Жан Кокто и придумал ей стиль  и типаж, в котором она вобщем-то и пребывала, всю жизнь снимаясь  хоть в комедиях, хоть в драмах. 
Последний фильм, который я с ней видел, – российско-германская лента «Руфь», где Жирардо играла кокретную судьбу – Веру Лотар-Шевченко (в картине она под другой фамилией), которая могла  бы жить во Франции, но приехала в СССР  с русским мужем, вскоре расстрелянным, и сама угодила в сибирскую ссылку. Её антитеза в фильме – племянница, мечтающая эмигрировать в Париж  (добротная роль Ирины Муравьёвой), но старая лагерница не стала возвращаться – решила  нести  забитому народу подлинную культуру  (потому и «Руфь»,  хоть никакого еврейства в том кино  не помню).
Такой сюжет неизбежно тянет за собой банальный назидательный ряд, однако Жирардо своей органичной игрой вытянула фильм. Снятый в конце 80-х, он вышел в прокат в середине 2000-х, когда лагерная тема у нас ушла из актуальных, но Жирардо получила какую-то премию на Московском кинофестивале. И очень её жаль – любимицу русского зрителя.

3 марта 2011 г.
Водитель разбитой «девятки», подвозивший меня вчера до «Гаваны», включил радио на словах о том, что Горбачёва наградили орденом, буркнул: «Своими руками расстрелял бы гадину!»  Под шестьдесят, по виду типичный экс-ИТРовец. Дискутировать с ним не хотелось – спросил только:
     – В перестройку за «Московскими новостями» и «Огоньком» к киоску небось чуть свет вставал?
     – И где они теперь, новости с огоньком?..
Известные разговоры:
По данным проведённого в феврале опроса, 47% россиян относятся к Михаилу Горбачеву «безразлично», 20% его «презирают», и только 10% «уважают». Три  четверти опрошенных  не смогли вспомнить о каких-либо «достижениях»  той эпохи, а треть ответивших сожалеет о распаде СССР, который, по их мнению, спровоцировал Горбачёв.
По мне, так что Горби, что Ельцин – равно противные люди,  однако же отношусь к мизерным 10 процентам:  поздравляю!

12 марта 2011 г.
С утра вспоминаю нашего замполита, который считал атомную бомбёжку Хиросимы и Нагасаки абсолютно справедливой: «эту Японию c Германией вообще нужно было в прах стереть, чтоб никогда не поднялись!»
А ведь поднялись. И опять – после очередной жуткой природной катастрофы – ПОДНИМУТСЯ!

21 марта 2011 г.
Рискуя услышать обвинение в цинизме и кощунстве, всё-таки спрошу:  а почему, собственно, смерть депутата Илюхина показалась его коллегам столь  неестественной,  что они потребовали «особой проверки»? –  разве до него  «скорая помощь» добиралась по заснеженным дорогам дольше, чем до не-депутатов?  И разве 63 года – хоть покойный, по словам Зюганова,  вполне мог бы жить до 80 лет – не средняя продолжительность жизни мужского населения России?

22 марта 2011 г.
Наш уважаемый Дмитрий Анатольевич с начала месяца стал образцовым Полицейским № 1 – лично раскрыл в своём компе сеть  подпольных казино (а это ни одному милицейскому начальнику и в голову не приходило), собственными руками рьяно чистит эмвэдэшный генералитет, с мальчишеским азартом кошмарит базу ОМОНа... Очевидно же, среди этих пацанов ему очень комфортно – на своём месте человек. А Россия вполне  и без президента проживёт – нас и парламентская республика абсолютно бы устроила. И кто будет вечно рулить правительством – тоже понятно.

26 марта 2011 г.
Когда в 1981-м, за пять лет до смерти, отец передавал в ЦАМО собственные письма с передовой и свои записки о войне, родня пыталась его отговорить, мол, лежали в нашем домашнем архиве и пусть себе лежат. Однако папа искренне считал, что в Гохране его бумаги сохранятся для потомков вернее. Получается, ошибся:   скорее всего, такие документы там будут аннулированы в первую  очередь. И что под шумок архивариусы вычистят массу неудобных свидетельств – можно не сомневаться.

27 марта 2011 г.
Серебренников не забыл – позвал на свою "Платформу" на Прилепинских "Отморозков" с последующим их обсуждением. Не считая стариков, вроде меня и Лимонова,  все зрители были не старше тридцати. Собственно, спектакль на них и рассчитан – смотрят и реагируют очень живо. Конечно, Кирилл молодец.

5 апреля 2011 года.
Прочитал, что вчера  православный священник благословил, окропив святой водой,  космический корабль Союз ТМА-21 "Юрий Гагарин". Самое смешное, что это даже не смешно.
 
12 апреля 2011 г.  /  Полёту Гагарина – полвека
Конечно, был праздник:  нас в тот день  отпустили из школы после второго урока, и больше я  не припомню стольких  улыбающихся лиц  на городских улицах.
Увидеть «живого Гагарина»  не мечтал, хотя однажды видел – 1 мая 1963-го года: отца премировали пропуском на Красную площадь, и оказались мы возле мавзолея, с левой стороны, где, ступенькой ниже правителей, стояли космонавты. Первый десяток имён  я перечислю и теперь, несмотря на дырявую память,  но уже Шаталова, Волынова,  Хрунова и Елисеева вспомню лишь благодаря анекдоту: шатались шатались, волынили  волынили, ни хруна не сделали и еле сели. Так  что утверждение, будто мальчики моего поколения сплошь бредили  космосом, – пустое:  к началу семидесятых космонавты уравнялись  с обычными лётчиками, а после трагической гибели Добровольского, Волкова и Пацаева полёты в бездну сразу перестали восприниматься с восторгом. Космос же быстро стал синонимом «чёрный дыры», куда впустую улетали безумные деньги: эпизод фильма «Солярис», когда отец героя смотрит на чертежи звездолёта, а  на головой дырявая крыша, непременно вызывал аплодисменты в кинозалах.
Только сами покорители космоса становились первыми  «жителями коммунизма» назначенного на 1980-й, когда советские  люди должны были жить под девизом «от каждого по способностям,  каждому по потребностям».
Как выглядели потребности в стране номенклатурных распределителей, сейчас читать и жутко, и смешно: всё перечислено – от маек и трусов до детских игрушек.  В этом «личном коммунизме» космонавт № 1 прожил всего семь лет. Он вполне бы мог дожить до нынешнего юбилея, но представить Гагарина стариком  невозможно.
Да, полвека назад у моего поколения был праздник. В памяти моих детей нет и такого:  старшую дочь отпустили из школы в день убийства Влада Листьева, а младшего сына – в день взрывов в столичном метро.

24 апреля 2011 г. 
И это новое российское кино?  Поражает даже не то, что идущий сейчас по телевизору «Русский крест» преподносится как «фильм-откровение»,  а то, что жуткое и абсолютно  бездарное фуфло, в которое вляпались отличные актёры Дуров, Корзун и Сидихин, слеплено так, будто авторы вовсе не имеют представления  об истории советского кинематографа.  Хоть бы «Бабье царство» Салтыкова или «Восхождение» Ларисы Шепитько посмотрели, что ли. А то бы и прочитали повести Юрия Нагибина и Василя Быкова, ведь фальшь «Русского креста»  уже на уровне сценария очевидна.

28 апреля 2011 г.  /  Юбилей Иофана
Сегодня – 120-летие архитектора Бориса Иофана, чей образец конструктивизма - 505-квартирный «Дом на  набережной» – по-прежнему радует глаз. А мог бы тоже остаться только на открытках, поскольку рачительный  мэр Лужков отводил раритету участь Военторга и  гостиницы «Москва».
Главный же проект Иофана – 415-метровый небоскрёб с заоблачным Ильичом на крыше – так и канул в Лету:  уже и храм Христа Спасителя снесли, и часть фундамента забетонировали,  и в 1941-м  архитектор  даже получил впрок Сталинскую премию, однако – Гитлер помешал.
После смерти Сталина Дворец советов всё же попытались спасти – в 1956 году проект пересчитали: решили, что для величия хватит и 246 метров, и Ленину достаточно 45 – тютелька в тютельку, как в нью-йоркской Статуе  Свободы (чем нашпиговали бы пустоты вождя – информации нет). Но  денежек у потенциальных строителей коммунизма всё равно не хватило,  и была лохань бассейна «Москва», где нынче известный новодел «Спас-на-гаражах»... ..
Вообще Борис Моисеевич Иофан начинал очень успешно: до революции окончил Институт изящных искусств в Риме, за полтора десятилетья успел  реализовать в Италии несколько архитектурных проектов, пока получил из СССР предложение вернуться – чтобы Третий Рим строить. И получилось – после партийного санатория  в Барвихе и дома правительства на улице Серафимовича, в 1933-м выиграл конкурс на возведение Дворца советов.
Последними супер-проектами зодчего Иофана стали советские павильоны  на Международных выставках – облицованный самаркандским мрамором  и увенчанный скульптурой Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» павильон в Париже, напротив фашистского (1937), и его аналог – в Нью-Йорке (1939),  но оба эти здания были демонтированы.
После войны звезда знаменосца сталинского ампира померкла, и до своей смерти в 1976-м компоновал пятиэтажные «хрущобы» в Измайлове и Марьиной роще.

