Тюльпановый край

Ольга Антоновна Гладнева
               
                Не шумите, ветры, не шумите,
                Не будите память детских лет:
                Сальские, калмыцкие просторы,
                По весне – тюльпанов пестрых цвет…
                Как однажды в грохоте орудий,
                В топоте коней, моторов гуле
                Утонул сиреневый рассвет…
                О. Гладнева 


                ТЮЛЬПАНЫ – НЕ СДАЮТСЯ!

      Жёлтые, белые, красные, малиновые, пёстрые, в крапиночку, в полосочку тюльпаны, тюльпаны, тюльпаны...  Сальские степи – тюльпановый край!
А совсем, совсем недавно по этой степи мчались танки, вдавливая гусеницами на своём пути всё живое и неживое  тяжело в землю.
Танки, пушки с пламенем изрыгали из раскалённых жерл тонны смертоносного металла.  Сверху самолёты, как тучи градом, сыпали снарядами. Всё ревело угрожающе и остервенело! Грохало, ухало на земле и в небесах! Это по Сальским степям  и над ними грохотала война.
           Но живы тюльпаны! Вон как прыснули огоньками радости по всей степи! Вон как борются за жизнь! Тюльпаны войне не сдаются!
И мужественные Орлы, Соколы – воины Красной Армии в жестоких боях с врагами освободили от фашистских захватчиков  станицы и города Ростовской области и Ставропольского края, прогнав их далеко на Запад, откуда они и нагрянули на мирную Страну СССР, как тать.1

__________________________________

1- тать - татьба — в древнем русском праве преступное похищение чего-либо или насильственное отнятие, о чём поясняется в Википедии. Короче и проще – это вор,  коварный человек или хищник, который крадучись, неожиданно нападает и преступно похищает что – либо материальное, или жизнь, свободу, покой, мир...




         Надолго запомнит враг вкус воздуха Сальских степей да воды русской Волги  - матушки реки!
И настал долгожданный мир! Мир! Свобода! Радость! Красота!
Да, вчера здесь была война. А сегодня она и цветам, и травам, и всем жителям  этого тюльпанового рая кажется кошмарным сном.
         Воронки от бомб, окопы, траншеи  –  всё щедро накрыл, раскрасил душистый и   
                пёстрый ковёр тюльпанов. 
 

                САКМАЛ

           Восхищённые глаза Дашеньки то стремятся охватить всю эту сказочную, благоухающую ароматами роспись степных просторов до самых синих горизонтов, то рассматривают узоры каждого лепестка у самых её ног пестреющих тюльпанов.
            На детском личике – милая улыбка. На душе – такая благодать и радость, что  кажется – расставь руки – вспорхнёшь и полетишь!
            Даже кучерявые ягнята так подбрыкивают, подпрыгивают друг перед другом, что  вот-вот в небо воспарят!


         - Что же делает Дашенька в этом тюльпановом краю, в знойный полдень в окрестностях станицы?
Пасёт – сакмал1.  Сакмал или сакман - это маленькое стадо овечек. Оно состоит из семейства взрослых овец - мам и их ягняток.
             А где же настоящие пастухи – мужчины?
Они ещё воюют. Там, на западных границах большой её родины ещё идёт война.  А многие навек остались на полях сражений с фашистскою ордой.
Поэтому тут, на фронте мирного труда, их заменили пожилые родители, жёны, дети их, братишки и сестрёнки.

            Духота. Какая стоит духота! И ни одного порыва свежего ветерка! И так хочется пить, пить! Вот и десятилетняя Дашенька, ученица третьего класса, помогает колхозу2 -  пасёт сакман.
            И она очень гордится таким поручением.
Конечно, солнышко палит нещадно. Жара. От палящих лучей  хочется спрятаться в тень. Хочется подставить потное личико под струю свежего  ветерка или  дождика. И дышать, дышать полной грудью, вдыхая благодатную  прохладу.  Или склониться к родничку и пить, пить прохладную его водичку! 

_______________________________
1 - сакман (сакмал – казахское) - это когда овечка приносит приплод, её с ягнятами содержат в особом станке. Позже – сгоняют таких два – три семейства вместе, а когда ягнята подрастут, ещё соединяют до 7–10 таких и пасут отдельно от огромной отары. Такие мини-стада и назывались на местном наречье – сакмал. И пасли его учащихся, начиная с 3-го класса. В те военные и послевоенные годы дети рано познавали  труд, помогая в доме, школе, совхозе, колхозе...   

2 -  колхоз – слово образовано от первых частей двух слов: коллективное (кол.) хозяйство (хоз). Это общественный уклад проживания и взаимоотношений людей меж собою и с государством (с 1928 по 1991 года) Коллективное хозяйство (пахотные  земли, сенокосы, выпасы, леса, реки, озёра, пруды, сады, техника, скот, птица, пчёлы, здания,  помещения и др.) принадлежало всем и обрабатывалось коллективным трудом. А производимая общим трудом продукция разделялась между колхозниками с учётом доли труда каждого. Учёт работы каждого члена колхоза ежедневно проводился учётчиком. Единицей измерения труда считался трудодень.






