Проложи свою дорогу. 19 часть

Эми Ариель
(Начало:
1 ч.
http://www.proza.ru/2018/03/26/1189)


Предыдущая  18 часть
http://www.proza.ru/2018/09/16/55


                Вернёмся к событиям 1964 года.

          Приближался конец года, и Григорию нужно было сосредоточить своё внимание на сдаче дома в Клайпеде. Тамошний прораб Тарасов явно не справлялся со своими обязанностями.  На объекте не хватало отделочников.  Григорию удалось найти бригаду штукатуров из Клайпедского стройтреста на штукатурку фасада, кроме того, много народу сумели перебросить на объект из Вильнюса. Пытался помочь рабочей силой и трест из Риги, но они, вместо умелых людей, набрали всякий сброд, эти только пьянствовали, и с ними сразу пришлось расстаться. В Клайпеде строители жили в вагончиках, которые стояли во дворе поста  электрической централизации. Григорий тоже там ночевал. Во время одной такой ночёвки разразился ужасный ураган. Казалось, что бешеный ветер опрокинет вагончики, но, к счастью, всё обошлось.  Наутро, когда строители пошли на объект, город выглядел, как после побоища – на тротуарах валялись обломки деревьев, сорванный с крыш шифер, обрубленные дымовые трубы. Картина была жуткой.
 
          Весь декабрь стояла довольно тёплая погода,  что позволило беспрепятственно производить не только внутренние работы по отделке дома, но и  благоустройство территории вокруг него. Но однажды, когда строители были на крыше и занимались отделкой цементным раствором  выхода вентиляционной шахты на крышу, подул холодный ветер, и прямо на глазах начала резко понижаться температура. Начал замерзать раствор. Григорий впервые в жизни  ощутил столь явное изменение погоды в считанные минуты. Такое возможно только у моря.

        В магазинах Клайпеды в то время товаров было гораздо больше, чем в Вильнюсе.  (Дело в том, что торговлю  там возглавлял талантливый организатор Аркадий Лихтиншайн,  в то время один из самых влиятельных людей в городе и хорошо известный в торговых кругах во всем СССР.   В 80-е годы в московских издательствах, таких, как,  например, «Экономика», выходили его книги по организации торговли .  Кстати, он первым в СССР ввел в магазинах своего  города  самую модерную систему самообслуживания.)  Перед отъездом домой на выходные Григорию удавалось забежать в магазин и кое-что  дефицитное купить для семьи.  Поезд из Клайпеды  отправлялся поздно вечером, а к  утру прибывал в Вильнюс.  Так приходилось кататься каждую неделю.  Напряжённая работа, аврал и такое мотание по командировкам снова плохо отразилось на здоровье  Григория, и он попал в Клайпеде в больницу по поводу болей в сердце. А может, это так проявилась его застарелая язва. Чтобы не  огорчать Лену, он ей ничего не сообщил о болезни, а через несколько дней вышел из больницы и продолжил работу. 

         В конце декабря в Клайпеду приехал из Риги зам.управляющего трестом по кадрам В.Алипов и поведал Григорию о планах треста создать в Вильнюсе самостоятельное подразделение в виде строительно-монтажного поезда, непосредственно подчиненное тресту. Очевидно, что предстояли перемены.

       И действительно, вскоре на базе Гришиного участка был создан строительно-монтажный поезд - СМП. Эта структура позволяла рабочим платить вместо командировочных 30-процентную надбавку за разъездной характер работы и пребывание вне постоянного местопроживания.  К началу формирования поезда для размещения персонала было выделено несколько помещений в самом управлении дороги.  Григория назначили заместителем начальника поезда и временно исполняющим обязанности начальника до назначения оного. Главным инженером прислали одного работника таллиннского управления, человека с большим апломбом, но мизерными знаниями и умениями. Однако, он сумел выдвинуться, и трест посчитал его кандидатуру подходящей.
   