30 апреля 2011 г.
В ЦПКиО вновь вернётся знаменитый шедевр эпохи соцреализма, как обещает засучивший рукава новый его директор. Восьмиметровая «Девушка с веслом», изваянная Иваном Шадром в 1934–35 годах и украшавшая фонтан в парке имени М.Горького, вовсе не та фигура, массово растиражированная по всем зонам советской эпохи.  Те штамповали из гипса с гребчихи Ромуальда Иодко, целомудренно одетой в спортивный купальник.  Шадр же вылепил свою спортсменку голой – именно её, разрушенную в 1941-м, намерены восстановить в первоначальном эротическом виде – по хранящемуся в Третьяковке бронзовому варианту. На этой неделе бронзовая отливка открыта для всеобщего любования и простоит на Крымском валу до 15 мая, а к середине июня фигуру отвезут показать в Русском музее Санкт-Петербурга.

4 мая 2011 г.
Под памятную годовщину Указа фото смешное в сети появилось – ославленный тунеядец Иосиф Бродский на поселении в северной глуши, сидя на тракторе, демонстрирует метод  своего исправления другу–тунеядцу Евгению Рейну.
Уже к началу 70-х, чтобы к поэту или художнику применили Указ от 4 мая  1961 г.  о побуждении к труду асоциальных элементов, нужно было очень  постараться. Поскольку Союзы писателей и художников для большинства моих друзей приоткрывали двери неохотно,  все находили себе временное  заделье, дающее мало денег,  но максимум свободной жизни. Стеречь по ночам какой-нито склад или офис – идеальный был вариант.
Неужто времена возвращаются?

9 мая 2011 г.
Погуляли с Тошей по праздничной Москве. Начав с Большого театра, прошли по Неглинке до Трубной, где в торце бульвара уже соорудили эстраду и украсили её огромным экраном с портретом и хроникой живого Булата (к трём часам дня ни одного стула свободного там уже не было).

17 мая 2011 г.
Сорок лет стригусь в одной парикмахерской, двадцать последних – у одной мастерицы, которая сначала была Лидочкой, а теперь уже бабушка Лидия Ивановна.  В ту субботу зашёл к ней власы укоротить и застал весь коллектив в трауре: закрываются они. И не выгоняет их никто, и никакого тебе рейдерского захвата – разбредаются по собственной воле. Потому как с 1996-го они, десять парикмахерш, сами себе хозяйки: приватизировали пол-этажа, зарегистрировали  собственное ЗАО и полтора десятка лет худо-бедно управлялись: сами цены назначали (высокие, капиталистические), сами решали, почём евроремонт делать, когда в отпуск идти. Но грянули у двоих пенсионные сроки, собрались ветеранши на заслуженный отдых и... выходя из ЗАО, запросили свои доли. Которые, ни много ни мало, по 60 тыс. зелёных. Которых, понятно, в кассе их Общества – нет.
Неделю тётки заседали – искали выход. Самый вроде бы разумный был один – восемь оставшихся акционерш пересчитывают на себя всё имущество, а 120 тысяч в течение десяти лет выплачивают экс- товаркам ежемесячно, как доплату к пенсиям. Но тут Лида Ивановна вспомнила, что ей самой 55 через два года, а Сонечке – через три, и остальным через пять-шесть. И вариантов нет – осталось честно поделить всё на десять и завтра же разойтись, кто куда...
Когда прощались, Лидочка пошутила:  «Не хочешь нас купить? Будет у тебя своя парикмахерская, мы тебя бесплатно обслуживать станем». Я обещал подумать.

29 мая 2011 г.
Гуляя с сыном, зашли в мастерскую к Жутовскому – мэтр выпустил увесистый двухтомник, куда уместились его рассказы о собственной жизни и собственные же картины, посулил подарить.
Боба Иосифович предлагает Тоше пойти к нему в ученики – обещает сделать из него художника.  На что юный неслух вполне резонно ответил, что чистое искусство ему не интересно – хочет быть архитектором, а брать уроки у великого БЖ чтобы рисовать орнаменты и гипсовые головы – это слишком роскошно.
Мы с Бобой дара речи лишились – рациональный парень растёт.

2 июня 2011 г. /  Даёшь еду, полезную и разную!
У нас решили учредить новый праздник – День здорового питания и борьбы с перееданием (как альтернативу американскому "дню обжорства"), под лозунгом "Мы – то, что мы едим". Не уверен, что он приживётся, но о культуре еды давно пора позаботиться.
Близкой родни у меня мало, однако двоюродных братьев и сестёр куча, и раз в год они непременно устраивали общий сбор, обычно в Пасху. Я всякий раз недоумевал, почему на этих разговлениях никогда не видел дядю Павлика, про которого только и знал, что он главный инженер большого завода, часто ездит в заграничные командировки и отовсюду привозит бутылочные штопоры разных народов и эпох, коих уже собрал больше тысячи. Всё-таки мои недоумения были услышаны: на очередном слёте родни увидел наконец троюродного дядю – вполне милого человека под пятьдесят, живого и остроумного.
После обмена семейными новостями все пошли обедать, и за столом дядя Павлик оказался напротив меня. Он окинул радостным взором гастрономическое разнообразие и остановил взгляд на фарфоровой салатнице с помидорами в сметане. Тут же без затей водрузил её на свою тарелку и стал складывать туда всё, что попалось на глаза: салат "оливье", рыбу в томатном маринаде, сельдь в винном соусе, винегрет, копчёную колбасу и ветчину, сёмгу и сыр...  Моя родня интеллигентна и будто ничего не замечала – кто-то из гостей любовался люстрой, иные опустили очи долу, другие смотрели за окно. Дядя Павлик остановился только лишь потому, что сметана достигла краёв салатницы, рискуя перелиться через край, но всё же вместила ещё пяток оливок, красиво дополнившись цветовую гамму. В процессе складывания дядино лицо багровело, лысину покрыла испарина, которая слилась в одну мутную каплю, киношным рапидом стёкшую меж бровей на кончик носа. Тогда дядя Павлик принялся большой ложкой перемешивать содержимое салатницы, при этом его голова склонялась всё ближе–ближе, нижняя губа медленно отвисла, рот открылся и принялся со звучным свистом и причмокиванием втягивать содержимое лоханки...
Горячего и чая с любимым "наполеоном" я уже не дождался – исчез, сославшись на срочные дела. И дядю Павлика больше никогда не видел – в начале перестройки в одной из загранпоездок он стал невозвращенцем, и я не завидую той стране, где мой родственник нынче обедает.

10 июня 2011 г.
Средь бела дня грохнули в московском дворе экс-полковника Буданова, по уши вымазанного чеченской кровью. Палач Самашек, генерал Романов так и закончит свою жизнь в параличе, а следующей жертвой праведной горской мести должен стать «Паша-Мерседес»:  ждите стрелка, Пал Сергеич!

12 июня 2011 г.
По воспоминаниям, Мандельштам чуть ли не в обморок падал всякий раз, когда видел чекистскую кожаную куртку. Были это  не абы какие кожанки, а вполне конкретные – из входивших в комплект к закупленным Россией фордзонам, вместе с набором инструментов и крагами: инструмент оставили шоферам, краги отдали регулировщикам, кожаные куртки – ведомству Феликса Эдмундовича и нескольким «своим»  (из одной такой не вылезал Свердлов, судя по фотографиям). Так потом в чекистскую моду  вошли кожаные «регланы», о чём вспомнили нынешние потомки железных наркомов – заказали себе такие же, по сохранившимся  в их архивах выкройкам, не иначе. Чтобы мы их за версту узнавали, а будем ли при этом падать в обморок – это уж у кого как получится.

16 июня  2011 г. 
Давно, сто лет назад, Юра Щекочихин,  сидя напротив моих книжных  полок, меланхолично заметил: «Легко у тебя дома обыск делать – все  самопальные книжки в одинаковых переплётах...» – весь самиздат был переплетён в обложки из бежевого балакрона, несколько метров которого за бутылку водки вынес из типографии знакомый рабочий–полиграфист. Вспомнили об этом, отмечая 61-й день рождения Щекоча, а поскольку за столом собрались люди пишущие, разговор потёк про книжки, которые ещё не столь давно не то чтобы купить – д о с т а т ь невозможно было, и что в каждой «нормальной» домашней библиотеке имелась ксерокопированная литература, часто даже не подцензурная, а просто штучная, то бишь с а м и з д а т, или  «самсебяиздат», как говорил автор термина Николай Глазков. Между тем, самиздатская традиция, которая вроде бы давно почила в бозе, жива и теперь, как явствует из интервью вологодской поэтессы Наты Сучковой про альманах «Стрекоза» –  как же всё это знакомо: ксерокс или принтер, пробивание дырок молотком, канцелярские скрепки...

20 июня 2011 г.
Месяца не дожив до 49, внезапно умер режиссёр Геннадий Сидоров. Чей фильм «Старухи»  – один из немногих, которые напоминают нам,  что кино всё-таки искусство и что оно, как бы его ни убивали, ЖИВО. Настоящее авторское кино,  где Сидоров сценарист, режиссер и актёр, абсолютно органичный.
Его последний фильм (теперь, увы, точно последний)  по знаменитому «Роману с кокаином» –  экранизация вольная, там и диалоги, и весь антураж – сидоровские, и даже если картину доделают друзья, она уже будет ДРУГОЙ.