     Перед мысленным взором Дашеньки зеленела знакомая лужайка прямо за их садом. И там, под пышным кустиком бузины, вырывался наружу из под земли светлый родничок. И тоненьким ручейком, извиваясь, бежал по лужайке и растекался в зарослях высокого камыша. 
    Дашеньке казалось, что она даже слышит тоненький звон его бегущей по камешкам водички…
   Ах, как же хочется подставить ладошки под звенящую струйку родничка, набрать целые пригоршни водички и пить, пить, пить!
    Но маленькие ягнятки должны свободно расти в маленьком стаде.
В большой отаре они могут отстать от своей мамки, затеряться.
Их могут задавить большие овцы. Этого допустить нельзя.
              После войны в колхозах надо иметь большие стада овечек.
Ведь, армии надо не только оружие, техника, хлеб, но и тёплая одежда, обувь. Надо иметь шерсть. Много шерсти. Поэтому ягняток надо беречь.

            - Потерплю,- говорит себе Дашенька.- Сейчас всем тяжело. Надо терпеть. Для фронта. Для Победы. Надо! Чтобы быстрее наступил Мир! Вот такой – светлый, радостный,  красивый и свободный!

     Даша очень любила свою семью, село, степь, Родину. И старалась своим трудом всем им помочь.  Она очень верила, что отец и его боевые товарищи победят врага, и наступит долгожданный Мир на всей Земле! И так сталось - Победа, Мир, Радость!!!

                О, степи! Сальские степи! На всех  вы открытых ветрах!
                О мужестве вашем расскажут поэты в песнях своих и стихах! 


    ___Историческая справка_____
«...С первых же месяцев войны исключительно важное значение приобрёл общественно полезный труд учащихся. Школьники сразу же активно включились во всенародное движение под лозунгом: «Всё для фронта! Всё для победы!»
«...Особое внимание в постановлении, принятом СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 24 сентября 1941 года, уделялось проблеме кадров, от решения которой в конечном счёте зависела перестройка сельского хозяйства. Для возмещения убыли рабочей силы необходимо было вовлечь в общественное производство всё практически трудоспособное население деревни, включая подростков и стариков. Женщина становилась главной силой в колхозе, совхозе и МТС».  (Советская Украина в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., М.: Наука, 1987, стр. 93).



                <        ~  * * * ~        >


               
                Дорогие ребята! К рассказу прилагается небольшой толковый словарик литературных терминов.  Написан он кратко, просто и понятно. И станет хорошим помощникам вам при работе с художественными текстами и в деле самообразования.               


                КРАТКИЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРИК ЛИТЕРАТУРНЫХ ТЕРМИНОВ

              Тема. Идея. Персонажи.Средства выразительной речи.

• Каждое художественное произведение написано на какую-то основную тему.
• Тема –  это то, о чём говорится в произведении. Например, в нашем рассказе, «Тюльпановый край», говориться о войне и мире.
• Тематика – главная, большая, основная тема произведения всегда раскрывается  ещё другими, связанные с нею по смыслу темами. Все они, вместе с главной темой и называются – тематикой стиха,  рассказа,  сказки, повести – короче - любого произведения. Например, в нашем рассказе главная тема войны и мира раскрывается темами:
-   мужества Армии и Народа в битве за Свободу родной земли;
-   любви к красоте родной земли, как тут – покрытой тюльпанами степи;
-   темой  труда: в нашем рассказе – добросовестный труд маленькой девочки Даши во имя Армии  и народа, чтоб помочь им победить врага.
-   В других произведениях могут быть и  другие темы.
   
• Главный литературный герой (ЛГ)– это главное,  действующее в произведении (стихе, рассказе, сказке, повести и т.д.) лицо. В нашем рассказе главным действующим лицом является Дашенька. Она любуется степью, покрытою цветущими тюльпанами. Радуется наступившему в родной степи миру. Но девочка знает, что её отец, вместе со всеми воинами Красной Армии, ещё сражается с фашистскими захватчиками за Свободу Родины. Что где-то там, у границ Советского Союза, ещё идёт война. И Даша  своим детским трудом старается помочь маме, селу, Армии и народу быстрее победить врага.
• Персонажи (одушевленные, неодушевлённые – олицетворённые) – это тоже действующие лица любого произведения.
• Персонажи бывают положительные и отрицательные. Как и в нашей жизни, мы судим о людях- персонажах нашей жизни – по их делам, по их отношению к природе, Родине, людям и - к нам. Например, в нашем рассказе «Тюльпановый край» - положительными персонажами является Дашенька и воины Красной Армии, и Советский народ, сражающиеся с врагом за свободу Отечества.
          Персонажи, свершающие положительные поступки и называются 
          положительными персонажами.
          Персонажи, совершающие отрицательные поступки, и называются
          отрицательными персонажами.
        В рассказе враги, неожиданно, как тать – вор, хищник, напавшие на  Союз Советских Социалистических Республик  (так тогда называлась наша большая Родина) и являются отрицательными персонажами.

• Сюжет – это краткое изложение того, о чём идёт речь в произведении. Например, сюжет нашего рассказа – девочка Даша, помогает колхозу, Стране, Армии своим детским трудом: пасёт  овечек с их маленькими ягнятками.
А вот как она любуется красотой родной степи, покрытой цветущими тюльпанами, и радуется наступившим мирным дням, как её очень мучают жара и жажда, но главная героиня рассказа терпит, потому что надо пасти стадо. Это всё есть - детали сюжета.

• Идея – смысл рассказа, мысли, которые хотел высказать автор читателям.


               
                Ну и как, дорогие юные читатели, - всё понятно?
        Автор для этого так старался  излагать сведения  (информировать) словами   
             (лексикой), уже хорошо усвоенными и ежедневно употребляемыми вами. 



                О. ГЛАДНЕВА – филолог, педагог, публицист, прозаик и поэт.