Мальчик Саша

Юлия Зубарева
               
"Если вы по-настоящему плачете, то ни один человек в зрительном зале не будет сопереживать. Но если умело оплакивать то или иное событие, зал будет умирать от слез." Н. Цискаридзе

***
За пустым кухонным столом сидела мама. Было странно застать ее дома в такое время. Она посмотрела на меня  серьезным взглядом и жестом пригласила сесть .
 - Надо поговорить, - спокойно сказала она.
Я выдвинула из-под стола табурет и медленно опустилась, не встречаясь с ней взглядом.
 - О, да. Еще как надо! - выдавила я. - Даже знаю, что ты собираешься мне сообщить. Только пока ты ничего не успела ещё сказать...Я хочу, чтобы вы все знали - это моё решение. Это не вы меня переводите в другую школу. Это я вас прошу меня перевести. Сама.
                1
Мне было 13 лет, когда  в моей жизни появилась первая серьезная маска.
С раннего детства  я странным образом умудрялась в любых коллективах  ладить с лидерами, но на полное лидерство у меня всегда не хватало смелости .
Лидерство в седьмом классе в то время было за Гелей, самой красивой девочкой на параллели. Конечно, она знала про себя все и умело пользовалась таким положением. Училась, кстати, Геля неважно. Ей было важно внимание. Особенно старшеклассников.
Я с малых лет была частым гостем  театральных задворок, у меня там работала мама помощником звукорежиссера.  Со второго класса я  стала заниматься в театральной студии там же, при театре. С мальчиками, как всегда в творческих студиях, было туго..в общем мой репертуар был богат: от Маленького Принца до Незнайки .
Просьба Гели помочь ей войти в круг мальчиков из 11-го класса (мы, на минуточку, учились в седьмом) не показалась мне безумной. Речь шла о том, чтобы я нашла способ познакомиться с этой компанией...в образе мальчика. Да, вся идея была именно в этом.
Репетировали мы с Гелей накануне летом.  Надо сказать, что при всей своей детской стеснительности, я умела рубить сплеча резко и без предупреждения.

Мы придумали план наступления и легенду: я должна была убедительно сыграть роль мальчика из седьмого класса, познакомиться с парнями и уже потом представить им свою...двоюродную сестру  - Гелю.
 Ангелина была яркой девочкой с роскошными каштановыми локонами, огромными карими глазами, густыми длинными ресницами и еще массой отличий не в мою пользу.  Я была больше похожа на несформированный пластилин: неуверенная, неяркая, угловатая, какая-то незаметная и обычная.
Итак, у мальчика было имя - Саша. Продержаться в этом ...мальчике задумано было весь учебный год. Дерзость эксперимента была в том, что под занавес, в последний день учебного года,  я прихожу в школу в короткой юбке, то есть абсолютной девчонкой.  И всех шокирую. Вот такая постановочка.
Времени на проработку деталей у нас было предостаточно. Целое лето.  А продумать предстояло много: у меня была хореографическая осанка, поэтому я приучала себя сутулиться, упрямо растущую грудь - стянуть, укладка волос должна  была быть  мальчишеская и взъерошенная, гардероб - однозначно спортивный, обувь - кроссовки, голос (в том возрасте это было не очень страшно, так как голос еще мог не начать ломаться и нужно было просто говорить чуть ниже обычного).  Мы красили какие-то джинсовые рубашки, я непреклонно убеждала маму, что мне нравятся именно вот те ботинки, а не лаковые туфли, вот та олимпийка мне жизненно необходима на физкультуру, а в тех джинсах мне все жмет и я хочу вот такие пошире...короче, к началу учебного года все было готово. И никто (!) в моей семье не заметил резкой перемены.
А после "третьего звонка",тем временем, занавес поднялся и все началось...