22 июня 2011 г.  /  70 лет...
К началу войны отцу едва исполнилось 17. Он вспоминал, что в их классе с Финской кампании висела странная  карта Европы: с левой стороны от границы СССР – подробная, а справа пустое белое поле.
К карте прилагались красные флажки на булавках, ими следовало отмечать наступление Красной Армии хоть «до британских морей» – что флажки могут поползти на территорию Советского Союза, это и в голову не приходило. Только осенью 41-го, когда в школе вновь начались занятия, карта уже не висела – немец занял Киев, Смоленск, взял в кольцо Ленинград, на пушечный выстрел подошёл к Москве...
Отец дорастёт до войны через два года, когда неимоверной ценой удастся вернуть границу в прежний контур, линия фронта сдвинется  на запад, но отмечать  её придётся не флажками на карте, а кровью и костьми...

25 июня 2011 г.
Энергичный путинский Фронт гнусен уже тем, что опять всколыхнул забытый вроде бы совок: список вступивших туда и впрямь удручает. Мотив старый: кто не с нами, тот против нас.
В списке примкнувших какой-то Профессиональный союз писателей  из города Железнодорожный – столь же идиотический, как и зарегистрированный в этом феврале другим претенциозным графоманом Женей Степановым Союз писателей ХХI века (8-й, что ли, по счёту, но публика их давным-давно не различает). А ведь  самое время сейчас придумать новый СП – Фронтовой, куда дружно слетятся все подлинные пЕсатели-патрЕоты, и по традиции выдать  билет ФСП № 1 любимому ВВП, благо и аббревиатура родственная,  и провести на дому Первый съезд, чтобы всё по-взрослому, и пусть Алексей Максимыч в своей урне юлой вертится!..
ЗЫ:
И правда, чего  цепляться к писателям,  когда во Фронте уже не только Всероссийские общества глухих и слепых, но и интернет-сообщество «Убитые дороги Пскова» и даже танцоры из Союза черлидинга (?)...

26 июня 2011 г.  /  Самоука
Соседу – архитектору на пенсии – дочь подарила роскошный МАС, и дедушка уже месяц становится продвинутым пользователем:  когда жена не раскладывает на мониторе пасьянс или не смотрят вместе кино – бороздит пространство интернета.
Спрашиваю Леонида Сергеича при встрече, не нужно ли чем помочь?
     – Да я легко обвыкся, самоукой, и простенько там всё, – говорит. – Ткнул на одну картинку, на другую... делов-то.  Тетрадочку завёл для самых интересных адресов...
     – ?!
     – Записываю, какие особо понравились. Только в интернете такие адреса есть, что глаза сломаешь, цифирей много и значков разных,  замучаешься переписывать, а чуть ошибёшься - так или попадёшь не туда, или совсем не открываются...
Самоукой – оно интереснее, да.

27 июня 2011 г.
Между прочим,  когда в январе 1964-го Любимов со своими студентами и спектаклем «Добрый человек из Сезуана»  появились на Таганке, они  пришли не на пустое место. Там давно был театр – со сложившейся труппой и своими «звёздами», вроде Готлиба Ронинсона, своим репертуаром, и прежний коллектив наверняка надеялся, что новый  главреж даст им новый творческий импульс. Но уже первым приказом худрука стало распоряжение актёрам приходить на репетицию если не в трико,  то хотя бы в тренировочных костюмах. И на другой день полсотни заявлений об уходе легли на стол кадровика, лишь один Гоша Ронинсон явился в «трениках»  – и остался, и играл там до самой смерти.
А Любимов сделал не просто театр, на котором выросло моё поколение, но создал –  с е м ь ю,  где Хмельницкий, Демидова, Смехов, Славина, Золотухин, Высоцкий, Фарада, Филипенко, Желдин, Трофимов, Шацкая, Дыховичный, Щербаков, Филатов, Шаповалов, Ярмольник были любимыми детьми, а театр – настоящим   д о м о м.
После смерти Высоцкого стало очевидным, что дом осиротел невосполнимо, с эмиграцией Любимова  и появлением Эфроса – что семьи больше нет, а с возвращением Юрия  Петровича и окончательным размежеванием труппы – что и прежнего Дома нет, и Театра – по большому счету – тоже. Так что вся нынешняя  котовасия – это уже не агония, но смерть.  Очень жалко Юрия Петровича.
А москвичам вскоре предстоит бороться за то, чтобы Театр на Таганке стал музеем – с мемориальной сценой и кабинетом Любимова, которые дОлжно сохранить как часть нашей Истории.

2 июля 2011 г.  /   Полвека назад застрелился Хемингуэй
В 60-е фотографии писателей часто висели в полуинтеллигентских домах и гуманитарных общагах:  Экзюпери в лётчицкой пилотке, Пастернак в полосатой пижаме, Мисима с катаной, Набоков с бабочками, Пруст и Джойс, но число их портретов несравнимо с тиражами бородача Папы Хэма. Харизматичного охотника и рыбака, равно похожего и на  бунтаря Фиделя, и на таёжного русского мужика.
Ну да, «писатель для мальчиков», которого лучше всего прочитать сразу после Марка Твена. Одновременно с Толстым и Флобером, чтобы в полной  мере оценить любовную сцену в «По ком звонит колокол»,  где «земля под  ними качнулась и поплыла», –  в сравнении с теми, когда барин Нехлюдов  подхватывает Катюшу Маслову, а дальше идёт описание ломающей лёд  реки, и как колесит по городу карета с мадам Бовари и её любовником. И потом уже отдать должное телеграфному стилю, диалогам–«айсбергам» на чём учились все наши писатели второй половины ХХ века, от Казакова и Аксёнова до  Искандера и Шукшина...
Понятно, что «при-Нобелем» Хемингуэя сделали не за «Старика и море», а «по совокупности», но даже если бы он написал только «Недолгое счастье Фрэнсиса Макомбера», его имя уже вошло бы в мировую антологию рассказа.
Финал собственной жизни Папа Хэм тоже дописал до конца, так что итальянская двустволка, которую он последний раз зарядил полвека назад ранним утром 2-го июля, с тех пор называется  Hemingway...
ЗЫ:
Сегодня у моей дочери на столе под стеклом – цветной портрет Павича. А вот как выглядят Дэн Браун и Мураками, я вообще не знаю.

4 июля 2011 г.
Впечатление  от вчерашней прогулки с Тошей по Москве:  заваленный пьяными телами мёртвый город. На отрезке от Неглинной до пл. Коммуны / Суворовской десяток спящих – просто перебор.  Хотя троих, устроившихся на лавках Цветного бульвара,  можно бы и не считать:  жара, а там более-менее цивильно, но остальные рухнули прямо там, где их сморил Морфей. А тех, переименованных, вообще не видно  (заняты переаттестацией?).
Прожив в Москве полвека, такую картину последний раз видел лишь в 85-м, накануне  т.н.  «перестройки».  Вдобавок аромат протухших помоек  вкупе с запахом говна пропитал весь город. Это край…

5 июля 2011 г.
Помню статью в советской печати: «Как известно, Лермонтов  и Маяковский не оставили потомства, но...»   «Но» подразумевало, что  поэты оставили нам гораздо большее – свои стихи. МЮЛ мы поближе  к годовщине дуэли, в конце месяца вспомним, а про ВВМ – ссылочка  (годовалой давности) подвернулась сегодня: добротные фотографии и очень женское интервью Анастасии Орлянской с Патрисией Томпсон:  Он ей говорил: «Будь верна мне. Пока я здесь, только ты одна».  Отношения продолжались все три месяца, пока он был в Нью-Йорке. (...)
     – Вы ведь не были запланированным ребенком?
     – Маяковский спрашивал маму, предохраняется ли она. Она тогда ему ответила: «Любить — это значит иметь детей». При этом она нисколько  не сомневалась, что они никогда не смогут быть вместе. Он тогда сказал ей, что она сумасшедшая.
О «сумасшедшей» американке в своём известном Завещании ВВМ вовсе не вспомнил. Да и кому это было нужно?

9 июля 2011 г.
В поисках отечественных содомитов жижист  churkan обнаружил на карте Родины аж 6 (шесть!) Содомов. Вообще могло быть и больше – нормальное название, старинное. А не нравится – поменять не просто,  но можно. Десять лет назад селяне-содомяне решили переименоваться,  и вот что у патриотов своего села вышло....
ЗЫ:
Сегодня селяне-содомяне продолжают вписывать новые страницы в историю своего местечка: коллектив средней школы села Большой  Содом и местная сельхозартель «Содомская» (занимается разведением крупного рогатого скота) вступили в путинский Народный Фронт.

13 июля 2011 г.
Возле овощного ряда передо мной стоит тётка лет пятидесяти и вслух разговаривает  сама с собой:
     – ...Ну что это за цены? Они эту клубнику с черешней на золоте что ли рОстят? И персики тоже... Нет, ничего брать не буду!
И – вдруг обернувшись ко мне:
     – А Путин мне всё равно очень нравится!
Бог с ним, с тёткиным резюме, – я полёт её мысли проследить  не могу.