        Через некоторое время прибыл и новый начальник, некто Г.И. Лавров, каким-то образом сумевший в Вильнюс  перебраться из Казахстана.  Человеком он оказался малокультурным, малограмотным – типичный демагог, врун и обещальник. К счастью, его быстро раскусили и через пару лет выперли с треском. Но за эти пару лет он сумел перетащить из прежних мест свои кадры и создать себе опору. Сначала он поселился в общежитии, но вскоре  получил квартиру в доме, построенном для отделения дороги. Видимо, помог трест по договорённости с руководством отделения.  Лаврову уже было более 50-ти лет, но он имел молодую жену, которую устроил здесь же диспетчером на  автобазу.  По его вкусу началась комплектация производственного отдела и других служб  поезда. Сложился исключительно плохой коллектив работников – настоящее змеиное гнездо.  На должность главного бухгалтера пытался поступить некто Ильичёв.  Когда он явился к Григорию и показал документы, Григорий отказался его принимать. Но все же тот нашёл обходные пути и Лавров его взял в отдел снабжения. Этот человек наделал столько неприятностей, что еле-еле сумели его выпереть из организации. Тут уж надо было отдать  должное Лаврову – он проявил настойчивость, откомандировав Ильичёва на строительство объекта в Стренче в Латвии. Ильичёв туда ехать не пожелал, и это дало возможность его уволить.   Было принято ещё несколько крайне непорядочных  деятелей в производственный отдел, работать стало очень неприятно, вокруг плелись козни, интриги.   
         Мало того, что каждый год работы отнимал массу сил и здоровья на строительство многочисленных объектов, их сдачу в эксплуатацию, так ещё и сложилась неблагоприятная психологическая атмосфера в коллективе.  Работа отнимала столько времени от семьи, а вокруг люди, не связанные со строительством, жили в своё удовольствие. Только по прошествии многих лет Григорий понял, как это хорошо работать без постоянного изнуряющего напряжения, вовремя  возвращаться домой, питаться дома.  И главное – за столь каторжный труд материальное вознаграждение было мизерным.  Только по своей привычке к постоянству Григорий всё ещё держался за эту работу, за эту организацию, в то время, как давно можно было подыскать более выгодные варианты приложения своих сил.

        В  следующем году в городе начали выделять участки земли для организации коллективного садоводства.  Коллективный сад был создан и на   Гришином предприятии. Из предлагаемых территорий выбрали очень близкий к городу массив – всего в шести километрах от ж.д. вокзала в районе Павильниса. Григорий и стал организатором садового товарищества.  Ещё осенью он отправился с архитектором по ландшафту смотреть место будущего сада. Прошли через уже существующие сады и вышли на колхозное поле, где прежде сажали люпинь. На этом же участке было небольшое болото, и Григорий решил, что в этом месте надо будет выкопать пруд для товарищества, что впоследствии и было сделано.  Когда место было выбрано, начали комплектовать будущих садоводов – в основном  желающих работников СМП.

            Хотя сад располагался недалеко, добираться туда было очень тяжело. Автобусы ходили  редко, переполненные до невозможности – в этом районе организовали много садоводческих товариществ, энтузиастов-огородников было много, и когда вся эта оголтелая братия, вооруженная лопатами, граблями и ведрами, штурмовала несчастный   ЛАЗик, то картина напоминала штурм Зимнего в 1917 году.  Пассажиры буквально озверевали и готовы были разорвать друг друга.   Попасть в автобус с двумя маленькими детьми и стареньким Веньямином было практически невозможно, приходилось пропускать и  все ждать следующего, а курсировали автобусы  редко.  Дело в том, что традиции  заходить в общественный транспорт по очереди в Вильнюсе никогда не было – надо было работать локтями, проявлять ловкость и наглость.  Поэтому можно было сколь угодно рано прийти на остановку и не уехать и за два часа.   В очередь становились только на такси, а затем, в конце 70-х годов, и на маршрутки, когда они появились.  И до сих пор в Литве в общественный транспорт не выстраивается очередь, а происходит соревнование пассажиров на шустрость и ловкость. Правда, автобусы и троллейбусы стали попросторнее, да и пассажиров стало гораздо меньше.

             Первые грядки вскопали вручную и посеяли лук и редиску,  поскольку лопаты девать было некуда, а таскаться с ними не хотелось, замаскировали инструмент в земле. Не было даже скамеечки присесть и хоть какого-то укрытия от дождя.  Всем предстояло ещё разжиться.  У одного из соседей, прораба Лёши, раньше всех появилась небольшая дощатая будка. Когда начинался дождь,  «бездомные» соседи сбегались к нему под крышу и  пережидали ненастье. Иногда будка набивалась полнехонькая, огородники стояли просто вплотную.