                2

     Самое первое и далее каждое последующее утро начиналось рано. Раньше обычного. Я спешно выбегала из дома не вызывающей вопросов девочкой, затем, по пути в школу, неслась, сломя голову к Геле, где  и происходило мое перевоплощение (одежда, прическа...).
      Конечно, сразу возник ряд нюансов, которые необходимо было урегулировать.
Технические сложности, такие как раздельные уроки труда, раздевалки на физкультуру...ну, и, разумеется, туалет. Мне нигде нельзя было себя выдать. Это было важно. Во всем нужна была осторожность и самоконтроль.  С посещением туалета  особенная история: мальчик не мог ни разу за учебный год...да, что там...за день (!) не посетить уборную. Честно говоря, было сложно, странно, неловко...страшно. Я заходила так, чтобы никого не  видеть, в кабинку, а потом стойко мыла руки перед зеркалом, перекидываясь при случае с незнакомыми парнями парой слов...Пожалуй, это и было последним аргументом для старшеклассников в пользу того, что все-таки я - мальчик. Никто из них не мог предположить, что возможно зайти так далеко и серьёзно...а, главное, ЗАЧЕМ?
 Отношение к моему эпатажу у одноклассников было разным.  Кстати, не всех этот эпатаж сильно интересовал.
   Мальчики.
 Забавно, но мальчики отнеслись к нашему празднику идиотии очень спокойно.
"- А зачем вам нужно, чтобы все поверили, что Поля -  мальчик?"
" - Просто. Такая игра. Вы подыграете?"
" - Хорошо. Без проблем!"
Так вот просто и легко.
   Девочки.
  Тут все иначе. Сначала меня рассматривали, не понимали, посмеивались, обсуждали, ну, а вскоре и вовсе уже осыпали шрапнелью разнообразных издевок и насмешек, смысл которых мне был тогда неизвестен. Все их уколы разбивались о глухую стену моей непросвещенности и, несмотря на весь эпатаж,  какой-то наивной детской чистоты.
   Учителя. 
Удивительная вещь! Седьмой класс - это же больше десяти преподавателей и классный руководитель.  И только один (!) заметил, что что-то со мной не так, и захотел с этим разобраться. Это была учитель литературы.  Она всегда отличалась особой лояльностью к ученикам. Старалась говорить на одном языке с подростками.  И, конечно, она меня прекрасно знала. Знала мою любовь к литературе, читала мои стихи, зачитывала классу мои сочинения. Конечно, та неожиданная метаморфоза, которая со мной произошла, не смогла оставить её равнодушной. Она задержала меня на перемене на разговор. Только разговор этот был ...гениально неожиданный. 
" - Тебе очень идет такой образ!, - сказала Лариса Дмитриевна.
 - Спасибо..., -ошеломленно кивнула я.
 - Это ведь что-то значит для тебя? Что-то случилось?
 - Нет. Со мной все хорошо. Но мне очень важно, чтобы Вы меня не выдали и поняли. Для тех, кто меня не знает в этой школе, я - мальчик и меня зовут Саша. Такой..эксперимент. Я не скажу Вам пока зачем, но мне это важно. "
И она меня не выдала... Нашла другой способ мне помочь, я так потом поняла, но с уважением ко мне и к моим подростковым, натянутым как струны, чувствам.
Что же до остальных преподавателей...честно говоря, я не заметила какой-то реакции. Возможно, они не замечали, не хотели, было все равно, не знали, что с этим делать и не трогали.