16 июля 2011 г.
В не столь давние времена главный редактор поплатился своим рабочим  местом за недопустимый ляп: напечатал у себя в журнале повесть зарубежного писателя-фантаста, которому понадобились русские фамилии, а на его полке нашелся лишь справочник про советских диссидентов.
Означает ли то, что сценаристы идущего сейчас по ящику сериала о миллиардерах дали главному герою фамилию ПРОХОРОВ, что у них под рукой только «Forbes»  и ничего другого они не читают?

17 июля 2011 г.
Мне вот с юности казалось, что если актёры сыграли дружбу в каком-то фильме – непременно должны дружить всю дальнейшую жизнь: встречаться, хором пить водку, говорить о сокровенном. Хотя  не очень представлял, как бы «верные друзья» Меркурьев, Борисов и Чирков за хмельным столом пели не экранного Матусовского, а запрещённые песни сценариста Галича.
А славную троицу из кинокартины «Коллеги» –  Анофриева, Ливанова, Ланового – вполне, они так и сейчас отлично смотрятся:  лирические, шебутные, непричёсанные. С такими друзьями  всю жизнь прожить хочется.
Я к тому, что нынче энтэвэшники побывали дома у Олега Анофриева. Которому абсолютно не дашь его восьмидесяти – живёт на воздухе, сидит за любимым синтезатором,  по-прежнему ироничен и головою свеж. Но вот чтобы к нему в цветной кадр вдруг вторглись дедушки Ливанов с Лановым... Да и когда они, живя друг от друга в получасе ходьбы, последний раз виделись? – 20 лет назад, 30? То бишь если бы даже удалось собрать этих троих любимцев публики вместе – телеглянца не получится. Ну да, возраст, у каждого свои больные проблемы: у одного от сына-зэка голова кругом, другой коммунистическими идеалами одержим.  Что у них троих сегодня общего, кроме фильма «Коллеги»?  Вот и на похоронах Аксёнова никого из них не видел. Осталось только старый  любимый фильм посмотреть.

23 июля 2011 г.
По ТВ – фанерный американский фильм «Кто придёт к обеду».  С классными Спенсером Трейси и Катрин Хепбёрн и с такой актуальной для нас темой (юная белая леди приводит в дом жениха-негра), что ТВ его  показывает в три часа ночи. Через полчаса обнаружил, что совсем не слежу за страстями, сотрясающими роскошный особняк, где над камином висит настоящий Модильяни, но всерьёз заинтригован проблемой: а сколько бифштексов закажет семья к судьбоносному обеду? Если в начале фильма посыльный приносит четыре штуки, через полчаса дозаказывают ещё два, но вскоре выясняется, что и шести мало - едоков восемь, а взять сразу десять – так нет:  прислугу-негритянку, живущую в этом доме двадцать лет, вовсе не считают, и собаки, которой назавтра можно скормить холодную котлетину, сценарием тоже не предусмотрено. И чем в итоге кончилось нравоучительное кино - совсем не запомнил.

5 августа 2011 г.
Получил эсэмэску от подруги, ваяющей какой-то поэтический трактат: срочно нужен пример составной рифмы, лучше бы каламбурной. Послал:
          Тут  х.р  ей дал – Тур  Хейердал.
В ответ: у тебя что,  поэтического словаря под рукой нет?
Не понял:  тебе составная рифма нужна или справочник Квятковского?

10 августа 2011 г.   
Воротясь из пионерс... православного лагеря, сын доверительно поделился:
     – Я теперь все матОвые слова знаю!  Ну, ты понял, ВСЕ ШЕСТЬ!
Если честно –  не понял. Но вдаваться в подробности покамест  не рискнул.

12 августа 2011 г.
«Турок ты!»  – говорил в запале отец. Других ругательств за ним не помню, а матом он вообще не пользовался  (по крайней мере, при сыне).  В начале 70-х ехал с папой в метро и к нему прицепился чернявый дяденька - начал допытываться, как расшифровать орденскую колодку на его пиджаке. Терпел отец недолго – сказал: «Отстань, турок!»  А тот вдруг натурально полез драться, после чего мы оказались в отделении милиции на «Новослободской», где выяснилось: оскорблённый мужик – самый настоящий турок, по паспорту. Посмеялись и отпустили...
     – Ну, ты бот! – сказал мне сын, когда достал его воспитательным зудежом.
Молодец, весь в дедушку! Вполне интеллигентно,  да и нарваться на живого бота в метро риск невелик.

13 августа 2011 г.
     – И чего ты такой злющий?
     – Из-за родителей!
     – А они-то что плохого сделали?
     – Меня.

15 августа 2011 г.  /   «Всенародная инсценировка»  (Андрей Платонов)
Такими глиняными обломками – треть Черноморского побережья усеяна. За ними и нырять не нужно, достаточно после несильного шторма по пляжу побродить. А за фрагментами крупнее, типа тех, которые Путину подсунули, с горловиной – да, изрядно поползать по дну надобно. Ценность обломков невелика (у археологов лишь целые амфоры котируются), и подарили бы их лидеру в открытую – слова не сказал бы никто: так, сувенир на память. А вот прилюдно устроенный цирк – фэ, ребята.

19 августа 2011 г.  /  20 лет путчу
...Тогда Якимыч навсегда покинул свой кабинет на Старой площади. Откуда и уносить было нечего - за полгода, как переехал из Питера и сел в кресло советника генсека по культуре, архива не нажил. Только вынул из рамки и сунул в карман фото любимого сенбернара. Да ещё в комнате секретарши прихватил – на память – коробочку со штампами:  факсимиле Горбачёва и суть: «Обсудить», «Ознакомить», «В приказ»...
На выходе его грубовато обыскали (подозревали, что чиновники уносят с собой секреты ЦК),  нашли штемпели, но только посмеялись: играйся, дед, в свои бирюльки...
На Лубянку не пошёл – смотреть на гранитную тумбу, оставшуюся на месте «железного Феликса» после того, как на него чекисты «заземлили» ярость толпы, намеревавшейся брать штурмом советскую «бастилию», Якимычу не хотелось.
Спустился на площадь Ногина, где всегда работала таксистская ночная едальня с чебуреками, и уже праздновала победу весёлая молодёжь. Его сразу зазвали за стол:  выпей с нами за конец коммунизма, мужик! «За мой, значит?» – только и сказал. Не поверили, пока не продемонстрировал свою цековскую ксиву, а потом, когда упились, – шлёпал  горбачёвские штемпели всем собутыльникам на салфетки, на ладони...
Про это мой издатель Якимыч рассказывал мне через шесть лет после ГКЧП, когда в купе «Красной стрелы» за ночь добили бутылку коньяка. А я рассказывал,  как на балконе шестого этажа дома напротив БД ознобным утром ждал штурма оплота демократии.  С тревогой глядя, как на реке к набережной причаливает огромная баржа (с десантом? или – для пленных?). Не зная, что в тёмной гостинице «Мир»,  где жена Хазанова Злата в дверях раздавала всем желающим бутерброды и воду из закрытой столовой, на 4-м этаже, проникнув туда подземными ходами, – отряд «Альфы» обсуждал детали штурма. Подсчитали, что на добежать от их подъезда до угла БД им потребуется шесть минут, но при этом они положат 60-80 человек, и – решили грех на душу не брать. Однако «сакральная жертва»  уже была тогда принесена в тоннеле под Калининским – русский, украинец, еврей...

20 августа 2011 г.
На  «Эхе Москвы»  запись беседы с Горбачёвым  – страшная:  за наворотом слов не просто косноязычие,  но очевидная пустота, удручающая тем более,  что такому ничтожеству  было назначено сыграть в общем-то выдающуюся роль в русской Истории.

21 августа 2011 г.
Очевидно, такие сериалы,  как шедший нынче по Первому – про Политбюро и Ко, лепятся под госзаказ, в расчёте на тоскующих по СССР. С явной целью – показать, что десятки лет той страной руководили люди  мудрые, с человеческими лицами. Только вот результат при этом получается обратный.  Ведь весь сюжет  (а кроме него, других достоинств у сериала нет: не выйдет найти в нём ни внятной режиссуры, ни хотя бы одной актерской удачи)  вяжется на партийных интригах и аппаратных играх. Именно это искусство выделяло / продвигало / удерживало у власти в Союзе любых вождей, от заводских парторгов и секретарей райкомов до членов Политбюро, заменяя им и ум, и честь, и совесть. Итог:  подлец на подлеце, и телезрелище совсем малосимпатичное, если  не мерзостное. И уж точно несмотрибельное.
ЗЫ:
В середине 70-х, идя в гости к приятелю,  уже подойдя к его дому обнаружил, что не помню квартиру, а телефона у него не имелось. Благо,  рядом оказалась будка «Мосгорсправка»,  где тут же заказал пятикопеечную услугу. И узнал: нет в Москве такого гражданина!
Да как нет? – я же и  ф.и.о. его помню, и год рождения, даже дом! Не проживает – и всё.  Хорошо, тут наш общий знакомый подошёл, проводил.  И приятель прояснил ситуёвину:  «Я же в МВД работаю...»
Так что когда героиня нынешнего сериала быстренько узнаёт через «Мосгорсправку»  адрес нерядового энкаведэшника (в 1957-м году!), это вряд ли.

