Книголюбы

Иван Левитский
               
  Отношение к книгам у каждого человека - дело сугубо личное. Кто-то обожает толстенные фолианты, с пожелтевшими от времени страницами, кто-то – удобно помещающиеся в сумку и тяп-ляп склеенные в ближайшей подворотне «покетбуки», а кто-то - предпочитает модную нынче электронную библиотеку, скачивая виртуальные произведения из Интернета.
  Насчёт содержания читаемых людьми книг: тут тоже всё не так однозначно. Поскольку вкусовые пристрастия у каждого человека - свои. Здесь вам и детективы, и историческая проза, и фантастика, и пресловуто-вульгарный любовный роман. Огромная же аудитория читателей, вообще, является страстными поклонниками, так называемого, бульварного чтива. Кому что больше по душе – тому, вероятно, и отдаётся в первую очередь предпочтение, на то и тратят люди свои «кровные». Благо современный книжный рынок удовлетворяет запросы любого привередливого клиента, предоставляя весьма широкий диапазон печатной продукции: от классической прозы до рядовых графоманских «высеров».
  Однако есть ещё одна категория людей, которая совершенно не поддаётся моему пониманию. Назовём её условно «псевдоинтеллигентами». Эти странные особи приобретают книги не ради читательского интереса, а ради поддержания в обществе статуса образованной и всесторонне развитой личности. Ведь не смотря на изменившуюся в мире систему ценностей образованность среди Homo Sapiens всё-таки ещё пока престижна. «Псевдоинтеллигентам» плевать на то, что их статус - дутый и не больше, чем мыльный пузырь. Для такой публики важен внешний антураж, создающий им со стороны видимость эрудированного человека. Этого, как они полагают, вполне достаточно, чтобы произвести впечатление. Потому что копать глубже и исследовать доскональное знание предмета, по их мнению, никто даже и не подумает. В общем, всех остальных людей они судят исключительно по себе.
  Когда я говорю о «псевдоинтеллигентах» у меня на ум сразу же приходят две истории, которые описывают подобных персонажей во всей их красе. История первая. Один мой знакомый, из разбогатевших в смутные 90-е года нуворишей, купил себе в евроотремонтированную квартиру новую «стенку», в которой присутствовали два книжных шкафа. Это нынче мебельная продукция специально выпускает стенки такого дизайна, что полки под книги в них отсутствуют априори. А раньше, ещё буквально пятнадцать-двадцать лет назад книжные шкафы в «стенках» занимали самое видное и почётное место.
  – Надо же их, наверное, чем-то заполнить? – задумчиво почёсывая затылок, поинтересовался знакомый при встрече у меня, не забыв похвастаться дороговизной своего приобретения.
  – Да накупи в шкафы книг. В чём проблема? – был ему мой ответ.
  – Точно! А ну-ка, поехали вместе в магазин! Поможешь мне с выбором.
  Так как я особо не возражал, то мы тотчас собрались и покатили на его престижной иномарке в ближайший книжный отдел. Увидев потенциальных клиентов, продавец-консультант выложил перед нами различные новинки печатной продукции, в красках расписывая достоинства предлагаемых произведений.
  – Да нет, вы не поняли. Я сделал дома евроремонт, купил в зал новую мебель. Точнее, два шкафа. И теперь мне надо их красиво заполнить, - перебил продавца мой знакомый.
  – Давайте сделаем так: я куплю у вас в один шкаф книги с зелёными корешками, а в другой – с красными. Содержание меня не интересует. Когда я их читать то буду? Всё равно у меня на это занятие нет свободного времени. Вот вам пятьсот тысяч, подберите, такой ассортимент, чтобы обложки были в нужный цвет, а переплёт - добротного качества.
  Стоит ли говорить о том, что после его слов я просто выпал в осадок? Ведь подобное хамское отношение к книгам встретишь, согласитесь не часто.
  Вторая же история, на мой взгляд, ещё более поучительна. Мне её рассказала одна знакомая девушка про своего несостоявшегося заграничного «жениха», с которым она познакомилась в Интернете.
  По пригласительной визе девушка приехала к иностранцу в гости, как бы на смотрины. Переступив впервые порог дома претендента на её руку и сердце, гостья была приятно поражена огромной библиотекой, занимающей всё пространство целой стены просторного зала.
  – Вау! Как у тебя много книг! Неужели, ты их все прочитал?! – заворожено глядя на такое духовное богатство, вопросила девушка.
  – Конечно. Некоторые даже по нескольку раз, - с умным видом подтвердил иностранец.
  – Что, правда: все, все, все? Ни фига себе! Интересно: сколько же у тебя ушло на это занятие времени?
  – Послушай, малышка. Зачем мне тебя обманывать? Домашнюю библиотеку я собирал несколько лет. Ориентируясь на свой вкус и пристрастия. Соответственно, каждая книжка мною лично прочитана, – снисходительно похлопал «интернетную невесту» по плечу хозяин дома.
  – Ничего себе. Какой же ты должно быть умный. Не то, что я, - моя знакомая почувствовала даже некую неполноценность, устыдившись собственной необразованности.
  Возможно, данный эпизод этим бы и ограничился, но, как известно: наш народ до ужаса любопытен. Ему надо всё потрогать, пощупать и во всём удостоверится на личном опыте. Потому едва «жених» скрылся на кухне, чтобы приготовить коктейли, девушка тут же направилась к книжным стеллажам. Каково же было её изумление, когда первая взятая ради читательского интереса в руки книга на поверку оказалась пластмассовым муляжом. Этаким объёмным пустотелым футляром, обрамлённым снаружи в имитацию дорогого книжного переплёта. Недоумённо сдвинув брови, моя знакомая потянулась за вторым фолиантом – и здесь её ожидал тот же самый результат. Тогда озарённая внезапной догадкой, она судорожно перелопатила большую часть библиотеки. И что же вы думаете? Все, без исключения, «книги» оказались пластмассовыми пустышками.
  По возвращении хозяина дома с двумя высокими бокалами мартини на подносе, моя знакомая ехидно поинтересовалась у него: - Так ты говоришь, что прочитал их все? После чего ткнула пальцем в один из муляжей: - Ну и о чём, например, эта книга? В ответ тот немедленно принялся беззастенчиво врать, пересказывая содержание, якобы, прочитанной им книги.
  – Надо же. Как интересно. А про что тогда вот эта книга? – девушка указала на другую «пустышку». Мнимый «библиофил» совершенно не смущаясь, переключился на повествование о втором литературном произведении. Закончив разглагольствовать, он замолк, ожидая заслуженной похвалы в свой адрес.
  Похвалы он, понятное дело, не дождался. Вместо этого девушка просто сунула ему под нос два раскрытых и пустых изнутри книжных футляра. Последовавшая затем немая сцена была, наверное, похлеще, чем в концовке Гоголевского «Ревизора».