                3

Однажды, во время урока истории (был даже какой-то зачет!) нас с Гелей вызвали к директору. Тут важно отметить, что, несмотря на все мои игры, я всегда хорошо училась и ни разу, до того момента, не была у директора в кабинете. Директором школы в то время была очень тучная женщина в очках и с неизменно короткой стрижкой. Все, что я могла о ней знать. И тут...с урока! Меня одолевала смесь страха с любопытством.
Кабинет директора школы был на удивление очень уютным, а сама директор казалась приветливой. Она предложила нам расположиться на мягком диване напротив ее стола и чувствовать себя свободно.
 -Итак, давайте сразу с вами договоримся, что разговор у нас будет взрослый, откровенный и все, что будет сказано в этом кабинете, в нем и останется, хорошо? Хотите чай или, может быть, кофе? Мы ведь все - взрослые люди,  - обратилась к нам директор.
Мы с Гелей неуверенно согласились на чай и осторожно приземлились на край дивана.
Директор выдвинула кресло из-за своего рабочего стола и устроилась ближе к нам.
Она начала разговор с каких-то общих вопросов :" Как давно мы дружим? Чем занимаемся после уроков? Кто наши родители? Нравится ли нам школа?..."
Затем директор сказала Геле, что та может возвращаться в класс на урок, а меня она еще задержит. Геля смерила меня каким-то странным взглядом и вышла из кабинета. Мы остались с директором наедине.
 - Мне совершенно очевидно, что подруга тебя использует в своих целях. Я даже предположу, что ты тоже это понимаешь, - начала директор, дружески глядя на меня. - С первого взгляда видно, что она - лидер в классе, центр внимания. Ее идеей было сделать тебя такой?
 - Мы вместе придумали,  - заступалась я.
 - Зачем?
 - Ну,..мы просто в театральной студии занимаемся. Я часто играю роли мальчиков. Вот как-то придумали, ради шутки, провести эксперимент такой..смогу ли я убедить тех, кто меня не знает, что я - мальчик.
Директор смотрела на меня с ироничной улыбкой.
 - Хорошо. А почему только ты? Почему не вдвоем? - спросила она.
- Так она-то совсем не похожа! У нее волосы длинные...и вообще. А у меня короткая стрижка и лицо такое...ну, больше подходящее....
 - Ну, ладно. Пусть так. А что дальше? Ваш эксперимент удался? Что потом?
Я молчала, стараясь не встретиться взглядом с директором. Не знала, что ответить.
- Твоя подруга -яркая девочка. На таких, обычно, сразу все обращают внимание. Но ты должна знать одну вещь: в компании всегда есть лидер, заводила, стержень. Лидер может быть весельчаком или первой красавицей, не важно. Это совсем не значит, что все симпатии отдаются только ему. Очень часто интереснее и умнее оказываются самые скромные  и неприметные люди.  Твоя подруга, не обижайся, при всем внешнем блеске,  - пустая. За внешней красивой картинкой нет глубины. Ей не интересно учиться. Ей нравится блистать. А блистать легче, когда кто-то, например, невзрачная подруга, оттеняет контрастом. Но ты не просто невзрачная, как я вижу. В тебе есть борьба. Ты ищешь! Будь собой и не пытайся себя переделать под кого-то. Ты- личность, никогда не забывай об этом!  Друзья приходят и уходят, а ты остаешься с собой. Какой бы родной и близкой ни казалась подруга, важные решения принимай с выгодой для себя. Тебе жить дальше и становиться женщиной, несмотря на то, что сейчас ты выглядишь и ведешь, как пацан. Как ты с этим справишься? Поверь мне, подруга тебе в этом не сможет помочь. - Директор говорила со мной, как человек, которому я искренне небезразлична. Как-то по-взрослому, но с  теплотой и даже заботой. Голос ее был спокойным, мягким.  - Быть женщиной - это подарок. Я это знаю, несмотря на мои внушительные размеры, - она развела руки в стороны, как бы  демонстрируя свою комплекцию. -Да, я толстая, ношу очки, но я  - женщина. Есть вещи, которые мне уже не изменить, например, мой вес.  Что делает меня женщиной, казалось бы? Это мое состояние. Я люблю красивый маникюр, косметику, женственное белье. Да. Ведь даже, при всем своем внушительном размере, если на мне красивое белье - это особенное чувство. Какой-то секрет. Никто, кроме тебя, не  знает, не видит, но ты чувствуешь себя по-другому. Ты чувствуешь себя женственной. Сама для себя! И ни в коем случае не бросай учебу! У тебя все получится!
Смогли ли  слова директора пробить стену жестокого детского максимализма - да, смогли...спустя двадцать лет (!).Вся глубина, вся отрезвляющая мудрость совета этой уникальной женщины достигла своей цели. Сейчас, под грудой одних и тех же граблей, набивших мозолистый синяк, я наконец-то услышала её! А тогда, выйдя из кабинета директора, единственной моей мыслью было:" Какая классная тетка! И дома, похоже, не влетит, и от зачета по истории открестилась!"....Подростки толстокожи в своих комплексах...
                4

   Без малого год. Каждый день. Мальчик Саша - был моей полной противоположностью. Все, решительно все, чего я боялась, стеснялась, не знала как подступиться...он не задумываясь преодолевал.
Я чувствовала колоссальный разрыв между пацанским "Я сказал", "я решил", "я сделал" и девичьим "Я сказала", "я решила", "я сделала". Во всем мужском было столько уверенности, силы, прямоты, тогда как женское казалось ненадежным, предательски хрупким. "Я сказал" - это окончательно, обдуманно, резонно. "Я сказала"... какая-то доля истерики в этой последней букве "а". "Я решил" - значит все взвесил, оценил и окончательно выбрал путь, с которого не сверну, "Я решила" - что-то сиюминутное, порывистое, неокончательное. "Я сделал" - это качество, восклицательный знак! "Я сделала" - ну, ..старалась и поэтому...как смогла. Такая  мозаика. В моей голове, в голове 13 летней девочки все мысли были настроены на волну "сказал, решил, сделал"...никаких "а".
Мне легко было эпатировать под маской. Например, я могла надеть одни брюки поверх других, выйти на середину самого людного места в школе и запросто снять верхние брюки. Вот так,...потому что это смешно.
Могла прийти в школу с мастерски нарисованным "фонарем" под глазом (я прекрасно умела пользоваться театральным гримом) и рассказывать парням про драку во дворе. И не важно было, кто в той придуманной драке кого победил, мой "фонарь" был незабываемо крут. Он, разумеется, не оставался незамеченным учителями. Были звонки домой, но никто не мог понять, о чем речь - дома была я, девочка с чистым лицом и недоумевающим взглядом.
Все было по-подростковому дерзко, с вызовом, черно-бело, провокационно и без компромиссов. На всю катушку.