19 сентября 2011 г.  /  Ломают ВТОРОЙ МЧЗ
               «...Здесь я служу уже почти два года –
               в многотиражке на две полосы,
               являющейся органом завода,
               которым выпускаются часы.
               Здесь матерьял готовлю кропотливо
               о перспективах нового станка,
               об откликах рабочих на Призывы
               и на постановления ЦК...» 
(Это Витя Гофман написал в середине 70-х  – про свою работу на Втором МЧЗ).
Моя Москва исчезает на глазах. Я не про ту, историческую, которая вроде бы охраняется государством, коего тоже 20 лет как нет,  а его правопреемнику – судя по ежедневно сносимым за ветхостью  особнячкам ХIХ века да изгаженному реконструкцией  Военторгу  –  всё до фени. Я про МОЮ Москву, которая исторической ценностью не считается, но дорога мне, как память: моя школа, мой парк, мои  дворы и переулки. Моргнуть не успел –  как корова языком слизнула!
От моего Детского парка – когда-то имени Ф.Э.Дзержинского, потом  «Фестивального»  –  остался лоскут:  3-е транспортное кольцо сожрало  треть, вместе с катком, где познакомились ставшие в будущем звёздной  парой Людмила Белоусова и Олег Протопопов (нынче их разве что бабушки помнят). Четыре года назад за лето исчезла школа на углу Трифоновской и улицы Советской Армии – та самая 607-я,  которую ославил учившийся в ней Евг. Евтушенко как «школу неисправимых»,  и 233-я школа напротив (первую отстроили, перенумеровали, другая  так и сгинула).  И теперь – всего-то месяц не проезжал через изрытую площадь у Белорусского вокзала, а тут оказался на Ленинградском  проспекте – сносят Второй часовой. А он ведь тоже – МОЙ...
Написал в «Русский журнал»  большой текст  «Былая «Слава»  (уже стоит на сайте  и отклики очень хорошие).

8 октября 2011 г.
Только что на «Культуре»  закончился показ «Скверного анекдота»  с гениальным Евстигнеевым. Я этот фильм тщетно пытался увидеть ещё школьником, но картину Алова и Наумова выпустили на экраны  лишь двадцать лет спустя, в 87-м. А в 1966-м с легкой руки Пырьева, подвинутого на  Достоевском, на руководимом им «Мосфильме»,  кроме «Скверного анекдота», одновременно снят и «Дядюшкин сон», тоже весьма ядовитый. И если ту ленту режиссёра Воинова кое-как  в прокат выпустили, то работу Алова / Наумова упрятали под сукно  намертво. Странно, что по отношению к режиссёрам никаких зверских санкций не применили – спокойно запустились с новым кинофильмом  «Бег» по Булгакову. Так что роль цензуры в СССР хоть и была жуткой, но отнюдь не решающей... А «Скверный анекдот»  сегодня нынешней чиновничьей сволоте следовало бы показывать в приказном порядке,  только вот она ослепла и оглохла так, что её вряд ли чем проймёшь.

9 октября 2011 г.
Художественный салон пиарит настольную обеденную пару – бюстики ВВП и Медведа – в виде солонки и перечницы (в 1937-м за такую солонку / перечницу «Тандем» шутников расстреляли бы в 24 часа. Как и тех, кто прочищал бы зубочисткой дырочки в зенках вождей).
ЗЫ:
В соцреализЬме главное – внутреннее содержание.

10 октября 2011
С сегодняшнего дня вытрезвителей в России больше нет – закрыты: очевидно, за ненадобностью (экономия, опять же).  И скоро будущие  зрители «Осеннего марафона»  в недоумении станут спрашивать нас, стариков:
     – А «трезвователь»  – это что?
И половина моих друганов – художники, актеры, журналисты – при таких словах ностальгически  обратят к небесам повлажневшие очи...  А куда теперь будут складировать нынешних алконавтов нашедшие их на пленэре полицаи  – это вопрос.

18 октября 2011 г.
У сына формируется привычка наставлять отца афоризмами. Говорю, что день у меня нынче совсем не клеится – советует:
     – Ну и брось этот клей! Возьми гвозди и забей на всё!
Не знаю, где взял, но явно не у Монтеня.

23 октября 2011 г.
По НТВ очередной фильмец про Никиту Сергеича – навязшего в зубах Михалкова. Типа, обличительный – барин, хам и деспот, а в итоге всё равно рекламный:  талантище, обаяшка  и, опять же, – барин! И какие могут быть сомнения, когда лично ВВП светится у Хозяина Жизни за новогодним столом. А вот он отмечает свои 65 – хлебосольно,  с размахом,  сам рулит и режиссирует – кричит в микрофон: «А сейчас – не поверите! – моя абсолютная импровизация!..»  –  и заспевает с цыганским хором:
               «Мохнатый шмель на душистый хмель...»
«Чуть ли не с самого раннего детства  поёт Никита Сергеевич  эту народную цыганскую песню!» – с умилением комментирует закадровый голос. Будто никто из нас не помнит, что романс тот – из снятого в 84-м фильма Рязанова, да и не народный он вовсе – стихотворение Киплинга в переводе Гриши Кружкова положил на музыку Андрей Петров.

30 октября 2011 г.
Бонапарт говорил, что если народ любит своего императора, значит правление не задалось. То-то наши лидеры так светятся радостью – людская ненависть их вдохновляет.

1 ноября 2011  г.
Сегодня на центральной площади Уфы, на которой сходятся улицы Ленина и Коммунистическая, проснувшиеся горожане обнаружили... памятник Ильичу, двадцать лет пребывавший на реставрации.
Такой подарочек – самое оно, аккурат в канун годовщины Великого Октября. Вроде он гипсовый, но ежели с ним бережно обращаться  и регулярно красить масляной краской – сто лет простоит. Теперь, после этого почина, враз другие Ленины появятся? Которые никуда  не делись – лежат до поры до времени в спецхранах.

2 ноября 2011 г.
В утренних теленовостях на четвертой кнопке – сюжет про  паренька, потерявшего руки:  своими культями он и печатает  на компе, и автомобиль водит, и больше того – на барабане  играет в каком-то ансамбле. Ну вот как можно такой сюжет озаглавить? –  ЕМУ ПО БАРАБАНУ!
Вконец  ому.ели,  остряки!

6 ноября 2011 г.
Прочёл, что формируется жюри учреждённой Русским литературным клубом премии «Поэт года»,  в которое должны войти Дмитрий Быков, Мих. Задорнов, Алла Демидова, Нат.Солженицына, Татьяна Доронина, Андрей Макаревич, Александр Архангельский, Сергей Безруков, Юрий Шевчук, Чулпан Хаматова и Юрий Лоза. Сперва глаза на лоб вылезли: совсем охренели, что ли? – на всю кучу три стихотворца, из которых двое барды, а остальные – какого рожна!  А подумав, сообразил: взять всех персонажей из поэтического цеха – во-первых, они перегрызутся  от ревности, а во-вторых, так по своим кухонным интрижкам отберут,  что публике останется только руками развести. Вот и чеши репу, что слаще.

7 ноября 2011 г.
Пошли с Таней-парижанкой  в «Гавану»  на фильм «Елена», который нынче  не только лидер проката, но и как бы новое слово в российском кинематографе.
Новый Шедевр Нового Великого Кино-мастера нашего Нового Нано-времени все СМИ месяц  пиарили так, будто он часть рекламной кампании по выборам  в Госдуму.  И потом наверняка всей семьёй до глубокой ночи обсуждали его на своих кухнях. Типа, последние таки станут скоро первыми, и быдло, от нечего делать мочащее бомжей на пустыре, ужо вселится однажды в буржуинские дома. А те, кто эрудицией покруче, наверняка вспомнили Елену Троянскую, по недомыслию украденную в другой мир, вскоре и разрушенный  до основанья...
Но, отбросив все ля-ля про то, что в зарубежах туфту не премируют,  цоканья язычком по поводу операторского мастерства (ага, имеет место), актёрских работ (действительно тонких) и классной музыки (никто не оспорит), попробуйте-ка оценить не безошибочный расчет продюсера на конъюнктуру, не умение режиссера компилировать классические образцы, а саму суть того, что в итоге мы получили. А получили мы, как говорил мой учитель Евг.Винокуров, – стеклянные макароны, которые красиво лежат на тарелке и на глаз вроде бы съедобны, да сыт ими не будешь. С банальным моралитэ, как в американском «Адвокате дьявола» – с той разницей, что они-то умеют делать это доходчиво, а у нас каждый раз получается, как  всегда. Потому что в основе – не действительная драматургия, а примитивная газетная статья, какие в 80-е печатала «Литгазета»,  вроде той, как мальчик из элитной семьи убил отца и мачеху из опасения, что ей, а не ему достанется папино наследство.
Как известно, газета живёт один день. А самой точной оценкой этой «Елены» стала рецензия, где после многих восторгов автор вдруг проговорился:  офигенный фильм, только вот смотреть его ещё раз  вряд ли когда захочется.  Надо ли напоминать, чем отличается от фуфла настоящее кино?

