Пятидесятники и секта змееносцев

Константин Матаков
                ***

«15 февраля 2014 у себя дома в Миддлсборо, штат Кентукки, умер лидер местной религиозной общины пастор Джейми Кутс. Его укусила ядовитая змея» (https://blog.wolive.ru/2018/01/29). Услышав такую новость, большинство обывателей просто вздохнули бы: опять несчастный случай. Мало ли такого? Да, от укусов змей по всему миру умирают нередко. Но это не несчастный случай, это скорее счастливый случай, как ни дико звучит. Погибший был пастором общины змееносцев, а змею на руки он взял, чтобы продемонстрировать всемогущество Бога, и делал это уже 23года.. Сама эта община (или секта – как угодно) возникла в начале 20 века в штате Теннеси, в среде пятидесятников. Как известно, пятидесятники, как и другие американские протестанты, были склонны к буквальному толкованию некоторых мест Библии, которые они считали самыми важными. У них это были стихи в конце евангелия от Марка: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16:17,18). Однако «классические» пятидесятники из этого фрагмента взяли только часть – глоссолалию, знаменитое «говорение на языках», якобы апостольский дар, которым овладели почему-то только пятидесятники по истечении 19 веков истории христианства. Этот феномен до сих пор отличает пятидесятников от всех остальных христиан, которые видят в их глоссолалии бессвязный набор звуков или просто бесовщину..
 Но змееносцы пошли дальше. Пятидесятники, особенно их харизматическая ветвь, были согласны, кроме глоссолалии, еще на изгнание бесов и возложение рук на больных, - но не более. Я сейчас намеренно не касаюсь вопроса о подлинности пятидесятнических чудес. Говорю лишь о претензиях, о теории. И здесь змееносцев не в чем упрекать. Они просто до конца прочли эти два стиха из Марка в том же буквалистском ключе: если уж надо говорить языками и изгонять бесов, то почему нельзя пить яд и брать змей? Это попытка изучить буквалистский тупик неопротестантизма до конца, обследовав все его углы и закоулки. И вот, в 1910 году пятидесятник Джордж Хенсли стал брать на руки змей и пить яды. Конечно, он был осторожен со змеями, и цианистый калий не употреблял, что дает повод змееносцам говорить о «чудесах». Итак, «миф змееносцев» возник: «свою воскресную проповедь Хенсли закончил тем, что голыми руками вынул из ящика большую гремучую змею /../ Подержав ее несколько минут, священник велел взять рептилию прихожанам — в случае отказа им грозило “вечное проклятие в преисподней”. Желая избежать вечных страданий, они по очереди подходили и брали змею на руки» (там же). Вот так, даже проклятие. Нынче, правда, все стало либеральнее: в части штатов использовать ядовитых животных в религиозных обрядах запрещено; поэтому теперь животных нужно брать только тогда когда, почувствуешь Божье благословение. Но кто поручится, что пятидесятнику не придет в голову, будто он получил Божье благословение брать гремучую змею на руки, - в любое время дня и ночи? Но это не отменяет сути: дьявольски прямолинейный буквализм в трактовке Библии доводит змееносцев до смертельной опасности.
Разумеется, мы видим здесь, как и у обычных пятидесятников, опору на экстаз: «священники-змееносцы часто проповедуют в состоянии, близком к трансу /../ почувствовав, что настал нужный момент, священник достает из ящика змею. Он держит ее на уровне лица, над головой или вешает на шею. Иногда случается, что проповедник, прямо с рептилией в руке, падает на пол и бьется в конвульсиях» (там же). Вот тебе и призыв брать змею в руки, когда почувствуешь «благословение», а, оказывается, тут транс и конвульсии нужны. Какими технологиями это достигается, - все пятидесятники знают, да и не только они.. Разумеется, обо всем судят по плодам. С плодами интересно. Опять же, как и остальные пятидесятники, змееносцы убеждают, что они берут змей и пьют ад, - и при этом остаются здоровее прочих. В общем, чудеса, - и без всяких последствий для здоровья! Но не все так просто. Вот например биолог Эл Коритц утверждает, что полосатые гремучники (которых змееносцы часто используют) очень плохо переносят неволю, - стало быть, становятся более вялыми и менее опасными. По этому поводу Коритц говорит: ««Если бы вам не давали спать несколько суток подряд, вы тоже были бы не в лучшей форме» (там же). Кроме того, в природе гремучники активны лишь с апреля по сентябрь, а все остальное время проводят в спячке, т.е. полгода они не опасны вообще. Но разве это убеждает змееносцев? Пастор Джейми Кутс любил заявлять: «Если я перестану брать змей на руки, я умру и попаду в ад». Фанатичная вера сектанта против богословского разума Церкви – сколько раз мы проходили это в истории христианства..