                5

Однажды, уже под конец "испытания", произошел странный эпизод, который заставил меня потерять равновесие, посмотреть на себя со стороны и , в то же время, сильно внутрь.
 Мы были на дискотеке, дурачились, веселились пока, вдруг, ко  мне не подошла какая-то незнакомая девчонка. Я не сразу сообразила, что она подошла чтобы пригласить меня (!) на "белый танец" (тогда так было на каждой уважающей себя дискотеке). Это ошеломило меня. К ещё большему своему удивлению я, в полной растерянности, согласилась.  Я смотрела на эту девочку, о чем-то с ней разговаривала, а в голове моей взрывались хлопушками мысли: что это значит? я нравлюсь девочкам? она думает, что я парень! кошмар! мне так не надо! эй! это не про меня!  мне не нравятся девочки !или нравятся?! ведь я что-то делаю все это время с собой, я чувствую в себе что-то мужское...но мне совсем не нравятся девочки!!! что же это тогда такое?! КТО Я???
С плохо скрываемым удивлением я смотрела на Гелькины кривляния перед парнями и не могла понять,  зачем она так себя ведет. И что было совсем непостижимо: парням явно нравилось ее наигранное кокетство. Неужели они не видят, что она дура? Все её идиотские смешки, надувание губ, позерство ...это же так глупо! О чем с ней говорить? Пустышка. А я совсем другая. Почему вы не видите меня? Я же понимаю бокс и футбол, классно делаю вертушку, я знаю что такое смелость, ответственность, долг, но все-таки...как может нравится такая откровенная глупость?
 В тот момент, на  дискотеке, танцуя с девочкой, мне стало почти очевидно, что я заигралась и с меня хватит. Пора опускать занавес. Но я не знала, как. Боялась. Сомневалась. Как же Геля? Наш тайный план...
Забавно, что ружье, висящее на стене,  выстрелило как раз в последнем акте нашего с Гелей фарса.  Знакомство с теми самыми  парнями из выпускного класса, ради которых вся партия была разыграна, случилось неожиданно под конец учебного года. Многие месяцы моего "мелькания на переменах" дали результат - меня узнавали все мальчики школы, я была почти достопримечательностью, но личного знакомства почти ни с кем так и не было.