8 ноября 2011 г.  /   За музей в «Расстрельном доме»
В разгар т.н. Перестройки, когда Большой дом на Лубянке со скрипом приоткрыл свои двери, исследователи первым делом пытались найти расстрельные подвалы во внутренней тюрьме. Оказалось, что лубянские спецы обходились без них – просто подгоняли грузовик к задним воротам и заводили на холостой ход мотор, чтобы с улицы не слышали выстрелов.  А зловещие подвалы были в доме через площадь, на улице 25 Октября, сквозь которую глядел на Кремль железный Феликс.
Этот дом – № 23 по нынешней Никольской, где в 30-40-50-е находилась Военная коллегия Верховного Суда СССР. В зале которой услышали смертный приговор тридцать с лишним тысяч  «врагов народа», чьи родственники получали потом в «справочной» лживый ответ: «десять лет без права переписки».
Дом сильно изменился, но  частично сохранились обшитый дубом судебный  зал и лестница, запомнившая последние шаги Тухачевского, Пильняка, Бабеля, Мейерхольда... Уже несколько лет дом закрыт и затянут строительной сеткой, а инициаторы создания  в нём Музея истории государственного террора тщетно обивают высокие пороги...

11 ноября 2011 г.
Замечательный день, в который самое время отметить День палиндрома (11.11.11.). Когда-то был сильно увлечён этими "перевёртышами", даже выписывал в специальную тетрадочку (любимый – МОЛЕБЕН О КОНЕ БЕЛОМ – хотел использовать как название статьи о Борисе Савинкове).  Теперь и тетрадка та потеряна, и новых удачных палиндромов давно не встречал. Последний смешной – девиз Пенсионного фонда – ОГОЛИ ЖОПУ ПОЖИЛОГО.

12 ноября 2011 г.
Почти все поэты-урбанисты, дебютировавшие в 70-80-е годы, называют своими учителями не «шестидесятников»,  что было бы естественно, а поэтов-фронтовиков: Тарковского, Самойлова, Слуцкого, Межирова, Левитанского (исключением – Окуджава,  который относился к ним по возрасту, но сразу же был записан  в ряды «эстрадников»).  А вот у Вознесенского или Евтушенко, у Рождественского – учеников не было и тогда, и со временем  не появились. Нынешние молодые повально называют учителем  Бродского, а это не следует ни из культуры стиха, ни даже ритм  и метр того не выдают. Элементарные, казалось бы, вещи. Так что понятие «преемственность поколений»  если где и работает,  то в поэзии –  и вообще в литературе –  вряд ли.

18 ноября 2011 г.
Прочитал, как неделю назад в поселке Пижанка Кировской области 16-летний пацан осквернил российский триколор, за что ему реально светит уголовная ответственность по статье УК за надругательство  над государственными гербом или флагом России, а это не хухры-мухры – до года лишения свободы. Из информации не ясно, выражал  ли он таким образом кому-то / чему-то своё «фэ», но скорее всего, по пьяной лавочке – а это далеко не одно и то же.
В конце 70-х группа элитных раздолбаев  во главе с Ширвиндтом-мл.  в юбилей Великого Октября так же отличилась:  сорвали красный флаг  с государственного учреждения. Понятно, историю постарались замять, всех лишили комсомольских билетов, заводилу выперли из Щукинского. Что в разгар Перестройки позволило звёздному отпрыску горделиво  плести журналюгам, как с младых ногтей боролся с советской властью. И в итоге не пропал для нашего общества – с собачками из телевизора не вылазит.
Вряд ли у провинциального паренька зад прикрыт крутыми родичами, однако остаётся надеяться, что и к нему применят административную  меру, как за хулиганство, –  совсем идиотия ломать мальчишке жизнь. И потом, как знать – не станет ли он вдруг национальным героем, когда нынешний режим прикажет долго жить.

21 ноября 2011 г.
Двадцать лет назад советский поэт Юлия Друнина закрылась в гараже, запустила на холостой ход мотор старого своего «москвича» и превратила его в натуральный фашистский «газенваген». Рядом с коллегами лежать на почётном писательском погосте не пожелала – распорядилась похоронить её прах в могилу супруга – сценариста "Ленинианы" и "Человека-амфибии", "английского шпиона", ведущего «Кинопанорамы» Алексея Каплера – на Старокрымском кладбище, недалеко от Коктебеля.
Не хочу рассуждать о грехе самоубийства, равно как вспоминать поступок чешского патриота Яна Палаха – не к лицу было фронтовичке, награждённой медалью «За отвагу», устраивать самосожжение на Красной площади: она просто послала всех на ...
               ...Ухожу, нету сил. Лишь издали –
               Всё ж крещёная! – помолюсь
               За таких вот, как вы, – за избранных
               Удержать над обрывом Русь.
               Но боюсь, что и вы бессильны.
               Потому выбираю смерть.
               Как летит под откос Россия,
               Не могу, не хочу смотреть!

22 ноября 2011 г.
Друзья переслали ссылку на международный опросный лист – против смертной кары парням, обвиняемым во взрыве в минском метро. Для  меня вопроса нет: со школьной скамьи были несимпатичны Перовская с Желябовым и Саша Ульянов, однако их казнь породила лишь смерть, а от того, как отомстил за брата «самый человечный», Россия и до сих пор очухаться не может. В эту минуту под листом 34 тысячи подписей,  и факт, что здесь каждый второй белорус скрывает свои имя / фамилию, тоже красноречив:  наверняка желающих убийцам смерти в их стране – подавляющее большинство, да и надежды в общем-то мало, поскольку рассчитывать на милость Лукашенко не приходится. А может, правда – катился бы он полем, этот слюнявый гуманизм, и библейская теза «око за око» вечна?

27 ноября 2011 г.
Со времён трудного школьного возраста остался в хлипкой памяти анекдот про БЛ.ДОМЕР. Типа, изобрели такой прибор для замера уровня разврата в разных странах, установили в самолёте, и если лидерами падения нравственности, вестимо, стали Франция и США, то победил, как всегда, СССР – сообразительный лётчик всё время кружил над «Артеком»... А вспомнился бородатый анекдот три дня назад,  когда чья-то полоумная башка удумала облететь Московию на вертолёте,  загрузив в него православную святыню, чтобы любой из нас приобщился.
Слава Богу, превращать пояс Богоматери в НЛО в конце концов не станут, увезут из расейских краёв, но останется долгая память  о сем феноменальном событии, потрясшем больную нашу страну, как панацея от всех бед.

28 ноября 2011 г.
В  «Нью-Йорк таймс»  сообщили о смерти в доме престарелых Светланы Аллилуевой (уже похоронили, непонятно где). Любовные истории которой однажды экранизируют, и это будет лучшим фильмом о Сталине и его эпохе. Я не застал Алексея Каплера (сужу о нём по рассказам Виктора Конецкого), но знал двух любовников Светланы Иосифовны и, свяжи она свою жизнь с Андреем Синявским или Давидом Самойловым поглубже и надольше, продолжение могло бы стать абсолютно фантастическим.  Увы.  И лучшая эпитафия – Юза Алешковского:
          «...подобной семеечки не имел даже Пётр и кровавый диктатор Иван»

29 ноября 2011 г.
Брейвика признали ненормальным, и будут лечить, и наверняка вылечат – психиатрия там ого-го! –  и через 5-7 лет общество получит  назад своего полноправного члена.  Если, конечно же, на выходе из психушки в него не разрядит обойму какой-нибудь нормальный  бывший  гуманист.

30 ноября 2011 г.
Отчего в нынешней «Литгазете» любой текст воспринимается как откровенный донос? –  «Простой канадский крестьянский потомок посмотрел кинофильм Андрея Смирнова «Жила-была одна баба»  и считает необходимым сообщить, что...».  Зря в газету пишет – стучал бы сразу в КГБ  (или уже оттуда в редакцию переслали?).

1 декабря 2011 г.
Нынче, повсюду натыкаясь на сияющую физиономию бедолаги Батурина-братца, всякий раз ищу в нём сходство с Наполеоном. В чём сам олигарх ничуть не сомневается и, говорят, постоянно пикируется на эту тему с другим двойником, Германом Грефом.
Насчёт физии не скажу, а замашки у него вполне наполеонские. Да и хобби соответствующее – давно переплюнул бонапартиста, собирателя Шаленсона, обзаведясь коллекцией – самой большой  в Европе! – наполеоновских раритетов, включая и письма, в Боровске «дом Наполеона» прикупил. Не бедный чел, может себе позволить.
Мода на Бонапарта – непреходящая: и Саркози бонапартист, и среди нашей элиты  такие типы имеются.
Смешно вспоминать, как я в седьмом классе тоже стал бонапартистом.  Влюбился в Цветаеву,  монографии Тарле и Манфреда  были моими настольными  книгами. К восьмому, когда все друзья стриглись «под битлов», – я чёлку  бриолином приклеил ко лбу, шествовал, заложив пятерню между второй  и третьей пуговицами школьного сюртука.  За что едва не получил привод в околоток – остановили менты на улице, подозревая, что у меня подмышкой пистолет (бандитская Марьина роща тогда была оружием набита, как пером подушка). Только к двадцати годам я излечился. Хотя, если подумать, Бонапарт – не самый смешной образец для подражания.

