3. Город Корона

Юрий Игнатюгин
         


   Автобус мчит нас за город по берегу Финского залива мимо «Огурца». Это строится огромный небоскреб на Ухте или Охте, не помню точно название. Но стройка впечатляет! Только то, что для строителей выстроили особый город, уже говорит о грандиозности. Конца стройки не видно. Раньше символом Питера был шпиль Адмиралтейства, а теперь отовсюду видно «это». Но у моих родителей до сих пор стоит на серванте фарфоровая бутылка в виде шпиля с корабликом. Я её вижу с детства. А будет ли «огурец» отливаться в сувениры?

   Дальше мы соприкасаемся колёсами нашего автобуса ещё с одним чудом современности, а именно с водозапорной дамбой. Для строительства её также был выстроен город строителей. Дамба запирает Маркизову лужу и в дни, когда ветер гонит с Балтики волны грозящие затоплением Северной столице, она выручает.

   По ней мы и въезжаем в Коронный Город  -Кронштадт.  Я представлял себе крепость Кронштадт окружённым высоченными ядронепробиваемыми стенами с мощёными булыжником узкими улицами без признаков растительности. Ну а крепости мы все представляем круглыми – в виде короны.  А попали мы просто в городок окруженный хотя и не лесами, но скверами и без признаков стен. Впрочем, было одно сооружение вполне могущее называться грандиозным. Это был сухой док. Он был вырыт еще при Екатерине. Руками. Мало того, рядом было вырыто огромное углубление куда сливали воду после того как корабль заходил в док и перекрывался канал. Тогда воду из дока спускали в эту огроменную яму. А потом, не спеша, пока корабь ремонтировали, из ямы больше футбольного поля  в два раза и глубиной больше доковой, выкачивали воду паровыми машинами. До появления машин качали наверное ручными насосами.

      На этом острове много дерев, и одно из них помогло мне сделать открытие – я понял почему липу зовут липой! Листок сорванный мной тут же прилип к пальцам. 

   Брусчатки в городе совсем мало. В основном неважный асфальт и немного чугунных шашек возле собора. Собор новодел, но, говорят, точная копия старого. Внутри множество черных досок – мартирологов. На них перечислены все погибшие со дня основания Кронштадта моряки. Офицеры поимённо, матросы в штуках. Позабавила одна запись –  Подходя на шлюпке к трапу Императорской яхты «Полярная звезда» выпал  в воду и утонул лейтенант Храбро-Василевский. 25 июля 1912 года.
   Или так нарезался летёха, или учился плавать в Тамбовском пехотном. Храбро пошёл на дно, бедняга.

   Ограда у собора тоже мартиролог. Перечислены все герои Кронштадта и одна из них трижды. Петрова Нина Павловна. Старшина и снайпер. Она кавалерша трёх орденов Славы. По моему разумению трижды Героиня.
   Написав эти строки, подался в Википедию. Оно стоило! В 45 году ей было 52 года. Воспитала более полутысячи снайперов! Сразила 122 фашиста!!! Взяла в плен 3 штуки!!! Погибла в автомобильной аварии 1 мая 1945 года…. Могила неизвестна……………… Прочитав, вспомните Родину, мать её.

   Упомянуты и тридцать восемь подводных лодок не вернувшихся из боевых походов. А на каждой из них было не менее пяти офицеров и штук тридцать матросов….
   И многие тысячи моряков не прорвавшихся из Таллина на Большую землю и ушедшие на дно или в плен.

   Потом нас повезли в форт. На кораблике. Хозяин и капитан этого прогулочного суденышка очень подробно рассказал, на очень грамотном языке, обо всём, что мы видели справа и слева. Тут-то я и понял что Кронштадт это комплекс фортов сооруженных на маленьких островках окружающих сам Кронштадский остров и город на нём. Островки, в большинстве, искусственные. На них сооружены крепостцы. Одна из них «засветилась» в фильме «Порох».  Я его потом посмотрел. В фильме из всех бойниц этого форта идет дым. И с тех пор этот форт по имени «Чумной» стоит закопченный. А Чумным его зовут за то, что в нем проводились опыты с заразой.

   Кораблей военных во время нашего сюда визита не было. Стояли две брандвахты у причала. Но зато нас поводили по казематам форта и дали пощупать сталь амбразуры.  Впечатлило. Ржа эту сталь не берёт. На всем этом военном острове и фортах нет никакого вооружения, кроме героической семидесяти шести миллиметровой спаренной пушки и ржавого якоря. Нечем повышать патриотизм подрастающего поколения.

   В одном канале стояла водомерная рейка – это водомерный пост, где измеряют «уровень моря». Нулевая отметка находится именно в Кронштадте. Мы её пощупали.

   А рядом висит мемориальная доска посвящённая балтийской колюшке. Малюсенькой рыбёшке, меньше шпротинки, спасшей множество жизней в блокированном Ленинграде выписана благодарность! Её вылавливали в больших количествах, и это помогло людям выжить.
   За всё время мы не увидели ни одного моряка. Видимо выдохся Кронштадт как крепость и военный порт. А может быть тщательно всё замаскировано от глаз туристов? Мы, всем автобусом решили, что Путин перенес защиту поближе к супостату - в бывший Кёнигсберг. И поехали назад.

   А дома у Ирины Владимировны меня ждали котлеты из полбы и из неё же каша. А также немного вина и сон с видениями.

    А утром  сдал я свою «КаКашку» на автостоянку за 4 тыр в месяц и, навьючив на грудь и спину по рюкзаку подался в метро и на вокзал. Дранх нах Москвабад!