                6

В тот день мы с Гелей были освобождены от уроков для дежурства в гардеробе ( да! была такая прекрасная школьная обязанность). Мы о чем-то болтали, смеялись. Вдруг в гардероб весело вкатилась компания выпускников. Тех самых! Их было человек пять. Казалось, что под нами в тот миг провалился пол. Когда острый приступ   моего и Гелькиного удушливого волнения понемногу стал спадать, мы поняли, что парни пришли именно к нам. Не за вещами. Мы окончательно растерялись.
Каким же был первый шаг? ...
 - Привет!, - улыбаясь сказал парень "Цель №1".
Мы с Гелей, предательски  заливаясь всеми оттенками алого, пролепетали что-то вроде "Угу..здрастье".
"Цель №1" навел на меня взгляд в упор и ...спустил курок :"Ну, кто ты, наконец, такое? Признавайся, Джонни! Девчонка или парень? Мы уже на деньги спорим. Ха-ха-ха!"
Меня называли "Джонни", потому что я внешне очень походила на героя из фильма "Терминатор-2"  - Джона Коннора. В тот год фильм был у всех на устах.
Мне не пришлось отвечать. Моя броня разлетелась на молекулы. Все что осталось - это взгляд испуганного ребенка, который заигрался и разбил дорогую игрушку. Эмоции сменяли друг друга с бешеной скоростью: испуг (Как же так?! Все?!), невероятное облегчение (Все! Все кончено! Занавес! Ура!!!), замешательство (Что теперь?? Что говорить?), растерянность(И как это все выглядит теперь? Все эти туалеты, труды, синяки...), ликование (Все-таки я добилась их! самые крутые парни школы пришли...ко мне!! Даже не к Геле!!)...
В итоге парни прогуляли все свои уроки в нашей компании.. Я впервые переплюнула Ангелину. В центре внимания оказалась..я (неуверенная, нелепая, неяркая, незаметная).  Это мой эпатаж и какая-то настойчивая наглая смелость не укладывались у парней в головах. Они не скрывали своих оценок, вспоминая все эпизоды наших встреч до этого момента. Их поразило мое "отсутствие комплексов". Конечно, они не могли подозревать какое сильное "присутствие" этих комплексов сделало меня настолько отчаянной.
Один парень, особенно впечатлившийся, задавал много вопросов (не помню что конкретно,...да все подряд). Мне было очень приятно  его внимание. Он был веселый, но в то же время неглупый..интересный, не пустой. Он говорил мне странные вещи...что я невозможная, смелая, не такая, как все...и что это очень круто. Странные вещи для девочки, которая целый год губила в себе глаголы женского рода.
И вдруг он предложил мне пари. Сделал это открыто, чтобы все были вовлечены. Оказалось, этот парень терпеть не мог классические мужские костюмы. Для него это было жуткой пыткой, и он надевал  костюм только по особым случаям. Все крутые парни в гардеробе это дружно подтвердили.
 Суть пари была такой: на следующий же день он является в школу  в классическом мужском костюме (все по-честному, и белая рубашка, и галстук), что для него своего рода эпатаж (все парни в унисон закивали: "Да-да!!! Это подвиг!"), ну, а я прихожу в короткой юбке...вот так! Прямо завтра!
 Кто струсит, тот- слабак.
 Было назначено место встречи: на втором этаже школы в центре (главное место встреч) во время большой (самой многолюдной) перемены.
Он честно пришел в костюме. И белая рубашка, и галстук...а я струсила. Моей смелости хватило лишь на то, чтобы на дрожащих ногах подняться на большой перемене в центр коридора второго этажа и встретить там  его разочарованный взгляд. Он был звездой в тот день. Все парни жали ему руку...а он смотрел на меня с вопросом:" Как же так? Почему самая смелая девчонка в школе струсила?".
Почему так?  Может быть, открытая симпатия одного человека не смогла меня убедить, а даже наоборот...убедила в обратном. В том что я "невозможная, смелая, не такая, как все" только прячась под маской. А кто я, когда её сниму? Обычная, серая, неприметная... мне не идут юбки, у меня дурацкая стрижка, я - Гадкий утенок. И я оказалась не готова. Я не могла разглядеть, понять, узнать, что маска - это расписной кусок картона, в конце концов, а то, что творится на сцене - это ...моя игра! И все, что я могу вытащить из себя, играя такую роль, есть во мне, а не в куске картона. Но в тот день ...я не знала этого. Я решила, что все закончится не тогда, когда кто-то предложит мне пари, а лишь когда я сама на это решусь.

                7

    Мой эксперимент закончился сложно. Мальчик Саша ушел. Не резко, постепенно, но чувство горького одиночества, сменившее придуманную личность, меня стало угнетать. Я поняла, что больше нет смысла ни в моих кривляниях, ...ни в дружбе с Гелей. На одном из уроков я написала ей записку, в которой сообщила, что на следующий день я прихожу, как договаривались, в юбке. Что больше я не могу и не хочу строить из себя мальчика Сашу.
В моей внутренней борьбе не было ни победы, ни поражения. Или было одновременно и то, и другое. А значит, пустота. Мне было безразлично.
Тот последний день был как во сне.  В школу пришла неуклюжая, невзрачная, угловатая девочка: мне не шла юбка, я ужасно сутулилась и окончательно загубила походку, мои волосы были по-прежнему короткими... Гадкий утенок, который нарядился Лебедем на маскарад. Но эта странная птица в тот день была в центре внимания.
Да, получилось круто. Все парни, которые думали, что я - мальчик, были шокированы, буквально сбиты с ног. Я помню  лицо того старшеклассника, который все это время мне нравился. Главная лестница в нашей школе была мраморной, и со временем края ступеней около перил сильно сгладились, напоминая ледяную горку. Парень, увидев меня в короткой юбке внизу в холле, съехал на пятой точке по этим ступеням с открытым от удивления ртом.
Появиться в школе год назад переодетой мальчиком было значительно легче. Несравнимо. Потому что мальчик был маской, а я - настоящая. И это никак невозможно сыграть.
 Моя дружба с Гелей, в том виде, в котором была мне дорога, закончилась.

Она расслоилась. Первый слой отпал на дежурстве в гардеробе, когда я поймала на себе новый незнакомый прежде взгляд. Была в нем зависть, злость...взгляд соперника в ринге. Второй раз - в кабинете директора. Третий - в тот финальный день. Мне стало противно. Я поняла, что после того, что с собой сделала, не могу больше учиться в этой школе. Не могу больше встречаться взглядами со всеми зрителями моей трагикомедии, а в особенности не могу находиться рядом с Гелей.