2 декабря 2011 г.
Осилил последнюю часть (предыдущих не видел) сериала про Фурцеву Е.А., которую в советские годы иначе как Екатериной Третьей не называли.  И глаза сразу увлажнились от умиления:  какая ж интеллигентная, чуткая-разумная была, хоть из простого народа, ткачиха первая. Вот переживает: «Ойстрах умер... он на скрипке играл...»  Это хорошо – правдиво. Как и то, что приветствовала великого артиста Андрея Попова, спутав его с цирковым ковёрным, крылатой фразой:  «Здравствуй, солнечный клоун!»...  И как поучала драматурга Володина правдивее сочинять пьесы: «Ходите в бассейн!... Сразу видно, что Володин в бассейн не ходит!»   
Этого в сериале, конечно, нет – он ведь  не о человеке  сериал, а про советского функционера, «коммуниста-ленинца», по власти которых – одурев от нынешних – сегодня многие скорбят.
Честные были, да – как киношная Фурцева отказывается от дачи в Переделкине, так душа закипает: не дали бабушке собственным имуществом обжиться! Правда, сделала это под угрозой положить на стол партбилет, да кому подобные детали интересны. Опять же, придётся объяснять молодому поколению, что значила та красная книжица, какие открывала возможности, чем грозило её лишение, тем паче для тех, кто был в высших эшелонах власти. И, кстати, в предыдущих сериях крымскую дачу Екатерины Алексеевны под Красной поляной показывали? – с бассейном с проточной морской водой? Куда моя тётка, инженер-связист Минобороны, Фурцевой  спецсвязь кремлёвскую протягивала? Могли бы и снять в натуре, ведь никуда тот дворец не делся, вопрос лишь – кому он принадлежит сегодня? Родне всесильного некогда министра культуры с наследством не повезло – времена были пайковые, правильные времена – принципиальные. Даже пятикомнатную квартиру возле Тверской улицы, куда Фурцева должна была в 74-м переехать из цековского дома на Кутузовском,  её семье не оставили – отдали многодетному советнику генсека Шишлину...  Да бог с ней,  бытовухой, равно и с тем, покончила ли г-жа министерша с собой или же её кондратий в подпитии хватил – зрителю художественную фильму показывают, а не криминальное расследование. Только никаких художественных достоинств картины я как-то не заметил – верно, с самого начала, 12 вечеров подряд смотреть было нужно.
ЗЫ:
А вот и отклики поспели:  «Замечательная личность выбрана для этого биографического фильма, отличный сценарий, яркие артисты. Мы видим прекрасную сильную женщину, героя своего времени, которая с юности верила в партию и посвятила всю свою жизнь политической карьере. Редкий шедевр!»

5 декабря 2011 г.
Подсчёт голосов в телевизоре – это нечто:  в 22 часа 58 минут цифра 58,99 %  ЗА «Единую Россию»  никак не сходится с суммой голосов остальных шести партий.
Гениальная оговорка какого-то закадрового комментатора в час ночи на 4-й кнопке:
     – ...Результаты «Единой РЕЗИНЫ»...
ЗЫ:
Сейчас – в 4 утра – дикторша того же НТВ с трудом выговорила слово ПРОКАТОЛ – видимо, производное от «прокатить» и дырокола.

7 декабря 2011 г.
Про сослуживцев, типа. Когда – пока ещё вроде бы ПРЕЗИДЕНТ – Медведев Д.А. говорит по телевизору: «Я вот вчера встречался со своими КОЛЛЕГАМИ...» –  он кого имеет ввиду?

9 декабря 2011 г.
Завтра – эстетика поведения:
     – Пожалуйте в автозак, сэр!
     – Только после Вас, господин полисмен!
И незачем руки выкручивать.

10 декабря 2011 г.
Впечатляющие аэросъёмки (агентства РИДУС) митинга на Болотной: людей действительно было   м о р е .
Вопреки всем накарканным опасениям, нынешнее действо закончилось мирно. Никто и не хотел, чтобы митинг обернулся кровью. Ни власть, очевидно струхнувшая, поскольку до этого дня не получала  т а к о й   пощечины по ботоксной морде - поделом, ведь все реальные цифири своих  выборов знает точно. Ни уйму лет эту власть молчаливо терпевшие – нам только нового бунта недоставало. Главное, что смогли «выйти на площадь» – забыв разногласия – показали, что дальше терпеть их в немоте не хотим и не будем,  и они это поняли...
Те, кто нынче был  на Болотной, вряд ли оспорят, что там развернулась «маёвка» – глотком свободы возбуждённая и вполне праздничная. По настроению далеко не  похожая на стотысячную демонстрацию 4 февраля 1990-го на Манежной за отмену 6-й статьи  Конституции о руководящей роли КПСС. Разница  в том, что двадцать лет назад народ шёл дать партии власти  «последний  и решительный», а сегодня вышел праздновать победу – свою над собой,  моральную – над абсолютным бесстыдством. На самом деле – уже очень много. Потому что – будем честными – никакой конкретной дороги у нас  нет, все явлинские, лимоновы, навальные и чириковы роль национального лидера вытянуть не смогут, однако в Думе выглядели бы куда уместнее  кобзонов-кабаевых-хоркиных...
Сегодняшний день действительно был  замечательный – как предтеча грядущих перемен, которые утопить в  словах уже не получится.

12 декабря 2011 г.
Так вот случилось, что 20-летие крушения Союза мы снова отмечаем протестными митингами. Закономерными, ведь за это время пришло новое поколение, для которого канувшее в Лету государство – лишь страницы истории,  а то, что образовалось на его месте, радует очень немногих.
В этой стране – моей, нашей – я прожил всю жизнь и давно адаптировался. Единственное, к чему не могу привыкнуть, – к вранью, насквозь пропитавшему покойный СССР, а теперь разъедающему РФ, где традиционно врут все –  от мелкого чиновника до президента.  Вот  и на площадь в минувшую субботу по всей стране люди вышли, потому что ДОСТАЛО. Духоподъёмный получился день, эйфорический: никого в Москве не покалечили и не забрали в кутузку, выразили правителям своё фэ в лозунгах и ультматуме, с Болотной расходились с обещанием вернуться через две недели, если... А теперь, как говорится, поднимите  руку те, кто искренне надеется, что накануне рождественских каникул в телеящиках возникнут Ме или Пу, а то оба сразу, и признают выборы несостоявшимися, и мы радостно возопим:  «Ура! – победили!» – Верим?  Почему де-юре опротестовать итоги не выйдет – нам здесь объяснили. И если что толкнёт нас 24-го на Болотную – это отчаянье. Которое ОНИ снова великодушно дадут выплеснуть, поскольку праздничный  сценарий свой на новый год ломать не станут. И да, тяжелый он будет  – високосный 2012-й.

13 декабря 2011 г.
13 декабря 93-го, когда (честно?) свели результаты состоявшихся накануне выборов в Госдуму первого созыва, оказалось, что туда  не проходит блок Российского движения демократических реформ.  Тогда начался закат карьеры лидера блока Анатолия  Собчака:  три  года спустя проиграет на выборах губернатора Санкт-Петербурга  своему заму Яковлеву (помним такого? – нынче та бледная немочь  стрижёт купоны в Союзе строителей), потом – получит обвинение  в коррупции и улетит во Францию, вернётся в 1999-м, чтобы стать доверенным лицом кандидата в президенты РФ В.Путина, а через полгода умрёт – внезапно и... предсказуемо, поскольку при живом генерале его денщик стать старше шефа не может по определению.
Никаких выводов делать не хочу, но... где у всех нас тогда были головы и какими  круглыми идиотами мы, довыбиравшиеся, выглядим сегодня...

14 декабря  2011 г.
Двадцать лет без малого ждал,  когда и где прорастут семена, посеянные в давнем  1993-м группой товарищей, решивших осчастливить отечественного читателя новым периодическим  изданием, которое ему наверняка придётся по душе.   И наконец оно пред нами – газетка «Московский Некрополь» – уже № 2 за декабрь с.г.:  неброское двухцветное исполнение, скромное грустное название.  Да не смутит читателя  текст  «газета выпускается с  6 ноября 1937 года» – это  они про газетку «Московская торговля», которая  стала крышей для нового приложения «МН».  Поскольку наш прототип замышлялся несколько иначе,  но ведь те, кто позаимствовал у нас этот проект,  про свои муки творчества никому не расскажут...

16 декабря 2011 г.  /   Polska nie zginela?
Тридцать лет назад, проезжая утром площадь Коммуны, глаза протёр: еще вчера ничего не было, а сейчас – стоит Александр Васильич, собственной персоной! Это теперь на площади имени своей фамилии возвышается чёрный, как ворон, а тогда свежей бронзой сиял,  точно помню.  Как помню, что накануне до утра  слушал на радиоволне Би-Би-Си о военном положении в Польше. Так вот получалось  – приурочили, чтобы помнили паны, каково с Россией иметь дело. Хорошо, хоть в декабре 1981-го поляки без нас разобрались – генерал Ярузельский своими силами бунт подавил. А уже через два месяца, когда москвичи к памятнику фельдмаршала привыкли,  его  «открыли»  официально, только тот день 17 февраля 82-го и как сползла с трогательного статуэта  Комова белая простыня – совсем не заметил: не до того было...