   Конечно, сомнительность чудес со змеями – это еще не все. С ядом тоже не все в порядке. Ясно, что это не заведомо смертельные яды: змееносцы используют разбавленный стрихнин. Стрихнин даже ядовитее цианистого калия, - смертельная доза 1мг на 1кг массы тела. Но сектанты скрывают, какова именно концентрация стрихнина в их растворах. В сильно разбавленном виде можно пить и цианистый калий, а потом всем заявлять, что это Божье чудо. Так или иначе, но смерти в этих общинах – явление нередкое. Тот же Джейми Кутс перенес девять (не считая последнего) укусов ядовитых рептилий. В 1998 году пастор потерял средний палец на правой руке. После очередного укуса последние две фаланги пальца почернели и высохли, обнажив кость. В конечном итоге отмершая часть отвалилась. Его не раз арестовывали — причем не только за проведение самих церемоний и хранение змей, но и за смерть прихожанки от змеиного яда. Женщина скончалась в 1995 году, когда ее ужалила гремучая змея, однако пастору удалось избежать тюрьмы (там же). Кстати, настоящие змееносцы отказываются обращаться к врачам, если укусила змея, - это скорее напоминает иеговистов, чем собственно христиан. Считается, что за столетие истории движения, погибло более 90 человек, но большинство случаев, видимо, остались неизвестными официальной общественности. Учитывая, что ныне в США около ста общин змееносцев, каждая численностью примерно 25 человек (там же) – это немалая цифра. Естественно, сами сектанты считают это волей Божьей. Вот тут и проблема – у них, как и у всех пятидесятников. Их буквализм в трактовке Писания совершенно не принимает во внимание различие между волей человека и волей Господа. Да, Христос говорит, что у верующих в Него будут и говорения на языках, и исцеления больных, изгнания бесов, и ничего им не повредит. Но он не говорит: специально ищите говорения на языках, специально упражняйтесь в изгнаниях бесов, специально берите на руки змей, или специально пейте яд; нет, это не по воле человеческой, а по воле Божьей. В противном случае мы нарушаем известную заповедь, выраженную словами Христа: не искушай Господа бога Твоего (Мф. 4, 7). Если ничто смертоносное не повредит верующим: то почему бы не броситься с крыши небоскреба в надежде, что тебя подхватят ангелы? Ведь этим и искушает дьявол Христа. Почему бы не погрузиться в раскаленную лаву вулкана, - ведь разве может повредить такое пламя истинно верующим? Из житий святых мы знаем, что верующим подчас не вредило ничто смертоносное, и мучители какое-то время не могли их убить; святая Параскева, например, не сгорала в огне; но это было в тот момент, когда Бог так решил. А не когда верующем захотелось попробовать, и самим войти в огонь, потренироваться на тему собственного благочестия, и убедиться тем самым в Божьей благодати. Характерно, что сектанты не испытывают себя в той же степени огнем, как змеями; и с крыш высотных зданий не бросаются вниз. Значит, заповедь «не искушай» хотя бы частично соблюдается ими.