       Понемногу осваивали «целину» -   наняли пахаря со здоровенным конем, и он  перепахал весь участок.   Пригнали маленький экскаватор и выкопали ямы для деревьев по схеме 3х4 м. Григорий хорошо подготовил ямы для посадки  – выстелил дно глиной, приготовил для засыпки смесь чернозёма с грунтом.  Саженцы достать было тоже непросто. Но Григорию помог  знакомый директор питомника.   По требованию руководства коллективного сада нужно было посадить на каждом участке 12 яблонь и груш.  А ещё насадили сливы и вишни, но их уже не считали.  Это было неправильно, слишком много  – Веньямин сразу сказал, что на таком участке больше шести деревьев размещать нельзя. Но требовалось придерживаться установленного порядка, и  все насадили много деревьев, которые впоследствии, конечно,  разрослись, вот тогда появилась работа их пилить, выкорчёвывать и освобождать место для других культур. Да и никому не нужно  было столько деревьев.  В будущем Григорий освоил технологию прививок деревьев и очень увлекся садом-огородом.
 
         Развитие садоводства сопровождалось рядом глупых ограничений, которые буквально душили людей. Садовые домики не разрешалось строить более 25 кв.м. площади – только постройки  временного типа без отопления. Садоводы  их называли будками.  Ограничения распространялись и на площадь теплиц-парников. Это было неумно. Люди слепили жалкие хижины, некоторые из них ещё и поныне стоят .  В то же время в Латвии разрешали строить по гораздо лучшим проектам. Там уже тогда строили красивые двухэтажные дачи.   Гришин друг Улманис в Рижском районе построил себе дачу в таком же садовом товариществе, только дома в их дачном поселке были красивые и основательные.

       Затевать стройку Григорий  пока  не стал – у семьи ещё не было достаточно средств даже на  возведение  будки.   Со временем поставили две скамейки, сколотили столик, а для хранения инструмента со временем приобрели старый списанный контейнер, который простоял несколько лет.  Посадили большую плантацию клубники, и первые годы, когда деревья были маленькими и не давали тени, снимали по 20-25 больших ведер ягод. Для полива использовали воду из пруда, которую ещё надо было натаскать вёдрами. Со временем в товариществе появилась питьевая вода (пробурили скважину), разводка по участкам, водонапорная башня  – благодаря связям Григория удалось организовать покупку водопроводных труб   для общества.  Проложили дороги с гравийным покрытием, а потом и электрифицировали  сады. Всё это люди сделали за свои средства, без участия государства, выполнение работ приходилось организовывать через личные связи, поэтому в общество приглашали нужных людей и из других организаций -  чтобы достать кран, экскаватор и другую технику, материалы и пр. Ведь просто пойти и купить или заказать  за деньги ничего нельзя было – ни материалов, ни услуг.  Доставали, выписывали, некоторые подворовывали у государства. За последними охотился грозный  ОБХСС. Но народ приспосабливался, «хлопцы» возили и толкали  налево всё, что угодно.

            На обустройство садов люди тратили много сил, времени, материалов  и средств, но размер участков  6 соток  и ограничения на строительство  не более 25 кв.м не позволяли ни производить в достаточном объеме продукцию , ни решить жилищные проблемы. Разумнее было бы выделять по 12 соток и централизованно подвести к участкам необходимые коммуникации, как это сделали свое время в районах самовольных построек в Чили, а так же разрешить строить настоящее жильё, тогда за счет средств населения  на этих участках бы появились районы частных домов,   в которых бы можно было жить круглый год, особенно пенсионерам. А так всем этим хозяйством люди пользовались всего несколько месяцев в году.  Но даже при всех упомянутых недостатках,  польза от развития индивидуального садоводства была несомненной. Многих людей  сады-огороды отвлекли от пьянства,  улучшилось обеспечение  населения  садово-огородной продукцией,   некоторые держали в садах даже мелкую живность, решилась проблема досуга и летнего отдыха.       Жаль только, что столь  хорошее дело  - бесплатное выделение земли - было недостаточно хорошо реализовано. Позднее, уже в конце 80-х норму площади построек в садах увеличили до 45 кв.м. , а затем и вовсе  сняли все ограничения.  Сады превратились в нормальные жилые районы. Зато на покупку участка в них теперь нужно выложить целое состояние - порой за всю жизнь не заработаешь.


Продолжение 20 часть
http://www.proza.ru/2018/09/24/1823