17 декабря 2011 г. 
Десять лет без Володина. Очень скучаю: по голосу, по взгляду, по сердечному теплу.

18 декабря 2011 г.
В кои-то веки наше ТВ отметило памятную дату – 35 годов назад СССР выцарапал из кровавых лап ЦРУ чилийского генсека Лучо – показом телефильма «Обменяли хулигана...».  Прикольная киношка, и Буковский в главной роли как огурчик. Но один сюжетик в этот  фильм я бы добавил...
Тогда как КГБ вёл переговоры об обмене Корвалана, московские писатели делили квартиры в трёх новых домах по Безбожному  (теперь опять Протопоповскому) переулку.  Процесс болезненный,  с уточнением табели о рангах: одни мастера пера ехали в новые квартиры, другие в освобождавшиеся. Из заявлений можно было составить занимательную книжку:  скажем, пародист КсанКсаныч Иванов сетовал, что все свои произведения написал на коленке правой ноги и просил место, куда можно приткнуть еще и левую,  а персек МО СП СССР Сергей Наровчатов  требовал предоставить новое жилище с учётом его таланта и размера библиотеки (обладал роскошным книгохранилищем). Вдобавок вдруг выяснилось, что часть элитных квартир  у писателей  отбирают на некие государственные нужды: поговаривали, что к ним подселят высокопоставленных гэбэшников,  а вот для кого изымают целый  этаж – тайна. Кое-как всё жилье было расписано, новоселья шли  полным ходом, когда Наровчатову предложили переехать этажом ниже. Поскольку тот ощущал себя литгенералом – упёрся: какого рожна!? – уже и книжки расставил, и биде врезал... Обычно Сергей Сергеич приезжал на работу в ЦДЛ на пару часов, но в тот жуткий  день внезапно свалилась куча дел и просителей, проколупался до вечера, и даже когда уходил – в дверях вцепился в обшлага какой-то занудливый субъект, еще полчаса промурыжил  невнятной чушью.
Только к девяти добрался до дома, а в дверях  возник  незнакомый человек и вежливо втолковал,  что писатель Наровчатов отныне живёт аккурат в такой же квартире, но этажом ниже, благо разницы нет, даже обои там точно такие же...
Подозреваю, что число спецов, осуществивших переезд писателя, не уступало тем, которые обменяли чилийского коммуниста на нашего диссидента: даже если нужные обои переклеили заранее, всё равно в течение одного рабочего дня перетащить содержимое 3-комнатной квартиры, включая библиотеку в несколько тысяч томов, – очень круто даже для апокрифа.
Вскоре писатели увидели из своих окон, как в их двор въехала кавалькада чёрных машины, из которых высыпали  люди в сером, и в центре толпы выделялась очень узнаваемая фигура  в цветном пончо. Так пламенный Лучо стал соседом Окуджавы, а позже и флотовладелицы Каузовой-Онассис...
А книжку «И возвращается ветер», где диссидент В. Буковский описал  историю своих посадок и чудесного обмена,  я прочту через пять лет, лёжа на сеновале в тихой набоковской Выре, куда местному краеведу Сёмочкину наши общие друзья привезли посылку от Карла и Элендеи Профферов – тамиздат от  «Посева» и «Ардиса». Но это, как пишут в шаблонных романах, «уже совсем другая история».

19 декабря 2011 г.
Всех, кто спит и видит возвращение нашей страны в милую многим эпоху брежневского застоя, от всей души поздравляю со славной 105-й годовщиной незабвенного Леонида Ильича!
Последний в его замечательной жизни юбилей журналистский цех долго вспоминал с содроганием: допустить политический ляп было проще простого – то многотиражку  ЗИЛа напечатали с ошибкой в заголовке: «Номер посвящен тов. Л.И. Брежневу – ПОСРЕДСТВЕННОМУ участнику боёв на Малой Земле» («НЕ» как-то выпало из набора), то в «Студенческом меридиане» за юбилейным блоком поздравительных слов и телеграмм стоял текст «Не всё коту масленица». А декабрьский номер журнала «Аврора» на 75-й странице опубликовал рассказик Голявкина – этакое ироничное надгробное слово – «ЮБИЛЕЙНАЯ РЕЧЬ».
Главреда, как он ни уверял, что совпадение чисто случайное, уволили, автор поутру проснулся знаменитым, а 160-тысячный  тираж мгновенно разлетелся по стране...
Феерическое было время – эпоха кукишей в карманах, эзопова  языка и абсолютной социальной апатии, только на своих кухнях костерили власть по-черному. Неужели возвращаемся?

20 декабря 2011 г.
Старый лагерник Юрий Домбровский как-то озадачился вопросом, который в общем-то наверху лежит: когда десятки миллионов наших граждан подвергались репрессиям, сколько же было тех,  кто их арестовывал,  охранял,  пытал, расстреливал?  Так что День чекиста должен быть праздником  поистине массовым. Однако ж нынешний день вполне будничный: ни концерта торжественного, ни приличествующей празднику телепрограммы, да и салюта не обещали. Скромные они, работники невидимого фронта, и всегда на службе. Хотел бы поздравить кого-нибудь, да в моей записной книжке не одного не нашлось, или я про кого-то просто не знаю...

22 декабря 2011 г.
Очень смешной ролик:  Ксюша Собчак  читает матерный стишок Орлуши про себя (надувную куклу).
Я понял, что спасёт Расею! – Cпешно выдаём  Собчаку замуж  за Прохорова, хитрованец Чуров опять блеснёт волшебством с урнами, и пусть  по весне они на ё-мобиле въедут в Кремль.
Какой из дылды будет президент – хрен его знает, но такая первая леди точно всех уконтрапупит!

23 декабря 2011 г.
В метро сидел потрясающий по фактуре чел – ну вылитый Бельмондо, даже нос так же сломан:  обаяшка, хоть сейчас на экран. А встал - оказался... тётка! – Ну и уродинаааа!..

24 декабря 2011 г.
Счетоводы типа Чурова уже подсчитали,  что на сегодняшний митинг собралось едва  30 тыс., хотя пришло много больше – людей просто  Т Ь М Ы...
В 17.20 сотрудники ОМОН в оцеплении сказали,  что в 16 – 16.30  проспект был перекрыт, поскольку им пришёл приказ:   количество митингующих порядка 100 тысяч человек, и нужно перекрывать – во избежание давки.  Тогда же со сцены объявили, что на проспект  Сахарова едут «нашисты»,  возможна провокация. Всех призвали сворачивать знамена и расходиться...

27 декабря 2011 г.
В том, что Марина Влади фильм «Cпасибо, что живой»  не похвалит, вряд ли приходилось сомневаться.  Не приняла  – по той же причине, по которой после выхода книжки  «Владимир, или Прерванный полёт»  семья грозилась подать  на неё в суд: оболгала-де ВВ.  И обе стороны по-своему правы: для Марины  ЕЁ Высоцкий – Поэт и Актёр, вечный  Любимый, а для оставленной им семьи – великий Человек, которого   сыновья почти не видели и чей дорогой облик тщательно (и тщетно)  силятся воскресить. Потому, когда главной и единственной «фишкой»   заявлено внешнее портретное сходство, никакого откровения не жди от такого фильма. Сдаётся мне, получившийся резиновым Высоцкий,  дошедший до последней черты, вкупе с этой бездарной по замыслу и  очень натужной по исполнению киношкой, может потешить разве что Бушина да Куняева, которые  в начале 80-х пеной изошли, предрекая  «наркоману-балалаечнику» полное забвение...
Марина Влади:
          – Я получаю из всех стран мира большое количество вопросов о моей реакции   
     на фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой», отрывок из которого есть в интернете.
     До сих пор я отказывалась об этом говорить, ибо считаю, что эта картина оскорбляет
     Высоцкого, его искусство, его память, а также нашу общую жизнь.  Она была создана
     с помощью его старшего сына. Это уже меня шокировало. И я видела, как сын хвастается
     тем, что, добиваясь для актёра наибольшего сходства с Высоцким, они сделали копию
     из силикона с посмертной маски Володи, которую я сама сняла. Это не только скандально,
     а даже страшно.  Это аморально и неэтично.  И если бы я была верующей, я бы сказала,
     что это грех. Я в отчаянии  и в печали.

31 декабря 2011 г.
Загородный заснеженный дом Тани-парижанки, живая ёлка с гирляндой на улице, потрескивающий в камине огонь, хорошо протопленная на завтрашнее утро банька – всё то, чего давно хотелось, и вот сбылось...


ФОТО:  У любимого вяза в нашем парке  /  Москва,  зима 2010 г.
Архив © Georgi Yelin  /  Съёмка Ольги Чеховой (Хохлика)

ФОТОАЛЬБОМ  к дневнику этого года – все 25 снимков привязаны к датам:
https://yadi.sk/a/PhNCMoHjPr0vKg

-------