Они, как и все протестанты, привыкли читать Писание выборочно, постоянно повторяя любимые места, и как бы забывая про нелюбимые. Например, баптисты любят цитировать ту же 16 главу от Марка, только 16й стих, а не 17-18, как змееносцы: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». Смотрите, говорят они вопреки Церкви, - сначала нужно веровать, а потом креститься; значит, крестить детей нельзя, ведь они не могут веровать!!! И дальше радость по поводу того, как легко они опровергли церковное учение. Но Христос не говорит здесь о доктрине крещения или о том, что крестить детей нельзя; речь идет о том, что те, кто веруют и крещены – будут спасены. Это как раз противоречит баптистской доктрине, согласно которой крещение для спасения не нужно. Кроме того, баптистам не хватает терпения дочитать этот стих до конца: а кто не будет веровать, осужден будет. Дети веровать не могут, - значит, они будут в аду?! Так могли думать в 16-17вв крайние кальвинисты, но современный баптист явно «гуманнее». Со змееносцами то же самое: они не способны прочесть Писание «до конца». И забывают про «не искушай» - положись на волю Божию смиренно, не испытывай Его долготерпение. Но они продолжают испытывать Его волю, и новые верующие продолжают умирать от укусов змей.. Змееносцы попытались быть самыми последовательными пятидесятниками, идя до конца в буквалистском прочтении «харизматических» мест Писания; все пятидесятники хотели сделать чудеса «нормой жизни», что противоречит самой идее чудес как чрезвычайных событий даруемых по воле Всевышнего, но змееносцы преуспели в этом больше всех. И не случайно, что их так зачаровала идея «дружбы со змеями», ведь именно змей искусил когда-то прародителей рода человеческого.. И не случаен в этой практике отблеск язычества, как и в пятидесятнических исцелениях, говорениях, хохоте и падениях на пол – здесь та же магическая вера, что все будет по воле твоей..
Тут можно было бы возразить, что «чудеса со змеями» присутствуют и в современном православии. Имеется в виду, что на праздник Успения Богородицы в православную церковь Успения на греческом острове Кефалония приползают змеи. Очевидцы описывают это так: "Во время всенощной змеи свободно ползают среди людей — по стасидиям, аналоям, никого не пугаясь. — Если змея залезет вам за пазуху, — предупреждают деревенские жители паломников или туристов, — вы не бойтесь! Благодатью Пресвятой Владычицы Богородицы змеи никакого вреда вам не причинят. Возьмите их в руки, и они, словно котята, будут лизать ваши пальцы. Действительно, за службой происходят невероятные вещи: змеи, как браслеты, обвивают руки верующих людей, ползают по иконе Пресвятой Богородицы и Распятию, по приготовленным для литии хлебам. Змея может даже заползти на Евангелие, которое читают на Литургии. Змеи, как представители животного царства, празднуют вместе с христианами, напоминая им о райском саде, в котором первозданные люди жили с животными единой семьей» (http://monomah.org/archives/7240). Внешне это может показаться похожим на «чудеса змееносцев». Но очевидна и большая разница: заметьте, в православии это происходит на праздник, по воле Божьей - в храме, один день в году. Змеи сами приползли в храм. А у змееносцев люди сами ищут приключений со змеями по своей воле - считая, что ничего смертельного с ними не произойдет. В православии никто не учит - бегите в лес со змеями, тащите гадюк в храм - и вам это не повредит. Змееносцы же все решают «экспериментальным путем», - вот мы возьмем змей на руки, - и нам ничего не будет. Это не чудо, сотворенное Богом, это чудо как вызов Богу, попытка «обязать» Бога такое чудо явить. В православии чудо со змеями в Кефалонии рассматривается как возвращение к земному раю, к первозданной гармонии, утраченной человеком после грехопадения. Пятидесятники-змееносцы своими манипуляциями со змеями пытаются «установить рай» явочным порядком, по-моему-хотению, они не могут смиренно ждать, чтобы свершилась воля Божия. Так что: теоцентризм православия и антропоцентризм змееносцев и в чуде со змеями просматривается слишком ясно